Викторина по творчеству Н.А.Некрасова
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, изучаемой в общеобразовательной школе и рекомендуемые для внеклассного чтения. Вопросы викторины отражают основные этапы жизненного и творческого пути поэта.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. Можно, например, организовать «литературный турнир», когда участники игры делятся на две равные группы и стараются добиться «виктории» - победы в этом своеобразном состязании. Такая игра вызывает интерес.
Викторину можно использовать при подведении итогов по пройденным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina._nekrasov.docx | 77.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина.
Николай Алексеевич Некрасов
- – 1877)
Автор: Мусаева Заира Ахиятовна – учитель русского языка и литературы
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, изучаемой в общеобразовательной школе и рекомендуемые для внеклассного чтения. Вопросы викторины отражают основные этапы жизненного и творческого пути поэта.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. Можно, например, организовать «литературный турнир», когда участники игры делятся на две равные группы и стараются добиться «виктории» - победы в этом своеобразном состязании. Такая игра вызывает интерес.
Викторину можно использовать при подведении итогов по пройденным темам.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к изучению творчества Н.А. Некрасова.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о творчестве писателя, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателя и русской литературе в целом.
Оборудование: Выставка книг Н.А. Некрасова
- Где и когда родился Н.А.Некрасов?
(Некрасов родился на Украине в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии 28 ноября (по старому стилю) 1821 года)
- Как звали отца и мать Некрасова?
(Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, 1788 – 1862. Мать - Елена Андреевна Некрасова, урождённая Закревская)
- Кем они были по происхождению?
(Дворяне)
- В каком селе прошло детство Некрасова?
(Грешнево)
- Какое образование получил Некрасов?
(С 1832 по 1837 год учился в Ярославской губернии. С 1839 по 1842 год учился в Петербургском университете, на философском факультете)
- Как называлось первое опубликованное
стихотворение Некрасова?
(«Мысль», 1837г.)
- Как назывался первый сборник стихов Некрасова?
(«Мечты и звуки», 1840г.)
- Издателем какого журнала был Некрасов?
(«Современник», «Отечественные записки»)
- Кому посвятил Некрасов свои произведения «Дедушка
Мазай и зайцы», «Соловьи», «Крестьянские дети»,
«Дедушка Яков», «Генерал Топтыгин», «Пчёлы».
(Крестьянским детям)
10.Где находится школа, построенная Некрасовым для
крестьянских детей?
(В селе Акабумцево, школа была открыта в 1872 году)
11.Чем сильно увлекался Некрасов, если выпадало
свободное время?
(Охотой)
12.Где находится могила Некрасова?
(В Санкт – Петербурге, на Новодевичьем кладбище)
13.Из каких произведений Некрасова взяты эти строки.
* Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. («Поэт и гражданин»)
*Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои. («Мороз, Красный нос»)
*Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живётся легко. («Крестьянские дети»)
*Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь … («Школьник»)
*О Волга! … колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? («На Волге»)
*Есть женщины в русских селениях
С спокойною важностью лиц ,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц … («Мороз, Красный нос»)
*Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила …» («Соловьи»)
*… русский народ
Вынесет всё – и широкую , ясную
Грудью дорогу проложит себе. («Железная дорога»)
*Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей. («Песня Еремушке»)
14.Как называется стихотворение Н.Некрасова, в
котором рассказывается о вольной и безмятежной
жизни чудесных лесных певцов? («Соловьи»)
15.Как зовут старосту из поэмы «Мороз, Красный нос»?
(Сидор Иваныч)
16.Большие с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо, - и до рук борода. Кто это?
(Прокл Севастьяныч. Поэма «Мороз, Красный нос»)
17.Кличка лошади из поэмы «Мороз, Красный нос».
(Савраска)
18… красотою дивила,
Была и ловка, и сильна,
Но горе тебя иссушило. Кто это?
(Дарья. Поэма «Мороз, Красный нос»)
19.Как зовут детей Прокла и Дарьи? (Маша и Гриша)
20.Какие три тяжкие доли имела судьба крестьянки?
(Первая доля – с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться (подчиняться мужу)
21.Как называется речка, в которой Н.Некрасов купался
с крестьянскими детьми? (Самарка)
22.Как называется стихотворение, в котором Некрасов
вспоминает М.Ломоносова? («Школьник»)
23.Какую реку Некрасов называл «благословенной рекой,
кормилицей народа», своей колыбелью, «рекою рабства
и тоски»? (Волгу)
24.Лучшие друзья будущего поэта. (Крестьянские дети)
25.В детстве любимое занятие Некрасова. (Купание в речке)
26.А зимой? (Катание на салазках)
27.С чем сравнивает Некрасов детские глазки
в стихотворении «Крестьянские дети»? (С цветами)
28.Тема стихотворения «Железная дорога».
(Тяжёлый труд крепостных )
29.Отрывок из стихотворения «Железная дорога».
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей. О ком чем речь? (О голоде)
30.По утверждению генерала кто строил железную
дорогу? (Граф. Петр Андреевич Клейнмихель)
31.А кто строил железную дорогу? (Крестьяне)
32.Какие города соединяла эта железная дорога?
(Москву и Петербург)
33.Сколько лет строилась железная дорога? (10 лет)
34.Кем считает генерал русских крестьян в
стихотворении «Железная дорога». (Варварами, скопище пьяниц)
35.Качество русского народа, которым восхищается
автор. (Выносливость)
36.Какова была семейная слабость Некрасовых?
(Любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние)
37.Где располагалось родовое имение Некрасовых?
(Родовое имение Некрасовых располагалось в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года.)
38.Где учился Николай Некрасов?
(В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.)
39.16-летний Некрасов отправился в Петербург? С какой целью?
(В 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк.)
40.Какой отцовский наказ нарушил, приехав в Петербург, Николай Некрасов?
(Поступить на военную службу в Дворянский полк.)
41.Чьё наставление помнил Николай Некрасов и пытался
выполнить: «Только в университете человек получает
настоящее образование»? (Наставление матери.)
42.В каком году, с каким названием и под каким псевдонимов вышел первый сборник стихов Н.А.Некрасова?
(Первый сборник стихотворений вышел в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки».)
43.Престарелый поэт, к которому пришёл со своими стихами юный Некрасов, посоветовал ему не подписывать первую книжку своей фамилией. Кто был этот поэт?
(Жуковский.)
44.Как поступил автор с тиражом первого своего сборника? (Сжег его в печке.)
45.Под какими псевдонимами писал молодой Некрасов?
(Иван Бородавкин, Перепельский, Назар Выволочкин,
Стукотнин и др.)
46.Назовите песни на стихи Н.А. Некрасова.
(«Тройка», «Коробушка», «Похороны», «Песня Еремушке».)
47.Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?
(«Крестьянские дети», «Плач детей», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Накануне светлого праздника».)
48.Кому адресованы строки: «Учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!»?
(В. Г. Белинский.)
49.Какие две страсти, привитые с детства отцом,
сопровождали Николая Некрасова всю жизнь?
(Охота и карты.)
50.Где находилась усадьба Н.А. Некрасова? В каком году он ее приобрел?
(В 1862 году Некрасов приобрел усадьбу Карабиха,
недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето,
проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.)
51.И. А. Гончаров отмечал, что у Некрасова, кроме собственного поэтического дарования, «есть ещё талант — отыскивать и приманивать таланты».
Чьи таланты «отыскал» Некрасов?
(Чернышевский, Добролюбов, Решетников, Слепцов, Успенский.)
52.Некрасов в 1863 году потерял рукопись и дал объявление в газете, пообещав щедрое вознаграждение нашедшему в
размер 50-ти рублей серебром. О какой рукописи идет речь? (Роман Чернышевского «Что делать?» (начальные главы))
53.Некрасов был издателем и редактором журнала, сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Какого? В какие годы?
(В 1847 — 1866 Некрасов был издателем и фактическим
редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие
литературные силы своего времени. Журнал стал органом
революционно-демократических сил.)
54.В каких стихах Некрасов нарисовал светлый образ матери, которая скрасила своей благородной личностью
непривлекательную обстановку его детства.
(Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в "Последних песнях", в поэме "Мать" и в "Рыцаре на час", Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства.)
55.У кого из русских поэтов заимствовал Некрасов первую
строчку сатирического стихотворения «Всевышней волею
Зевеса»: «Всевышней волею Зевеса
Вдруг пробудившись ото сна,
Как быстро по пути прогресса
Шагает русская страна»?
(У Пушкина из «Евгения Онегина»: «Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных».)
56.Н.А. Некрасов писал не раз о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки:
а) «Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать»;
б) «И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли»;
в) «Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны У Бога самого».
Из каких произведений взяты эти строки?
(«В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».)
57.Какие мотивы характерны для поздней лирики Н.А.
Некрасова?
(Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак).)
58."Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и
источником всей страстной, страдальческой поэзии его на
всю потом жизнь". Кто автор этих строк о Некрасове?
(Ф. Достоевский.)
59.«И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах.., а сам с ноготок!»
Из какого стихотворения отрывок? Как звали героя? Сколько ему лет?
(Из стихотворения «Крестьянские дети» (1861) Н. А. Некрасова. «А как звать тебя?— «Власом». А кой тебе годик?— «Шестой миновал...».)
60.Как Некрасов описывает женскую красоту с помощью сравнений в стихотворении «Мороз, Красный нос»: «Пройдет... Посмотрит...»?
Кому посвящено это произведение?
(«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!». «Посвящаю моей сестре Анне Алексеевне».)
61.Какая поэма начинается весёлой песней, а заканчивается трагической гибелью героев. («Коробейники».)
62.Поэму «Русские женщины» Некрасов посвятил судьбам двух декабристок, используя мемуары одной из них. Чьи и какие? («Записки М. Н. Волконской».)
63.Знаете ли вы афоризмы Некрасова:
а) «То сердце не научится любить ... »; «...Которое устало ненавидеть»;
б) «Сейте разумное ... »; «...доброе, вечное»;в) «Поэтом можешь ты не быть ... »; «...Но гражданином быть обязан»;
г) «Мне борьба мешала быть поэтом ... »; «...Песни мне мешали быть борцом»;
д) «Чтобы словам было тесно ... »; «...мыслям просторно»;
е) «У счастливого недруги мрут ... »; «...У несчастного друг умирает»;
ж) «Будь гражданин: служа искусству ... »; «...Для блага ближнего живи»;
з) «Суждены нам благие порывы ... »; «...но свершить ничего не дано»;
и) «Воля и труд человека ... »; «...дивные дива творят»;
к) «Люди холопского звания ... »; «...сущие псы иногда»;
л) «Нужны нам великие могилы ... »? «...Если нет величия в живых».
64. «Я лиру посвятил народу своему…» Чьи это слова?
(Н.А.Некрасова)
65.Как звали мальчика из поэмы «Железная дорога»?
(Ваня)
66.Отчество Прокла из поэмы «Мороз, Красный нос».
(Севастьяныч)
67.Сидор это сосед Прокла? (Нет. Староста)
68.Похоронив мужа, Дарья принялась готовить ужин?
(Нет. Пошла в лес за дровами.)
69.В 1863г. сын декабриста С.Г.Волконского писал автору: «Он пробрал меня не до костей и не холодом, а до глубины души тем тёплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение». Что это за произведение?
(«Мороз, Красный нос»)
70.Перечислить все средства, которыми лечили Прокла.
(Окатили водой с девяти веретен, в жаркую баню сводили, ворожеек созвали, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, под куричий клали насест, отправилась на ночь глядя в монастырь за иконой.)
71. «…воевода дозором обходит владенья свои». О ком речь? (О морозе)
72.В каком произведении упоминается граф Пётр Андреевич Клейнмихель? («Железная дорога»)
73.В качестве эпиграфа к стихотворению «Железная дорога» Н.Некрасов приводит отрывок из разговора в вагоне между отцом и сыном. Что из представляет этот эпиграф? (Диалог)
74. «Века протекали – всё к счастью стремилось,
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал …» Что?
(Суровую долю крестьянки)
75.Некрасов пишет: «Быть может, я умру, неведомый ему, но я ему служил и сердцем я спокоен». Кому, по-вашему, он служил? (Народу)
76.Соседи в один голос заявили: «Что Дарье работы прибудет, что ждут её чёрные дни. Жалеть её некому будет». Почему? (Умер отец и муж, кормилец семьи, Прокл)
77.Что такое рига? (Сарай для сушки снопов)
78.Что такое вирши? (Стихи)
79.В стихотворении «Школьник» какие строки говорят, что мальчик из бедной семьи?
(Ноги босы, грязно тело, и едва прикрыта грудь)
80. Кому посвящена поэма «Дедушка»?(Декабристам)
81. Кто такие бурлаки?
(Рабочие, тянувшие на бечеве судно против течения.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по творчеству Н.А.Некрасова
Викторина...
Викторина по творчеству Н.А. Некрасова 5-7 классы
Викторина по творчеству Н.А. Некрасова 5-7 классы (вопросы по литературе для 5-7 классов) ...
Викторина по теме "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"
Вопросы викторины отражают основные этапы жизненного и творческого пути поэта. К каждому заданию учащимся предложены варианты ответов. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом....
Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».
Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания; раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...
Викторина по творчеству А.Н. Некрасова
Литературная викторина для учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова....
Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"
Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...
Викторина по творчеству Н.А.Некрасова
Викторина по творчеству Н.А.Некрасова...