Теория к олимпиаде по литературе. 10.11.2017
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Теория к олимпиаде по литературе поможет учащимся выполнить анализ стихотворения и анализ эпизода  прозаического произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_k_olimpiade_po_literature.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Теория к олимпиаде по литературе. 9 класс

1/Направления: классицизм( Ломоносов, Державин, Фонвизин, Радищев), романтизм,( ЖУКОВСКИЙ, РАННИЙ Пушкин и Лермонтов) сентиментализм, (Карамзин)реализм.( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, писатели 19 века)

2/Роды: эпос, лирика, драма

3/Жанры: 1. Эпические( эпопея, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ) В древнерусской  литературе :летописание, житие, похвала, слово, воинские повести, хождения, послание) . В фольклоре: былина, сказка басня, плач.

2.Лирические: ода, элегия, послание, песня, небольшое стихотворение

3.Драматические: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

4/               Система стихосложения: (силлабо-тоническая):

  1. Стопа- повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов
  2. Размеры стихотворные: а)двусложные (хорей- первый слог ударный, второй- безударный. «Буря мглою небо кроет , вихри снежные крутя», ямб- первый слог – безударный, второй- ударный. «Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман»)

б) трехсложные (дактиль- первый слог ударный, второй и третий- безударные. « Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни», амфибрахий-первый и третий -безударные, второй- ударный. «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». анапест- последний слог- ударный «Начинается зимняя сказка»)

        3)  Строфа- сочетание нескольких стихов, образующих единство. В строфе от 2 до 14 стихов.

Виды стихов:  а) акростих – начальные буквы, прочитанные по вертикали, складываются в самостоятельную фразу  б)александрийский стих-двустишие с парной риф  в)буриме- стихи, пишущиеся по заранее заданным рифмам г)верлибр( свободный стих)_- стих, не имеющий размера и рифмы    д)вольный стих- стих с неравным количеством стоп в строфах( басни, «Горе от ума»Грибоедова, «Маскарад» Лермонтова, «Погасло дневное светило» Пушкина)                                е)газель- стихи состоят из 2 полустиший и нанизываются на одну рифму   ж)дистих- Самостоятельное двустишие, являющееся отдельной строфой  з)идиллия-небольшое стихотворение , изображающее мирную и беззаботную жизнь селян и)катрен- четверостишие к) мадригал- небольшое стихотворение любовно- комплиментарного  содержания с остроумной концовкой л) ода- торжественное стихотворение, прославляющее монарха, Бога,                                  Отечество м)романс- стихотворение, положенное на музыку н) рубаи- стихотворение в поэзии Востока, четверостишие о) сонет-стихотворение , включающее 14 стихов п)секстина- 8 строф по 6 стихов  р) терцина- трехстишие

Анализ  лирического  стихотворения:

  1. Тема , идея, композиция (движение поэтической мысли в произведении)
  2. Каков основной мотив стихотворения( основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)
  3. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
  4. Какие еще чувства выражены в стихотворении?
  5. Есть ли широкие поэтические обобщения? Какие? Какими художественными средствами выражены? (Эпитеты, сравнения, метафоры)
  6. Что особенно привлекало ваше вниманиев произведении? Что считаете нужным « взять с собою в жизнь»?

                            План разбора стихотворения:

1.Дата написания

2.Биографические сведения, фактический материал

3.Жанр, жанровые особенности

4.Идейное содержание (ведущая тема, основная мысль, чувства, внешние впечатления и реакция поэта на них, преобладание общественных или личных интонаций)

5.Как построено стихотворение? (По образам (сходству, контрасту, ассоциациям* особенности ритма)

                                         Анализ эпизода.

                                   Первый вариант:

1.Установите границы эпизода( Временные, пространственные, непосредственно текстовые)

2.Определите основной смысл эпизода, дайте ему название

3.Какие персонажи выступают носителями основного смысла эпизода?

4.Проследите смену настроения, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.

5.Какие композиционные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода?  Пейзажный портрет, описание действий и поступков героя, их мысли, взаимооценки, прямые авторские характеристики, мимика, интонации.

6. Какова логика развития эпизода?

7.Какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода?

8. Какова роль этого эпизода в произведении, как он связан с другими эпизодами?

                                      Второй вариант:

  1. Как раскрываются характеры в данном отрывке?
  2. Что нового узнаем о героях?
  3. Основные средства эпического изображения( повествование , описание, авторское рассуждение, высказывания персонажей)
  4. Авторская позиция.

                 Анализ литературного произведения ( прозаического):

  1. Значение творчества писателя ( основные проблемы эпохи, отношение к ним писателя( к народу, строю, путям борьбы за изменение жизни, задачам литературы), традиции и новаторство писателя в области идей, тематики, проблематики, творческого метода, жанра; место писателя в развитии европейской и мировой литературе; оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
  2. История создания произведения (время написания, положение народа, политика правящих классов, основные факты идейной борьбы)
  3. Тематика произведения
  4. Проблематика (совокупность проблем)
  5. Идейное значение произведения ( идея- ответ на проблему, то решение, которое утверждается как главное, как правильное)
  6. Жанр произведения ( выделять в зависимости от того, к какому жанру относится)
  7. Система художественных образов и их внутренние связи
  8. Характеристика центральных персонажей( место в системе образов, социальное и материальное положение, внешний облик, дело и жизненные принципы, отношение к окружающим, особенности внутренних переживаний, отношение автора к персонажу, какие черты личности героя выделены через портрет, авторскую характеристику, характеристику других действующих лиц, предысторию или биографию, цепь поступков, речевую характеристику, окружающую обстановку, через соседство с другими персонажами
  9. Композиция произведения( расположение и соотношение частей)

Характеристика

эпохи

Писатель.

Годы

жизни

Произведения

Тема

Идея

Композиция

Основные герои

Феодальная раздробленность Руси

-

« Слово о полку Игореве»

Поход князя Игоря  Новгород-Северского в 1185 году против половцев

Призыв к единению русских князей

1.Зачин

2. Основная часть:

1.Поход Игоря и его последствия 2.«Золотое слово» Святослава

3.Плач Ярославны

4.Возвращение Игоря

Игорь, Всеволод,

Святослав,

Рюрик и Давид Ростиславовичи, Андрей Боголюбский, Ярослав Всеволодович, Владимир Глебович, Ярослав Осмомысл, Роман, Мстислав, Ингварь, Изяслав Васильков, Всеслав Брячиславич

1682-1725г.Правление Петра 1( Россия –империя,Северная война, основание Петербурга,учреждение Академии наук)1741-1761. Правление Елизаветы Петровны.

Ломоносов М.В. (1711-1765г.)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Прославление Елизаветы и Петра1

Прославление России, мира, науки и просвещения

1строфа-обращение к тишине

2-в мире нет прекрасней Елизаветы и тишины

3-конец  русско- шведской войны

4-обращение к царице

5,6-забота о науке

7-9-прославление Петра

9-10 сожалениие о смерти Петра и Екатерины

12-15-радость по поводу воцарения Елизаветы

16-20-описание малоосвоенных земель России

22-23-восхваление пользы наук

24-прославление и пожелание императрице

Ломоносов М.В.

Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Тайны природы, мироздания

Человек во Вселенной, все миры Вселенной равны перед Богом

Обитаемость Вселенной, предположение жизни на других планетах, обращение к ученым с просьбой ответить на вопросы, тревожащие человеческий ум, выдвижение научных гипотез( пытается объяснить северное сияние), размышление о величии Творца

17602-1796 Правление Екатерины 2, Манифест «О вольности дворянства», крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева

Державин Г.Р. (1743-17810)

Стихотворение«Властителям и судиям»

4- страстный призыв к Богу правых

Державин Г.Р.

Ода «Фелица»

Прославление Екатерины 2

Фонвизин Д.И. (1745-1792)

Комедия«Недоросль»

Воспитание

Высмеивается грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность, осуждение крепостного права и государственной власти

Простакова, Митрофанушка, Скотинин, Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна, Тришка, Кутейкин, Цифиркин

Радищев А.Н. (1749-1802)

Художественный очерк «Путешествие из Петербурга в Москву»

Жизнь крепостных крестьян и помещиков

Осуждение крепостного права

Главы « София», « Любань», «Едрово», « Спасская Полесть», « Хотилов», «Выдропуск», «Зайцово» и др.

Карамзин Н.М. (1766-1826)

Повесть «Бедная Лиза»

Любовь крестьянской девушки

Идеализация крестьянского быта, конфликт между возвышенными чувствами и грубой реальностью жизни

Лиза, Эраст

                                                                                         Первая половина  19 века

Открытие Царскосельского Лицея, Отечественная война 1812 года, возникновение тайных декабристских организаций(1821-22), восстание декабристов( 1825 г.) и его поражение, реакционная политика Николая 2, гонение на свободомыслие

Жуковский В.А.(1783-1852)

Баллада «Светлана»

Судьба человека

Победа человека в его борьбе с судьбой

Грибоедов А.С. (1795-1829)

Комедия «Горе от ума»

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»

Осуждение крепостнических порядков, нравов старой Москвы, раболепия и низкопоклонства, чинопочитания, преклонения перед Европой

« Одна комедия как бы вложена в другую».

Завязка_ приезд Чацкого

Кульминация- слух о сумасшествии Чацкого

Развязка- выезд Чацкого из Москвы

Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья, Лиза, Скалозуб

Пушкин А.С. (1799-1837)

  1. Лицейский период: «Воспоминания в Царском Селе, «Лицинию»,  «Пирующие студенты», «К Пущину», «К другу стихотворцу», «Элегия»
  2. Южная ссылка(1820-24) «Узник», », «К Чаадаеву», «Птичка», «Кинжал»,  романтиче ские поэмы (Цыгане», «Бахчисарайский фонтан )
  3. Михайловское(1824-1826) «Борис Годунов»,

Патриотизм, дружба, любовь и смерть

Взаимоотношения народа и царской власти

Протест против тирании и самодержавия

  1. Петербург  «Арап Петра Великого»

Реформы Петра 1

  1. Болдинская осень, 1830, «Евгений Онегин», маленькие трагедии, «Полтава»,»Повести Белкина»
  2. Последние годы жизни (1834-37) «Медный всадник», «Пиковая дама»,  издание журнала «Современник», «Капитанская дочка»

Жизнь России 20 годов, тема творчества, гениальности, преобразование Петра1

Крестьянская война под предводительст-вом Пугачева

Эпоха реакции

Лермонтов М.Ю.(1814-1841)

«Смерть поэта»

«Родина»

«Ге рой нашего времени»

Отклик на смерть Пушкина, осуждение самодержавия

Любовь к России народной, осуждение лжепатриотизма

Судьба молодого поколения 30-х годов

«История души человеческой»

Подчеркнуто разорванная хронологическая последователь-ность

Печорин, Бэла, Максим Максимыч, Грушницкий Княжна Мэри

Гоголь Н.В. (1809-1852)

«Вечера на хуторе близ Диканьки»,

               «Ревизор»,

 «Мертвые души»

Труд, любовь, быт крестьянства

Коррупция, беззаконие, обман и самообман, преклонение перед чином

Духовное состояние русского общества, пошлость, омертвение души, моральное одичание

Картины барских поместий и описание образа жизни однотипны( сначала деревня, потом двор помещика, его портрет, интерьер дома). Каждое из описаний отличается цельностью, но при  этом углубляет впечатление процесса  духовного распада

Хлестаков, городничий (Сквозник-Дмухановский,

Земляника,

Добчинский, Бобчинский,Ляпкин-Тяпкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.

Здесь даны задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов в 2016-2017 году. Задания даны с ответами....

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ 2016-2017 учебный год 8-9 класс(ответы)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ  2016-2017 учебный год 8-9 класс(ответы)...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

 География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной поверхности и еетерриториальной дифференциации,...

Олимпиада по русскому языку и литературе. 5 класс. 2017 год.

Участие в олимпиаде позволяет учащимся реализовать свои творческие способности.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11800858","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"194",...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

 Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад являетсяшкольный, в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьног...

Материалы заданий заключительного этапа X Южно-Российской межрегиональной олимпиады школьников «Архитектура и искусство» по комплексу предметов (рисунок, композиция, живопись, черчение) (в Перечне олимпиад школьников России № 97 в 2017/18 учебном году)

Материалы заданий (постановок) заключительного этапа (очного)X Южно-Российской межрегиональной олимпиады «Архитектура и искусство»(2017/18 уч. год) по комплексу предметов (рисунок, компози...

О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...