А.Н. Островский "Бесприданница"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.a._ostrovskiy_tema_bednoy_devushki_v_pese_bespridannitsa_10_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Драма А.Н.Островского «Бесприданница». Тема бедной девушки в пьесе
Цель: формировать знания об особенностях драматургии А.Островского; раскрыть новую страницу творчества драматурга, образы пьесы;
продолжить работу над развитием умения осознанного связного изложения материала,
ответа на вопросы, характеристики образов героев, умения анализировать и обобщать, эмоционального восприятия материала; способствовать развитию кругозора, обогащению словарного запаса;
формировать интерес к предмету, к литературе, чтению, окружающей жизни, личности человека, воспитывать личностные качества: доброту, ответственность за свои поступки, обязательность, чувство собственного достоинства.
Методы: слов.-иллюстративный, пробл.-поисковый
Оборудование: текст произведения, аудиозапись (романс из к/ф «Жестокий романс», х/ф Э.Рязанова «Жестокий романс», выставка произведений, иллюстративный материал)
Х О Д У Р О К А
I. ОМ. Проверка готовности к уроку.
II. Тема, цель урока.
Эпиграф
Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений.
А.Н.Островский
III. Новый материал
1. Вступительное слово (грамзапись)
Мир патриархальных купцов, с которыми А.Н.Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме «Бесприданница» (1879), по праву оспаривающей первенство у «Грозы».
Островский откликается на преобразования в России и один из первых изображает беспринципных дельцов, обладающих волчьей хваткой.
В купеческом мире совершаются большие перемены. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные отношения, получают европейское образование. Простота отношений уходит в прошлое. Народная песня вытесняется романсом, купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Но «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров.
2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
НРАВСТВЕННОСТЬ – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.
ПРИДАНОЕ – имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж.
ПОШЛЫЙ – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
АКТУАЛЬНЫЙ – очень важный для настоящего момента.
ДЕЛЕЦ – человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своекорыстных целей (биржевые дельцы, темные дельцы).
РОМАНС – небольшое вокальное произведения лирического характера.
СЮЖЕТ – основное содержание художественного произведения.
ПАРАДОКС – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – истолкование, раскрытие смысла чего-нибудь.
IY. Работа над содержанием
1. Беседа. Работа с текстом
- Каков сюжет пьесы?
- Какая социальная тема в основе драмы?
(Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию.
В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота.)
- Где происходит действие пьесы?
(В большом городе Бряхимове, Д I, IY – на высоком берегу Волги, на площадке перед кофейней)
- Чем примечательно это место?
(Пьеса построена на контрастах: красота Волги, бескрайние заволжские дали и – скука, пошлость, жестокость жизни, протекающей на ее берегах.
ПОШЛЫЙ – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.)
- Каков смысл названия пьесы?
- Кого называют бесприданницей?
БЕСПРИДАННИЦА – бедная девушка, не обеспеченная приданым.
- Кто герои пьесы?
- Как герои пьесы относятся к Ларисе Дмитриевне?
(чувствуют обаяние и незаурядность красоты и личности Ларисы)
- Какого мнения они о Ларисе, что говорят о ней?
(«дорогой бриллиант», в Ларисе «земного, житейского нет… создана для блеску…эфир» Кнуров)
(красивая, «с горячим сердцем», простодушная, не умеет хитрить, одаренная, глубоко чувствующая и мыслящая)
- Соответствует ли этим характеристикам Лариса?
- В чем видит Лариса сложность своего положения?
- Как поступает Лариса?
- Что представляет собой ее жених?
(Ее жениха – мелкого чиновника Карандышева, человека с болезненным и уязвленным самолюбием, влечет к Ларисе не столько любовь, сколько желание доказать, что он не хуже других, что именно ему она оказала предпочтение. Брак тешит его тщеславие.)
- Что говорят о нем другие герои? (самолюбивый, завистливый)
2. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Лариса, Карандышев, Огудалова «Кукла я для вас!..»)
- Почему она называет себя «вещью», «куклой»?
Я вижу, что я для вас только кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите…
Лариса Огудалова
Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много.
- Как сложились судьбы других дочерей Хариты Игнатьевны Огудаловой?
- Почему это происходит?
- Почему Лариса Дмитриевна готова выйти замуж за Карандышева?
- Что можно сказать о Паратове?
- Как раскрывается характер Паратова в его высказывании в Д.I явл.7? Прочитайте его слова?
(«Ведь я чуть было не женился на Ларисе – Вот бы людей насмешил!»)
- Какие чувства вызывает у Ларисы неожиданное появление Паратова?
- Какой романс исполняет Лариса в пьесе? («Не искушай меня без нужды» на сл.Е.Баратынского)
- Какова его художественная роль в тексте драмы?
(В ее глазах роман с Паратовым – это история о том, как овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.
ИСКУШЕНИЕ – соблазн, желание чего-нибудь запретного)
- Прослушайте романс Ларисы из к/ф «Жестокий романс».
3. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (Романс из к/ф «Жестокий романс» «Любовь – волшебная страна»
(сл. Э.Рязанова, м. А.Петрова))
- К какому фрагменту пьесы относится этот романс?
- Как сочетается он с пьесой, характером Ларисы?
- Сравните с романсом в пьесе.
- Еще один прекрасный романс звучит в фильме.
4. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Приход Паратова. Романс Ларисы «Под лаской плюшевого пледа» )
- Как меняется выражение лица Ларисы, ее чувства с появлением Паратова?
- Кем является Паратов для Ларисы?
- Почему именно Паратов, блестящий барин и судовладелец, кажется Ларисе идеалом мужчины?
5. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Сцена стрельбы)
- Какие черты можно отметить в характере Паратова?
(Паратов – человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый на широкие жесты, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь и даже жизнь любимой женщины.)
- Ф.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» отметил парадоксальную широту современногочеловека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием.
ПАРАДОКС – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями.
Подумайте, как эти качества уживаются в Паратове?
- В чем это проявляется?
(Душевные взлеты Паратова завершаются деловым расчетом. Паратов -- Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на полумиллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.)
6. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Лариса и Паратов на пароходе. Предательство Паратова)
- Какое значение имеет эта сцена? Как меняется Паратов?
- Какова дальнейшая судьба Ларисы?
(Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку)
- Что она чувствует, как она ведет себя, когда узнает, что ее хотят сделать содержанкой?
(думает о самоубийстве, «Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем…»)
7. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА ( Кнуров и Лариса. Приглашение в Париж, на содержание)
- На что решается Лариса Дмитриевна и почему?
(Ей хочется чего-то необыкновенного, но она плывет по течению, подчиняясь то матери, то Карандышеву, то Паратову, а в конце намерена согласиться на предложение Кнурова ехать с ним в Париж.)
- Какие чувства отражаются в лице Ларисы? (человеческая трагедия, она предана и оскорблена)
8. (ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (романс «А напоследок я скажу»))
- Какие чувства испытывает Лариса Дмитриевна, как это выражается в ее романсе?
- Почему в сцене гибели звучат ее слова благодарности и прощения Карандышеву и всем остальным?
(Она в отчаянии, на краю гибели, низведена до положения красивой вещи.
Ей открывается один выход – смерть. И когда в порыве отчаяния Карандышев стреляет в Ларису, она принимает его пулю как избавление.
Можно сказать, что в пьесе Лариса умирает дважды. Первый раз, после объяснения с предавшим ее Паратовым, перестает верить, что любовь существует: «Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.)
9. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА (Карандышев и Лариса. Гибель Ларисы)
- Прочитать последний монолог Ларисы? Как, с каким чувством звучат ее слова?
(трагически, трогательно и волнующе)
- Сопоставьте фильм Э.Рязанова с пьесой Островского. Что нового вносит Рязанов в свою интерпретацию?
- Как вы думаете, удалось ли актерам фильма Э.Рязанова передать душевное состояние, характер героев пьес? Соответствуют ли их образы вашему представлению о героях пьесы?
Y . Обобщение
- Какие явления общественной жизни изобразил А.Островский?
- «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и умением изобразить резко и живо самые существенные ее стороны».
- Соотнесите это высказывание с идейно-художественным содержанием драмы «Бесприданница»?
- Какова основная проблематика драматургии А.Островского?
- Чем творчество Островского привлекало и привлекает читателей и зрителей?
- Чем актуальны и современны пьесы Островского сегодня?
АКТУАЛЬНЫЙ – очень важный для настоящего момента.
- В пьесах Островского обличается «ВСЕ РЕЗКО ОПРЕДЕЛИВШЕЕСЯ, СПЕЦИАЛЬНОЕ, ОТТОРГШЕЕСЯ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО». Как понимать это высказывание?
YI. Итог урока