Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Представлена рабочая программа по литераруте в 5 классе в соот. с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_litra_5_klass_lebedenko_i.m.docx | 91.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Дружба
Раменского муниципального района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ № 11 ________Т.В. Венедиктова Приказ № ____ от «____» ________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе (базовый уровень)
основного общего образования
5 класс
Составитель:
Лебеденко Ирина Михайловна,
к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
2017
2222120177Базовый
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089.
Общие цели учебного предмета:
Общая цель рабочей программы по литературе для 5 класса:
- планирование, организация и управление образовательным процессом по учебному предмету литература.
Задачи рабочей программы:
- обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету литература;
- определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета литература с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Школы.
Место учебного предмета в учебном плане школы.
Учебный план Школы предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч. (три раза в неделю).
УМК по литературе под ред. В.Я. Коровиной:
5 класс
1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.
2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).
3. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
4. Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях.
5. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки.
6. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.
Раздел 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе
Личностные:
- быть патриотом своей Родины, любить и уважать свое Отечество;
- чувствовать гордость за свою Родину, её прошлое и настоящее её многонационального народа;
- осознавать свою этническую принадлежность;
- знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества;
- усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- ответственно относиться к учению, быть готовым и способным к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
- уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- быть способным вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- владеть социальными нормами, правилами поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- ответственно относиться к собственным поступкам;
- сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- понимать и признавать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и бережно относиться к окружающей среде.
Метапредметные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять несколько произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентированной сфере:
- ценить духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценивать;
- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно понимать;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
- писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимать образность природы в литературе как явление словесного искусства;
- понимать слова в их эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.
Учащиеся должны уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Критерии оценивания уровня достижений учащихся и формы контроля
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия тема;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Раздел 2
Содержание учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор, устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.-
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел 3
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Введение. | 1 |
1.1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 |
2. | Устное народное творчество. | 10 |
2.1 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки | 2 |
2.2 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». | 1 |
2.3 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика. | 2 |
2.4 | «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. | 2 |
2.5 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 2 |
2.6 | Урок развития речи Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки» | 1 |
3. | Из древнерусской литературы. | 2 |
3.1 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Литературный памятник. | 2 |
4. | Из литературы XVIII века. | 2 |
4.1 | Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы. | 2 |
5. | Из литературы XIX века. | 45 |
5.1 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. | 1 |
5.2 | И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок». | 1 |
5.3 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали | 1 |
5.4 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» | 2 |
5.5 | Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | 2 |
5.6 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | 1 |
5.7 | А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 |
5.8 | Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям.. | 1 |
5.9 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 |
5. 10 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки | 2 |
5. 11 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Мои любимые сказки. | 3 |
5. 12 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 2 |
5. 13 | В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке | 1 |
5. 14 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 |
5. 15 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 |
5. 16 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 |
5. 17 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 2 |
5. 18 | А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 |
5. 19 | Урок внеклассного чтения Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей | 2 |
5. 20 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | 2 |
5. 21 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | 2 |
5. 22 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | 1 |
5. 23 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. | 1 |
5. 24 | А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | 1 |
5. 25 | Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | 1 |
5. 26 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник" | 2 |
5. 27 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». Рассказы Антоши Чехонте. | 3 |
5. 28 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | 2 |
5. 29 | Лирика И. С. Н и к и т и н а, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова. Анализ лирического текста. | 3 |
6. | Из литературы XX века. | 29 |
6.1 | И. А. Б у нин. Слово о писателе. «Косцы». | 1 |
6.2 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | 1 |
6.3 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев. | 2 |
6.4 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» | 2 |
6.5 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. | 1 |
6.6 | П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы. | 1 |
6.7 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. | 1 |
6.8 | К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 |
6.9 | Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | 1 |
6. 10 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. | 1 |
6. 11 | С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». | 2 |
6. 12 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака. | 2 |
6. 13 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира. | 2 |
6. 14 | Контрольная работа по изученным произведениям. | 1 |
6. 15 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» | 1 |
6. 16 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 |
6. 17 | Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев. | 1 |
6. 18 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. | 1 |
6. 19 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Анализ лирического произведения. | 2 |
6. 20 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах | 2 |
6. 21 | К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны | 2 |
7. | Из зарубежной литературы | 12 |
7.1 | Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. | 1 |
7.2 | Д. Д е ф о. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. | 2 |
7.3 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | 2 |
7.4 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | 1 |
7.5 | Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена». | 1 |
7.6 | Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 |
7.7 | М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена. | 2 |
7.8 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише». Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа | 2 |
8. | Итоговое занятие. | 1 |
8.1 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. | 1 |
Всего | 102 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
по литературе для 5 класса
№ | Тема | Характеристика учебной деятельности | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1. | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника. | 1 неделя |
|
Устное народное творчество. | ||||
2 3 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки | Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. | 1 неделя | |
4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». | Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. | 2 неделя | |
5 6 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика. | Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Составление плана | 2 неделя | |
7 8 | «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. | Выразительное чтение. Пересказ. Составление плана сказки, беседа по содержанию, словесное рисование | 3 неделя | |
9 10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника « Из рассказов о сказочниках». | 3-4 недели | |
11 | Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки» | Создать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности). Написание чернового варианта сказки. | 4 неделя | |
Из древнерусской литературы. | ||||
12 13 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Повесть временных лет». Литературный памятник. | Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Словарная работа Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова. | 4-5 недели | |
Из литературы XVIII века. | ||||
14 15 | Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы. | Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения. Ответ -рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека? | 5 неделя | |
Из литературы XIX века. | ||||
16 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.Эзоп. | Чтение статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы. | 6 неделя | |
17 | И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок». | Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. | 6 неделя | |
18 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали | Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица». | 6 неделя | |
19 20 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен. | 7 неделя | |
21 22 | Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка. Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». | 7-8 недели | |
23 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Характеристика героев, | 8 неделя | |
24 | А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование | 8 неделя | |
25 | Урок контроля. Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям. | Работа с иллюстрациями, проверочная работа. | 9 неделя | |
26 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы | 9 неделя | |
27 28 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Выборочный пересказ эпизодов Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям. | 9-10 недели | |
29 30 31 | Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность. Вн.чт Стихотворная и прозаическая речь. Мои любимые сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Мои любимые сказки. | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме). Конспект статьи учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» | 10-11 недели | |
32 33 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение. Ответы на вопросы. Краткий пересказ | 11 неделя | |
34 | В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке | Краткий пересказ, выразительное чтение | 12 неделя | |
35 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?» | 12 неделя | |
36 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников. Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? | 12 неделя | |
37 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям. | 13 неделя | |
38 39 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В. Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести? | 13 неделя | |
40 | А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста. | 14 неделя | |
41 42 | Вн.чт. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Вн.чт. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение. Вопросы и задания сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | 14 неделя | |
43 44 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с проиизведениями живописи. | 15 неделя | |
45 46 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами. | 15-16 недели | |
47 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».Р/Р | Составление плана характеристики литературного героя. Составление плана сочинения, написание сочинения на черновике. | 16 неделя | |
48 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. | проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного | 16 неделя | |
49 | А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями. | 17 неделя | |
50 | Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художествен-ной литературы, принадлежащих к одному жанру. | 17 неделя | |
51 52 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"Р/Р | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей. Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина | 17-18 недели | |
53 54 55 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией. | 18-19 недели | |
56 57 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки. Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе. | 19 неделя | |
58 59 60 | Лирика И. С. Ник и т и на, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Лирика И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова. Анализ лирического текста.Р/Р | Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста. Анализ выразительных средств описания природы с целью определения их роли в создании настроения автора (героя). | 20 неделя | |
Из литературы XX века. | ||||
61 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста. Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа? | 21 неделя | |
62 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке». | 21 неделя | |
63 64 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев. | Беседа по вопросам: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана по вести, работа над планом характеристики героев. | 21-22 недели | |
65 66 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Р/Р | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание текста сочинения. | 22 неделя | |
67 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. | 23 неделя | |
68 | П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы. | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки. Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Характеристика Данилы-мастера. Словарная работа. | 23 неделя | |
69 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | 23 неделя | |
70 | К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над образами главных героев сказки. | 24 неделя | |
71 | Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату | 24 неделя | |
72 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. Вн.чт. | Выборочный пересказ, словесное рисование. Составить план рассказа. Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном. Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом | 24 неделя | |
73 74 | С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки). Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи). | 25 неделя | |
75 76 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака. Р/Р | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева». | 25-26 недели | |
77 78 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира. | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом? | 26 неделя | |
79 | Контрольная работа по изученным произведениям. | Самостоятельно выполнить обобщающую работу | 27 неделя | |
80 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи. истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец». | 27 неделя | |
81 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рас-сказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу». Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя. | 27 неделя | |
82 | Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев. | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро») | 28 неделя | |
83 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин. Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Работа в группах: выполнение заданий по темам «Тема Родины», «Пейзаж», «Средства художествен-ной выразительности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.)» | 28 неделя | |
84 85 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Анализ лирического произведения. Р/Р | анализ стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | 28-29 недели | |
86 87 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах С. Черного. | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение вы-разительному чтению по ролям . Подбор из рассказов цитатных примеров. иллюстрирующих понятие "юмор". | 29 неделя | |
88 89 | К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | 30 неделя | |
Из зарубежной литературы | ||||
90 | Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. | Чтение статьи о писателе, анализ эпизодов баллады, характеристика героя. Групповая работа – составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков». | 30 неделя | |
91 92 | Д. Д е ф о. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Вн.чт. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа. | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. Работа в парах: составление «Словаря путешественника», работа в группах: составление рассуждения по теме «Гимн неисчерпаемым возможностям человека». . | 31 неделя | |
93 94 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциати-ных связей эпизодов с иллюстрациями. | 31-32 недели | |
95 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями. Конкурс инсценировок | 32 неделя | |
96 | Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена». Р.р. | Подбор цитат к сравнительной характеристике Кая, Герды, маленькой разбойницы, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Победа добра, любви и дружбы над злом. Сопоставление литературных сказок и сказок народных. Сочинение по предложенным темам. | 32 неделя | |
97 | Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Вн.чт. | Чтение произведения и обсуждение | 33 неделя | |
98 99 | М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена. | Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение. Инсценирование эпизодов романа; характеризовать героя и его поступки | 33 неделя | |
100 101 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. Вн.чт. | Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя). | 34 неделя | |
Итоговое занятие | ||||
102 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. Р/Р | ПРОЕКТ Электронная презентация «Памятники литературным героям» | 34 неделя | |
Всего 102 часа. Из них - уроков развития речи 17, уроков внеклассного чтения 13, контрольных работ 4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...