Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Лебеденко Ирина Михайловна

Представлена рабочая программа по литераруте в 5 классе в соот. с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_litra_5_klass_lebedenko_i.m.docx91.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Дружба

Раменского муниципального района Московской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ № 11

________Т.В. Венедиктова

Приказ №  ____ от

«____» ________201___г.

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе (базовый уровень)

основного общего образования

5 класс

Составитель:

Лебеденко Ирина Михайловна,

к.п.н.,

учитель русского языка и  литературы

2017

2222120177Базовый

Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

-  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089.

Общие цели учебного предмета:

Общая цель рабочей программы  по литературе для 5 класса:

- планирование, организация и управление образовательным процессом по  учебному предмету литература.

 Задачи рабочей программы:

-  обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету литература;

-  определение  содержания, объема, порядка изучения учебного предмета литература с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Школы.

Место учебного предмета в учебном плане школы.

Учебный план Школы предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч. (три раза в неделю).  

УМК по литературе под ред. В.Я. Коровиной:

5 класс

1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.

2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3).

3. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс.

4.  Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях.

5. Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки.

6. Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы.

Раздел 1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 5 классе

Личностные:

- быть  патриотом своей Родины, любить и уважать свое Отечество;

- чувствовать гордость за свою Родину, её прошлое и настоящее её многонационального народа;  

-  осознавать свою этническую принадлежность;

- знать историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества;

- усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

- ответственно относиться к учению, быть готовым и способным к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

-   уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- быть способным вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

-  владеть социальными нормами, правилами поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  ответственно относиться к собственным поступкам;

- сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-  понимать и признавать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и бережно относиться к окружающей среде.

Метапредметные:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

 

1) в познавательной сфере:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять несколько произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-

художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентированной сфере:

- ценить духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценивать;

- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;

3) в  коммуникативной сфере:

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно  понимать;

- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

- писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимать образность природы в  литературе как явление словесного искусства;

- понимать слова в их эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы; жанры литературы; басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и  аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

- прослеживать изменение настроения в стихотворении;

- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

- писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

- создавать сочинения-миниатюры по картине.

Критерии оценивания уровня достижений учащихся и формы контроля  

Оценка устных ответов учащихся.

 При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

  Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

  Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

  Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

 Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 Оценка сочинений

 В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

  Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:  глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

  Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

 Отметка “4” ставится за сочинение:  достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

  Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

 Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

  Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

 «5» — 90 – 100 %;

 «4» — 78 – 89 %;

 «3» — 60 – 77 %;

 «2»- менее 59 %.

 Оценка творческих работ

 Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

 Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

 — соответствие работы ученика теме и основной мысли;

 — полнота раскрытия тема;

 — правильность фактического материала;

 — последовательность изложения.

 При оценке речевого оформления учитываются:

 — разнообразие словарного и грамматического строя речи;

 — стилевое единство и выразительность речи;

 — число языковых ошибок и стилистических недочетов.

   Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

  Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  

  Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

 Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

 При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Раздел 2

Содержание учебного предмета

 

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор, устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные         формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.-

        Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов –         ученый, поэт, художник, гражданин.

        «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической         форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

        Русские басни.

        Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII         века).

        Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,         «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности,         неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне;         патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

        «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной         сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

        «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы         учения).

        Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,         скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

        «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная         картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского         произведения.

        «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с         русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев         Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и         царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри.  Сходство         и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность         положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы         рифмовки.

        Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в         сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

        Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

        «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).         Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами         рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.         Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

        Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь,         мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть         свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

        Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

        «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».         Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного,         комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

        Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

        «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в         потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

        «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

        Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей,         их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни         крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

        Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

        «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и         нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,         великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

        Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний         дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

        Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

        «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.         Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная         близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

        Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние         глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их         характеристики.

Теория литературы. Юмор.

        Поэты XIX века о Родине и родной природе.

        Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени         первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;         А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального         состояния, настроения.

Из литературы XX века.

        Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

        «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное         родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и         сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

        Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

        «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их         общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие         окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.         Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

        Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

        «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд.         Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

        Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май.         Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка         есенинской лирики.

        Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

        «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность,         трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны         мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

        Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

        «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое         в сказках Паустовского.

        Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

        «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.         Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности         пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

        Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

        «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,         одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и         грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

        Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

        «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,         находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты         характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя         через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

        Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой         Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.         Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема         произведений о Великой Отечественной войне.

        Произведения о Родине и родной природе.

        И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин         «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные         пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

        Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты         литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

        Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

        «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

        Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

        «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер         героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

        Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

        «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и         художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

        Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая         характеристика персонажей.

        Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

        «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,         находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с         друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

        Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

        «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать         пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество,         изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных         жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.        

Раздел 3

Тематическое планирование.

         Название раздела

Всего часов

1.

Введение.

1

1.1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

2.

Устное народное творчество.

10

2.1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки

2

2.2

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1

2.3

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика.

2

2.4

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

2

2.5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

2

2.6

Урок развития речи Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

3.

Из древнерусской литературы.

2

3.1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Литературный памятник.

2

4.

 Из литературы XVIII века.

2

4.1

Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы.

2

5.

 Из литературы XIX века.

45

5.1

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1

5.2

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок».

1

5.3

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

1

5.4

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

2

5.5

Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

2

5.6

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

1

5.7

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

5.8

Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям..

1

5.9

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

5. 10

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки

2

5. 11

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Мои любимые сказки.

3

5. 12

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

2

5. 13

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

1

5. 14

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1

5. 15

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1

5. 16

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

5. 17

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2

5. 18

А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

5. 19

Урок внеклассного чтения Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей

2

5. 20

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

2

5. 21

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

2

5. 22

 Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

5. 23

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

5. 24

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1

5. 25

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник».  Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

5. 26

 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"

2

5. 27

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия». Рассказы Антоши Чехонте.

3

5. 28

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

2

5. 29

Лирика И. С. Н и к и т и н а, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова. Анализ лирического текста.

3

6.

Из литературы XX века.

29

6.1

И. А. Б у нин. Слово о писателе. «Косцы».

1

6.2

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

6.3

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев.

2

6.4

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

2

6.5

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

1

6.6

П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы.

1

6.7

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

1

6.8

К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

6.9

Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

1

6. 10

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

6. 11

С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

2

6. 12

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака.

2

6. 13

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира.

2

6. 14

Контрольная работа по изученным произведениям.

1

6. 15

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

1

6. 16

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

1

6. 17

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев.

1

6. 18

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо.

1

6. 19

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Анализ лирического произведения.

2

6. 20

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах

2

6. 21

К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны

2

7.

Из зарубежной литературы

12

7.1

Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

1

7.2

 Д. Д е ф о.  «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.

2

7.3

X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

2

7.4

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

7.5

 Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена».

1

7.6

 Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

7.7

М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена.

2

7.8

 Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».  Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише».  Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

2

8.

Итоговое занятие.

1

8.1

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Всего

102

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование

по литературе для 5 класса

         Тема  

Характеристика учебной деятельности

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1.

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Объяснить значение слов А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

1 неделя

   

Устное народное творчество.

2

3

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку.

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

1 неделя

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.

2 неделя

5

6

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика.

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

Составление плана

2 неделя

7

8

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

Выразительное чтение. Пересказ.

Составление плана сказки, беседа  по содержанию, словесное рисование

3 неделя

9

10

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника « Из рассказов о сказочниках».

3-4 недели

11

Урок развития речи. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»

Создать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности).

Написание чернового варианта сказки.

4 неделя

Из древнерусской литературы.

12

13

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Повесть временных лет». Литературный памятник.

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям. Словарная работа

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова.

4-5 недели

 Из литературы XVIII века.

14

15

Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в.

 «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы.

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

Ответ -рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

5 неделя

Из литературы XIX века.

16

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.Эзоп.

Чтение статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы.

6 неделя

17

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок».

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

6 неделя

18

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица».

6 неделя

19

20

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен.

7 неделя

21

22

Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

Черты литературной и народной сказки.

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки

и литературной».

7-8 недели

23

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Характеристика героев,

8 неделя

24

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

8 неделя

25

Урок контроля. Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям.

Работа с иллюстрациями, проверочная работа.

9 неделя

26

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

9 неделя

27

28

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Выборочный пересказ эпизодов

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям.

9-10 недели

29

30

31

Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность.

Вн.чт Стихотворная и прозаическая речь. Мои любимые сказки.

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Мои любимые сказки.

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме).

Конспект статьи учебника

 «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь»

10-11 недели

32

33

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение.

Ответы на вопросы.

Краткий пересказ

11 неделя

34

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

Краткий пересказ, выразительное чтение

12 неделя

35

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

12 неделя

36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников.

Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения?

 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?

12 неделя

37

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

13 неделя

38

39

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор.

 Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В. Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?

13 неделя

40

А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста.

14 неделя

41

42

Вн.чт. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Вн.чт. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение. Вопросы и задания сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко

14 неделя

43

44

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с проиизведениями живописи.

15 неделя

45

46

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

15-16 недели

47

 Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».Р/Р

Составление плана характеристики литературного героя.

Составление плана сочинения, написание сочинения на черновике.

16 неделя

48

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного

16 неделя

49

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

17 неделя

50

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник».  Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художествен-ной литературы, принадлежащих к одному жанру.

17 неделя

51

52

 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"Р/Р

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы,

комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей.

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег». Ответить на вопрос: зачем Толстой обращается к противопоставлению Жилина и Костылина

17-18 недели

53

54

55

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

 

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.

18-19 недели

56

57

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева.

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

19 неделя

58

59

60

Лирика И. С. Ник и т и на, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова.

Лирика И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова.

 Анализ лирического текста.Р/Р

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста.

Анализ выразительных средств описания природы с целью определения их роли в создании настроения автора (героя).

20 неделя

Из литературы XX века.

61

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы».

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?

21 неделя

62

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное  словесное рисование «Вася и судья на скамейке».

21 неделя

63

64

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Портрет как средства изображения героев.

Беседа по вопросам: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья, работа с

 текстом произведения, выразительное чтение, составление плана по вести, работа над планом характеристики героев.

21-22 недели

65

66

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения.

Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Р/Р

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание текста сочинения.

22 неделя

67

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

23 неделя

68

П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы.

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки.

Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

Характеристика Данилы-мастера.

Словарная работа.

23 неделя

69

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

23 неделя

70

К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над образами главных героев сказки.

24 неделя

71

Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату

24 неделя

72

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. Вн.чт.

Выборочный пересказ, словесное рисование.

Составить план рассказа.

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

Работа с иллюстрациями и соотнесение их с текстом

24 неделя

73

74

С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки).

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

25 неделя

75

76

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака. Р/Р

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

25-26  недели

77

78

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира.

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?

26 неделя

79

Контрольная работа по изученным произведениям.

Самостоятельно выполнить обобщающую работу

27 неделя

80

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи. истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец».

27 неделя

81

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рас-сказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий? Пересказ от 1 лица эпизода «Первая ночь в лесу».   Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя.

27 неделя

82

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев.

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки        (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)

28 неделя

83

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо.

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин.

Составление алгоритма для анализа поэтического текста с последующей взаимопроверкой.

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях.

Работа в группах: выполнение заданий по темам «Тема Родины», «Пейзаж», «Средства художествен-ной выразительности (эпитет, метафора, образ-символ и т.д.)»

28 неделя

84

85

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов.

Анализ лирического произведения. Р/Р

анализ стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на

вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

28-29  недели

86

87

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в  рассказах С. Черного.

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение  содержания, обучение вы-разительному чтению по ролям .

Подбор из рассказов цитатных примеров. иллюстрирующих понятие "юмор".

29 неделя

88

89

К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

30 неделя

Из зарубежной литературы

90

Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

Чтение статьи о писателе, анализ эпизодов баллады, характеристика героя.

Групповая работа – составление рассуждения по теме «Подвиг героя во имя сохранения традиций предков».

30 неделя

91

92

 Д. Д е ф о.  «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Вн.чт. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. Работа в парах: составление «Словаря путешественника», работа в группах: составление рассуждения по теме «Гимн неисчерпаемым возможностям человека».

.

31 неделя

93

94

X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциати-ных связей эпизодов с иллюстрациями.

31-32 недели

95

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями.

Конкурс инсценировок

32 неделя

96

 Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена». Р.р.

Подбор цитат к сравнительной характеристике Кая, Герды, маленькой разбойницы, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Победа добра, любви и дружбы над злом.

Сопоставление литературных сказок и сказок народных.

Сочинение по предложенным темам.

32 неделя

97

 Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Вн.чт.

Чтение произведения и  обсуждение

33  неделя

98

99

М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена.

Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение.

Инсценирование эпизодов романа; характеризовать героя и его поступки

33 неделя

100

101

 Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».  Нравственное взросление героя. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. Вн.чт.

Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем;

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя).

34 неделя

Итоговое занятие

102

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. Р/Р

ПРОЕКТ

Электронная презентация «Памятники литературным героям»

34 неделя

Всего 102 часа.  Из них - уроков развития речи 17,

уроков внеклассного чтения 13,

контрольных работ 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...