Проект 2015 Вода в литературе.
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

Комлева Татьяна Ивановна

проект  " Вода в литературе" выполнен для участия во Всероссийском конкурсе "Чистая вода"      На протяжении шести лет Управлением образования Администрации Клинского муниципального района, Закрытым Акционерным обществом «Водоканал» и Движением молодых политических экологов «Местные» проводится районная акция «Чистая вода». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2015_voda_v_literature.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                 Тема: «Вода в литературе»

Выполнила

Комлева Т.И.

учитель русского языка и литературы

МОУ-Воздвиженская ООШ

Воздвиженское, 2015г.

Оглавление.

1.Введение________________________________________________

2.2.Основная часть_________________________________________

2.1.Образы воды в произведениях русских писателей___________

2.2. Вода – симфония жизни__________________________________

2.3. Значение образа воды в устном народном творчестве_______

3. Заключение______________________________________________

1.Введение.

         На протяжении шести лет Управлением образования Администрации Клинского муниципального района, Закрытым Акционерным обществом «Водоканал» и Движением молодых политических экологов «Местные» проводится районная акция «Чистая вода». Целью этой акции является пропаганда сопричастности молодёжи к охране воды, формирование личной ответственности за судьбу планеты и сохранение пресной воды; популяризация экологических знаний и культуры рационального водопотребления; повышение экологической активности молодёжи по охране чистой воды.

      Наша школа принимает активное участие в этой акции. Учащиеся неоднократно занимали призовые места в номинации: «Социально- исследовательский проект», в районной олимпиаде школьников «Чистая вода». 2015 год-юбилейный для Клинского района.

      В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского, чьё творчество тесно связано с Клинской землёй. Поэтому в акцию «Чистая вода -2015» была введена новая номинация «Литературное творчество- «Вода звучит».

     Чтобы принять участие в данной номинации, мы разработали проект «Вода в литературе».

Цель: использование элементов литературного, музыкального и устного народного творчества в воспитании экологической культуры учащихся.

Задачи:

раскрыть значение  образа  воды в произведениях русских писателей, композиторов;

показать значение использования элементов устного народного творчества в воспитании экологической культуры учащихся.

 

2.Основная часть.

2.1.Образы воды в произведениях русских писателей

Словом можно убить, словом можно спасти,

                                                  Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

        Вода- это жизнь. Литература изображение и отражение жизни.

    Изучая на уроках произведения великих писателей, занимаясь в кружке художественного слова мы с детьми попробовали лишь дотронуться до верхушки «водного литературного айсберга», в которой присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. В художественной литературе, начиная с античности и до современности,  мы встречаем произведения, связанные с водой.

       У Г.Р. Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создаёт стихотворение «Водомёт» («Луч шумящий, водомётный, свыше сыплюща роса! Мой последний слышьте вздох»), но самым, наверное, известным философско-трагическим стало последнее: «Река времён в своём стремленье уносит все дела людей…». Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличие от нас. Ф.И. Тютчев отметил особую, присущую лишь человеку, воду- «слёзы людские…». С чем только они не сравнивались: с дождём, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой солёной влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И. Цветаевой (единственного, носящего морское имя, выдающегося поэта) – это слёзы неразделённой любви брошенной женщины: «И слёзы ей – вода, и кровь – вода, - в крови, в слезах умылася!», а у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слёзы, струится подтаявший снег, и голубь тюремный пусть гулит вдали, и тихо идут по Неве корабли» («Реквием»).

2.2. Вода – симфония жизни

 Поэзия неразрывно связана с музыкой. Музыка использовалась с доисторических времён для того, чтобы вызывать энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать выражение чувств. Просто и прекрасно сказал о музыке А.С. Пушкин: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Великий мастер гармонии слов справедливо отдал предпочтение гармонии звуков. Поэзия находит дорогу к чувствам через разум, у аккордов – прямой путь к сердцу. Музыка всегда с нами – в горе и радости, в будни и праздники, в поле, в пути, она баюкает нас в колыбели и скорбно провожает в последний путь. Она учит и облагораживает человека, она тот дивный воспитатель, который никогда не прибегает к насилию, поэтому наша литературно-музыкальная композиция представленная на конкурс «Чистая вода» носит название «Вода – симфония жизни». 

  Литературно –музыкальная  композиция

«Вода – симфония жизни

                                                   Оглавление:

1.  Вода – сок жизни на Земле.

2.  Образы воды в произведениях русских писателей.

3. Вода в различных проявлениях в высказываниях.

4. Вода и человек.

5. Приложение: презентация.

1.  Вода – сок жизни на Земле.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

О воде сказано немало   вдохновенных и прекрасных слов Леонардо да Винчи высказался так: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

2. Образы воды в произведениях русских писателей.    

Поэты, писатели посвящают воде свои творения, делают воду героиней своих произведений. Одно из наиболее поэтических высказываний принадлежит французу Антуану де  Сент - Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете…».

Три клада у Природы есть:

Вода, земля и воздух-

Три её основы.

Какая бы не грянула беда-

Целы они-

Все возродятся снова.

О человек!

Цени её доверие, природы!

Не обмани его!

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

А. Фет «В кружево будто одеты»

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И  кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это - только вода.

Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька студёная, ключевая.                                      

Поёт день и ночь в сторонке родной

Заветный родник лесной.

Вода родника- живая вода,

Она как любовь чиста.

В сказках у воды есть волшебные свойства. Это вода: живая и мёртвая. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Казалось бы, чистейшая дистиллированная вода является мёртвой, напиться ею невозможно. Объяснение этому феномену дал поэт-химик Леонид Мартынов в своём стихотворении:  

Вода благоволила литься!

Она блистала столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала и горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало и рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой, не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало-

Чистой, дистиллированной воде!

3. Вода в различных проявлениях в высказываниях.  

 У многих писателей, философов вода показана как состояние, движение, звук, жизнь планеты:

Воды не только видимы, но и слышимы нами:

В шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и

штормовом гуле океана чудится музыка планеты.  

                                                                              И. Ф. Смольянинов

    4.Вода и человек.

Река    времён…                              

Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на Земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И в этом движении отчётливо видна непрерываемая нить, связывающая человека и природу.

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тот же закат и восход.

И четыре в нём времени года

Неизменны, как вечности ход.

Шум ручья или рокот прибоя

Их услышав, вовек не забыть.

Мы единые с нашей природой,

И без этого нам не прожить.

   

              2.3. Значение образа воды в устном народном творчестве

Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа.

       Оно формировалось тысячелетиями и имеет самую точную и выверенную форму. Пословицы и поговорки разных народов часто звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства между народами, выявит качества, объединяющие людей разных национальностей. Например: «Громада-великий» (укр.), «Если вдохнуть всем народом- ветер будет» (русск.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдёшь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Знакомство с этносом позволяет сформировать у учащихся представление о России, как о многонациональной стране, объединяющей более ста наций и народностей.

        С этой целью в 6 классе провели игру «Поле чудес» по теме «Вода в пословицах и поговорках разных народов». Особенно ценно использовать в учебном процессе загадки, так как с их помощью ребёнок познаёт природу, развивает мышление и наблюдательность. Проводя комбинированный урок по теме «Вода в природе. Три состояния воды» 4 класс , использовали загадки и пословицы для объяснения ключевых понятий: река, болото, море, вода (жидкое состояние), лёд (твёрдое состояние воды), туман (газообразное состояние воды).

Течёт, течёт-не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река).

Море- великое поле.

Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя (болото).

        Многие русские сказки начинает сказочный зачин: «На море-океане, на острове Буяне…». Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся ещё краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Пятиклассники с удовольствием участвовали в составлении киносценария по народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина, показывая роль воды в жизни героев.

3. Заключение.

         Продуктом проекта стала литературно-музыкальная композиция «Вода- симфония жизни», которая была представлена на районном конкурсе «Чистая вода» в номинации «Литературное творчество – «Вода звучит», учащиеся выступили на   общешкольном родительском собрании, на празднике «Ура! Каникулы!», в детском оздоровительном лагере «Радуга-дуга» на базе школы.

       Использование элементов литературного, музыкального и устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, повышению экологической активности молодёжи по охране чистой воды,осуществлению экологического, этического, эстетического и патриотического воспитания.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Какая вода нас окружает?"

Данный проект занял 1 место в районном конкурсе...

Исследовательский проект "Какую воду мы пьем?"

Цель данной работы исследование качества питьевой воды в Бершаковском поселении...

Проект "Состояния воды"

Учащиеся МБОУ "Зенезлинская СОШ" Лиманского района за экологическое равновесие в природе!...

Презентация проекта "Чистая вода".

Данная презентация -это отчёт о проектной деятельности учащихся 9 А,10 А классов,которая проводилась под  руководством учителя географии высшей категории ГБОУ  СОШ  № 448  ДО...

Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.

Социальный проект как форма социализации обучающихся...

Презентация Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.

Актуальность проекта обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.Инновационный потенциа...

научно-исследовательский проект "Загрязнение воды"

Научно – исследовательский  проект  по  теме  охраны  и  восстановления  водных  ресурсов  в  номинации  «Технологии  водоподготовки,  ...