Проект 2015 Вода в литературе.
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс) на тему
проект " Вода в литературе" выполнен для участия во Всероссийском конкурсе "Чистая вода" На протяжении шести лет Управлением образования Администрации Клинского муниципального района, Закрытым Акционерным обществом «Водоканал» и Движением молодых политических экологов «Местные» проводится районная акция «Чистая вода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2015_voda_v_literature.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вода в литературе»
Выполнила
Комлева Т.И.
учитель русского языка и литературы
МОУ-Воздвиженская ООШ
Воздвиженское, 2015г.
Оглавление.
1.Введение________________________________________________
2.2.Основная часть_________________________________________
2.1.Образы воды в произведениях русских писателей___________
2.2. Вода – симфония жизни__________________________________
2.3. Значение образа воды в устном народном творчестве_______
3. Заключение______________________________________________
1.Введение.
На протяжении шести лет Управлением образования Администрации Клинского муниципального района, Закрытым Акционерным обществом «Водоканал» и Движением молодых политических экологов «Местные» проводится районная акция «Чистая вода». Целью этой акции является пропаганда сопричастности молодёжи к охране воды, формирование личной ответственности за судьбу планеты и сохранение пресной воды; популяризация экологических знаний и культуры рационального водопотребления; повышение экологической активности молодёжи по охране чистой воды.
Наша школа принимает активное участие в этой акции. Учащиеся неоднократно занимали призовые места в номинации: «Социально- исследовательский проект», в районной олимпиаде школьников «Чистая вода». 2015 год-юбилейный для Клинского района.
В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского, чьё творчество тесно связано с Клинской землёй. Поэтому в акцию «Чистая вода -2015» была введена новая номинация «Литературное творчество- «Вода звучит».
Чтобы принять участие в данной номинации, мы разработали проект «Вода в литературе».
Цель: использование элементов литературного, музыкального и устного народного творчества в воспитании экологической культуры учащихся.
Задачи:
раскрыть значение образа воды в произведениях русских писателей, композиторов;
показать значение использования элементов устного народного творчества в воспитании экологической культуры учащихся.
2.Основная часть.
2.1.Образы воды в произведениях русских писателей
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В. Шефнер
Вода- это жизнь. Литература изображение и отражение жизни.
Изучая на уроках произведения великих писателей, занимаясь в кружке художественного слова мы с детьми попробовали лишь дотронуться до верхушки «водного литературного айсберга», в которой присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях. В художественной литературе, начиная с античности и до современности, мы встречаем произведения, связанные с водой.
У Г.Р. Державина особое внимание к воде. В 1807 году поэт создаёт стихотворение «Водомёт» («Луч шумящий, водомётный, свыше сыплюща роса! Мой последний слышьте вздох»), но самым, наверное, известным философско-трагическим стало последнее: «Река времён в своём стремленье уносит все дела людей…». Эта река времени дотекла от Державина до наших дней, она вечна и неизменна, в отличие от нас. Ф.И. Тютчев отметил особую, присущую лишь человеку, воду- «слёзы людские…». С чем только они не сравнивались: с дождём, капелью; как только поэтически не назывались, но суть этой солёной влаги не изменялась никогда, оставаясь символом горя, человеческого отчаяния. У М.И. Цветаевой (единственного, носящего морское имя, выдающегося поэта) – это слёзы неразделённой любви брошенной женщины: «И слёзы ей – вода, и кровь – вода, - в крови, в слезах умылася!», а у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: «И пусть с неподвижных и бронзовых век, как слёзы, струится подтаявший снег, и голубь тюремный пусть гулит вдали, и тихо идут по Неве корабли» («Реквием»).
2.2. Вода – симфония жизни
Поэзия неразрывно связана с музыкой. Музыка использовалась с доисторических времён для того, чтобы вызывать энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать выражение чувств. Просто и прекрасно сказал о музыке А.С. Пушкин: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». Великий мастер гармонии слов справедливо отдал предпочтение гармонии звуков. Поэзия находит дорогу к чувствам через разум, у аккордов – прямой путь к сердцу. Музыка всегда с нами – в горе и радости, в будни и праздники, в поле, в пути, она баюкает нас в колыбели и скорбно провожает в последний путь. Она учит и облагораживает человека, она тот дивный воспитатель, который никогда не прибегает к насилию, поэтому наша литературно-музыкальная композиция представленная на конкурс «Чистая вода» носит название «Вода – симфония жизни».
Литературно –музыкальная композиция
«Вода – симфония жизни
Оглавление:
1. Вода – сок жизни на Земле.
2. Образы воды в произведениях русских писателей.
3. Вода в различных проявлениях в высказываниях.
4. Вода и человек.
5. Приложение: презентация.
1. Вода – сок жизни на Земле.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
О воде сказано немало вдохновенных и прекрасных слов Леонардо да Винчи высказался так: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
2. Образы воды в произведениях русских писателей.
Поэты, писатели посвящают воде свои творения, делают воду героиней своих произведений. Одно из наиболее поэтических высказываний принадлежит французу Антуану де Сент - Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете…».
Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух-
Три её основы.
Какая бы не грянула беда-
Целы они-
Все возродятся снова.
О человек!
Цени её доверие, природы!
Не обмани его!
Ф. Тютчев «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
А. Фет «В кружево будто одеты»
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это - только вода.
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька студёная, ключевая.
Поёт день и ночь в сторонке родной
Заветный родник лесной.
Вода родника- живая вода,
Она как любовь чиста.
В сказках у воды есть волшебные свойства. Это вода: живая и мёртвая. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Казалось бы, чистейшая дистиллированная вода является мёртвой, напиться ею невозможно. Объяснение этому феномену дал поэт-химик Леонид Мартынов в своём стихотворении:
Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала и горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало и рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой, не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало-
Чистой, дистиллированной воде!
3. Вода в различных проявлениях в высказываниях.
У многих писателей, философов вода показана как состояние, движение, звук, жизнь планеты:
Воды не только видимы, но и слышимы нами:
В шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и
штормовом гуле океана чудится музыка планеты.
И. Ф. Смольянинов
4.Вода и человек.
Река времён…
Никто не властен избежать могучего потока времени. Мы все, живущие на Земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. И в этом движении отчётливо видна непрерываемая нить, связывающая человека и природу.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тот же закат и восход.
И четыре в нём времени года
Неизменны, как вечности ход.
Шум ручья или рокот прибоя
Их услышав, вовек не забыть.
Мы единые с нашей природой,
И без этого нам не прожить.
2.3. Значение образа воды в устном народном творчестве
Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа.
Оно формировалось тысячелетиями и имеет самую точную и выверенную форму. Пословицы и поговорки разных народов часто звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства между народами, выявит качества, объединяющие людей разных национальностей. Например: «Громада-великий» (укр.), «Если вдохнуть всем народом- ветер будет» (русск.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдёшь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Знакомство с этносом позволяет сформировать у учащихся представление о России, как о многонациональной стране, объединяющей более ста наций и народностей.
С этой целью в 6 классе провели игру «Поле чудес» по теме «Вода в пословицах и поговорках разных народов». Особенно ценно использовать в учебном процессе загадки, так как с их помощью ребёнок познаёт природу, развивает мышление и наблюдательность. Проводя комбинированный урок по теме «Вода в природе. Три состояния воды» 4 класс , использовали загадки и пословицы для объяснения ключевых понятий: река, болото, море, вода (жидкое состояние), лёд (твёрдое состояние воды), туман (газообразное состояние воды).
Течёт, течёт-не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река).
Море- великое поле.
Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя (болото).
Многие русские сказки начинает сказочный зачин: «На море-океане, на острове Буяне…». Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся ещё краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. Пятиклассники с удовольствием участвовали в составлении киносценария по народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина, показывая роль воды в жизни героев.
3. Заключение.
Продуктом проекта стала литературно-музыкальная композиция «Вода- симфония жизни», которая была представлена на районном конкурсе «Чистая вода» в номинации «Литературное творчество – «Вода звучит», учащиеся выступили на общешкольном родительском собрании, на празднике «Ура! Каникулы!», в детском оздоровительном лагере «Радуга-дуга» на базе школы.
Использование элементов литературного, музыкального и устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности способствовало развитию познавательного интереса учащихся, повышению экологической активности молодёжи по охране чистой воды,осуществлению экологического, этического, эстетического и патриотического воспитания.
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Какая вода нас окружает?"
Данный проект занял 1 место в районном конкурсе...
Исследовательский проект "Какую воду мы пьем?"
Цель данной работы исследование качества питьевой воды в Бершаковском поселении...
Проект "Состояния воды"
Учащиеся МБОУ "Зенезлинская СОШ" Лиманского района за экологическое равновесие в природе!...
Презентация проекта "Чистая вода".
Данная презентация -это отчёт о проектной деятельности учащихся 9 А,10 А классов,которая проводилась под руководством учителя географии высшей категории ГБОУ СОШ № 448 ДО...
Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Социальный проект как форма социализации обучающихся...
Презентация Социальный проект - Чистая вода - здоровье города.
Актуальность проекта обусловлена большим интересом того, что мы пьем, так как состояние организма человека зависит от протекающих процессов, в которых важнейшую роль играет вода.Инновационный потенциа...
научно-исследовательский проект "Загрязнение воды"
Научно – исследовательский проект по теме охраны и восстановления водных ресурсов в номинации «Технологии водоподготовки, ...