Рабочая программа по литературе. 7 класс. ФГОС
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Газизова Гульнара Маратовна

Рабочая программа по литературе (7 класс) составлена в соответствии с ФГОС к учебнику В.Я.Коровиной и рассчитана на 68 ч. 

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

·      формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

·      обогащать духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

·      использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

·      воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

·      расширять кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature.docx62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Рабочая программа по литературе адресована обучающимся 7 класса и рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю), предусмотренные в учебном плане образовательного учреждения.

Цели и задачи изучения курса литературы:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащать духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  • расширять кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. ценностно-ориентированной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1. коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета

Название раздела

Кол-во часов

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Введение

1 ч 

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Изучение содержания параграфа учебника.

Работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: идея, проблема, герой).

Работа в парах с дидактическим материалом с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения заданий

Устное народное творчество

5 ч

Предания. Поэтическая автобиография народа. Рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собиратели былин.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание. Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио (составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки».

Составление тезисного плана устного сообщения по теме «Предания».

Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением.

Работа в парах (выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием).

Работа с теоретическим литературным материалом по теме «Былины».

Самостоятельная (групповая) работа на тему «Поиск незнакомых слов и определение их значения с пом. Справочника литературы».

Выразительное чтение предложенных текстов.

Устный монологический ответ по плану.

Древнерусская литература

2 ч

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и   Февронии Муромских».   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Самостоятельная работа с литературоведческим портфолио.

Работа в парах (поиск незнакомых слов и объяснение их с помощью специальной литературы и словарей)

Анализ художественного текста по вопросам учебника.

Из русской литературы XVIII в.

2 ч

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория   литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Индивидуальная работа (сообщение о жизни и творчестве поэта).

Работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения стихотворения).

Комплексное повторение по итогам домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения наизусть с последующим письменным его рецензированием.

Из русской литературы XIX в.

29 ч

Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский    бой»), «Медный    всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада, повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма. Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты   мой, родимый край…» (обзор). Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге».

Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя («Борис Годунов»).

Составление таблицы «Калашников и Кирибеевич».

Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением

Проектная работа в парах (иллюстрирование эпизодов).

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом («Биография и творческий путь поэта»).

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия герой-повествователь, автобиографическое произведение.

Подбор примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики».

Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика)

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Анализ и интерпретация лирического произведения.

Написание сочинений (отзывов) по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Выполнение контрольной работы (контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки)

Из русской литературы XX века

21 ч

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение   знаний   о ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы. Герой эпического произведения. Средства характеристики героя (развитие представлений)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет. Герой повествования (развитие понятий).

«Тихая моя Родина» (обзор). Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Индивидуальная и групповая работа (анализ рассказа, выразительное чтение рассказа).

Коллективная проверка домашнего задания.

Групповая работа (составление тезисного плана для различных видов пересказа).

Самостоятельная работа с литературоведческим материалом (составление устного ответа на вопрос «Каково значение художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя?»).

Изучение содержания параграфа учебника (конспектирование статьи, подбор примеров при составлении ответ на вопрос «Каковы доказательства душевной щедрости главного героя рассказа?»)

Выразительное чтение с последующим его рецензированием.

Поиск материалов о биографии и творчестве с использованием справочной литературы и Интернет.

Групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя),

Работа в парах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие лирический герой, жанровые особенности стихотворений)

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Ответы на вопросы (устные и письменные), раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

Проектно-исследовательская деятельность.

Песни на слова русских поэтов XX века

1 ч

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

Изучение параграфа учебника.

Работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства.

Заполнение таблицы «Жанрово-композиционные особенности лирика Р. Гамзатова»

Развёрнутые ответы (устные и письменные) на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведения.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Из зарубежной литературы

4 ч

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…».  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Выразительное чтение с последующим его рецензированием.

Работа в парах (выявление черт фольклора. Определение функций фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в произведениях зарубежной литературы)

Индивидуальная и парная работа по сочинению хокку.

Выразительное чтение хокку с последующим рецензированием.

Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой, повествование, тема, идея).

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции языковых и композиционных средств в тексте рассказа)

Повторение, обобщение

1 ч

Рекомендации на лето.

Комплексное повторение изученного материала за курс 7 класса

Развёрнутые ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текстов произведений.

Выразительное чтение художественных произведений (в т.ч. наизусть).


Формы организации учебных занятий

Формы организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс.

 -        осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-        выразительное чтение художественного текста;

-        различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-        ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-        заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-        анализ и интерпретация произведения;

-        составление планов и написание отзывов о произведениях;

-        написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-        целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема раздела, урока

Дата

Коррекция

План

Факт

Введение 

1

Вводный урок.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Устное народное творчество

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного»,

«Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

 Поэтическая автобиография народа.

3

Эпос народов мира. Былины. 

«Вольга и Микула Селянинович»

4

Вн чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Былина «Садко».  Поэтичность языка

5

Вн.чт. Французский и карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций. «Калевала» и «Песнь о Роланде»

6

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора.

Проект. «Пословицы и поговорки в рисунках обучающихся»

Древнерусская литература

7

Русские летописи. «Повесть Временных лет». "Поучение" Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

8

"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности

Из русской литературы XVIII в.

9

М.В.Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Патриотизм и призыв к миру

10

Г.Р.Державин. «Стихотворения-размышления «Признание» и другие о смысле жизни, о судьбе

Из русской литературы XIX в.

Александр Сергеевич Пушкин

11

А.С.Пушкин. Литературный портрет поэта. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов ПетраI и Карла XII

12

«Медный всадник». Образ Петра 1. Тема настоящего и будущего России

13

«Песнь о вещем Олеге» и летописный источник. Развитие понятия о балладе. Смысл сопоставления Олега и волхва

14

Драма "Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя 

15

Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе

16

Р.р.  Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина 

Михаил Юрьевич Лермонтов

17

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем

18

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы

19

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и её проявлений как источник душевных сил и творчества

Николай Васильевич Гоголь

20

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

21

Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества. Патриотический пафос повести

22

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Осуждение предательства

23

Р.р Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

Иван Сергеевич Тургенев

24

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторские раздумья о жизни народа 

25

«Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека

26

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношении в стихотворениях в прозе

Николай Алексеевич Некрасов

27

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь

Проект «Жёны декабристов»

28

Вн.чт. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Алексей Константинович Толстой

29

А.К.Толстой. Литературный портрет писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

30

М.Е.Салтыков-Щедрин. Литературный портрет писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика

31

Вн.чт. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске

Проект «Нравственные пороки общества в произведениях»

32

Р.р. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Лев Николаевич Толстой

33

Л.Н. Толстой. Автобиографический характер повести. Главы «Классы», «Наталья Савишна». Взаимоотношения детей и взрослых

34

«Maman». Главный герой повести «Детства» и его духовный мир

Проект «Я взрослый?»

35

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого

Антон Павлович Чехов

36

А.П.Чехов. Литературный портрет писателя. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества

37

Многогранность комического в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России.

38

Вн.чт. Средства юмористической характеристики в рассказах А.П.Чехова «Забыл!», «Размазня».

«Край ты мой, родимый край…»

39

Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…»  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

40

Р.р. Сочинение по лирике В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин

41

И.А.Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимопониманий детей и взрослых

42

Вн.чт. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти»

Максим Горький

43

М. Горький. Литературный портрет писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

44

Р.р. Обучение анализу эпизода из повести

М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

45

Романтическая легенда М.Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Мечта о сильной личности, ведущей к свету.

Проект «Подвиг в наше время»

Леонид Николаевич Андреев

46

Л.Н.Андреев. Литературный портрет писателя.  Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе «Кусака».

Владимир Владимирович Маяковский

47

В.В.Маяковский. Литературный портрет поэта

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение…».

48

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Проект «Мои любимые животные»

Андрей Платонович Платонов

49

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Главный герой рассказа «Юшка», его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.

50

Р.р. Творческая работа по произведениям писателей XX века «Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?»

51

Вн.чт. «В прекрасном и яростном мире». Идея доброты, взаимопонимания, жизни для других.

52

Вн.чт. Нравственные проблемы в повести

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Борис Леонидович Пастернак

53

Б.Л.Пастернак. Литературный портрет. Картины природы, преображённые поэтическим зрением поэта.

На дорогах войны (обзор)

54

Вн. чт. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова

55

А.Т Твардовский «Снега потемнеют синие», «Июль- макушка лета..». «На дне моей жизни…». Особенности лирики поэта.

Проект «Литературные места России»

Фёдор Александрович Абрамов

56

Ф.А.Абрамов. Литературный портрет писателя. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе «О чём плачут лошади».

Евгений Иванович Носов

57

Е.И.Носов. Литературный портрет писателя. Сила внутренней духовной красоты человека, протест против равнодушия в рассказах «Кукла», «Живое пламя»

Юрий Павлович Казаков

58

Ю.П.Казаков. Литературный портрет писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».

Проект «Я и мои друзья»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

59

Д.С.Лихачёв. Духовное напутствие молодёжи в главах книги «Земля родная»

Писатели улыбаются, или смех Михаила Зощенко

60

М.Зощенко. Литературный портрет писателя. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

«Тихая моя родина» (обзор)

61

Р.р. Родина, родная природа, собственное восприятие окружающего в стихотворениях русских поэтов XX века В.Я Брюсов, НМ Рубцова С.А. Есенина и др.

Песни на слова русских поэтов XX века

Из литературы народов России

62

 Музыка и поэзия. Творчество И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского. Лирические размышления о жизни.

Р.Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихах поэта.

63

Контрольная работа по изученным произведениям

Из зарубежной литературы

64

Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..»

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

66

Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»

67

Зарубежная фантастика. Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Повторение, обобщение

68

Вн.чт. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Рекомендации на лето.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...