«Вы читали стихи поломанных кукол?»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Разработка  открытого урока по литературе  в 7 классе

учителя Козачёк У.В. по теме: «Вы читали стихи поломанных кукол?»  Интертекстуальный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла»  и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам» (технология диалога).

Тема: сопоставительный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла»  и     стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам»

Тип урока: урок-диалог (личностно-ориентированного типа)

Технология: диалогическое изучение литературы на интертекстуальной основе

Время проведения: 40 минут

Цели урока:

Образовательная:  Знакомство учащихся с творчеством Е.И. Носова,        Д.Лимберг, имеющим этическую направленность; обучение интертекстуальному анализу текста; расширение читательского кругозора.

Развивающая:  Формирование коммуникативной компетентности, формирование умения вести диалог.

Воспитательные: Воспитание ответственности за свои поступки; воспитание внутренней культуры.

Технологический прием: вопрошание, «точка удивления», предпонимание, понимание, интерпретация.

Средства наглядности:  Мультимедийные (2 презентации, ММ экран,

 ММ проектор), музыкальный центр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukla.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  открытого урока по литературе  в 7 классе

учителя Козачёк У.В. по теме: «Вы читали стихи поломанных кукол?»  Интертекстуальный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла»  и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам» (технология диалога).

Тема: сопоставительный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла»  и     стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам»

Тип урока: урок-диалог (личностно-ориентированного типа)

Технология: диалогическое изучение литературы на интертекстуальной основе

Время проведения: 40 минут

Цели урока:

Образовательная:  Знакомство учащихся с творчеством Е.И. Носова,        Д.Лимберг, имеющим этическую направленность; обучение интертекстуальному анализу текста; расширение читательского кругозора.

Развивающая:  Формирование коммуникативной компетентности, формирование умения вести диалог.

Воспитательные: Воспитание ответственности за свои поступки; воспитание внутренней культуры.

Технологический прием: вопрошание, «точка удивления», предпонимание, понимание, интерпретация.

Средства наглядности:  Мультимедийные (2 презентации, ММ экран,

 ММ проектор), музыкальный центр.

                                             План урока

Этапы урока:

  1. Приветствие. Организационный момент- 1 минута;
  2. Предпонимание – 13  минут;
  3. Точка удивления – 7 минут;
  4. Вопрошание – 10 минут;  
  5. Понимание – 7 минут;
  6. Интерпретация – 2 минуты

                                            Ход урока:

                                                          - Вы читали стихи поломанных кукол?

                                                                      Вычитали поломанных кукол из детства?

                                                                      Нам от них небольшое осталось наследство-

                                                                      Глаз, рука да стихи,

                                                                      Те, которые мы не читали, увы.

                                                                      А вы?

                                                                    - Не читали…

                                                                                                                        А.Моцар.

                                             

  1. Приветствие. Организационный момент
  2. Предпонимание.

1. Обращение к ученикам. (Вспомни)

  • Ребята, что такое диалог? (разговор 2 и более человек)
  • Как вы думаете, а книги, произведения могут вступать в диалог? (могут)

                 Давайте определим тему нашего  сегодняшнего разговора.

  1. Просмотр презентации.
  2. Слово учителя.

        Итак, тема нашего разговора - кукла.

  • Играете ли вы в куклы? (да, конечно, играли)
  • Как вы думаете, зачем человек играет в куклы? (кукла- отражение человеческого мира, играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт,

     то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых

    людей или сказочных персонажей, ребенок выражает себя)

  • Какой жизненный опыт он при этом приобретает? (через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом)
  • Была (есть) ли у вас любимая кукла? (была, есть)
  • Что она значит для вас?
  1. Анализ отрывка произведения Н.Носова «Кукла». (Чтение и анализ)

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидное лицо, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые и шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

- Это чья же работа?

- Кто ж их знает… - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенный, глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Нынче трудно на кого-нибудь думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.  А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах,  а бывает, - без головы и без обеих ног… Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаю: кукла. Да ведь облик – то человеческий. Иную так сделают, что от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам, - и ничего…Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером - из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!...Эх!...»

«Он сутуло, перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, принялся копать яму, предварительно наметив  лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на вагоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена, после этого снова взялся за лопату.

И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:

- Всего не закопать…»

  • Каково ваше впечатление об этом произведении?
  • Удивило или нет вас поведение Акимыча? Почему? (да, нет)
  • Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? (Кукла похожа на человека. Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха)
  • Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча? (На всю жизнь нагляделся я человечины)
  • Почему Акимыч хоронит кукол? (облик – то человеческий. Иную так сделают, что от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый)

  1. «Точка удивления»  (сравнение)

  Анализ стихотворения Джоанн Лимберг «Я объявляю войну всем куклам».

                  Так начинается история моей мести.

                   Я объявляю войну всем куклам,

                   Чьи тела наглухо запечатаны,

                    Глаза не смыкаются, а на губах

                    Застыла вечная улыбка.

                    И чем больше я царапаю их,

                    Швыряю наземь, изрисовываю чернилами,

                    Чем сильнее бью их за то,

                    Что они такие глупые,

                     Тем глупее их улыбки…

  1. Вопрошание. (Оценивание)
  • Каково первое впечатление о прочитанном стихотворении? (удивление, непонимание, ужас)
  • Что вас удивило? Задайте сами вопросы к тексту (Почему царапает? Зачем? Что его так озлобило? Кто обидел?)
  •  На ваш взгляд, эти произведения вступают в диалог, разговаривают друг с другом? (да, вступают)
  • В чем сходство, что общего у этих произведений? (кукла)
  • В чем различие? (отношение к кукле, а через куклу и отношение к окружающему миру)
  • Что символизирует собой кукла? ( человека, ребенка, живое существо. Взаимоотношения человека с окружающим миром)
  • Почему герои этих произведений так по-разному относятся к куклам? (у них разные души, разный жизненный опыт(Шайхиева Ю,7 кл)

 

  1. Понимание (объясни и докажи)
  • Как вы думаете, вступили ли тексты в диалог? (Вступили)
  • Что же сказали друг другу тексты? Как, каким образом?

( Отношение к кукле говорит о нравственных качествах человека,

 о его отношении к другим людям, животным, миру. Через ЧИТАТЕЛЯ, через нас)

  1. Интерпретация. (Оцени)

Домашнее задание. Написать письмо-ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамоты "Дети читают стихи"

Грамоты "Дети читают стихи"...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Видеофильм "Дети о Победе" (дети читают стихи о войне)

Центром семейных и молодёжных инициатив города Рыбинск систематически проводятся интересные конкурсы, реализуются проекты, адресованные школьникам. В канун празднования Великой Победы стартовал конкур...

Сценарий поэтического марафона в рамках региональной акции "Читаем стихи Олефиренко Владимира Васильевича"

В 2020 году мы отмечали 75-летие Победы советского народа  в Великой Отечественной войне.  Не случайно мы обращаемся к имени и творчеству нашего земляка, уроженца села  Кагальник, ...

Открытый урок "Читаем стихи на разных языках" 22 апреля 2021г.

Открытый урок " Читаем стихи на разных языках" проводился к Всемирному дню поэзии.  Можно было послушать стихотворения  на русском, персидском, чеченском, аварском, туре...

Акция "Читаем стихи о Севере"

Акция проводилась в рамках Недели гуманитарных наук. Мероприятие разработано в форме литературно-музыкальной гостиной и предназначено для обучающихся 5-11 классов....