«Вы читали стихи поломанных кукол?»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе
учителя Козачёк У.В. по теме: «Вы читали стихи поломанных кукол?» Интертекстуальный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла» и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам» (технология диалога).
Тема: сопоставительный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла» и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам»
Тип урока: урок-диалог (личностно-ориентированного типа)
Технология: диалогическое изучение литературы на интертекстуальной основе
Время проведения: 40 минут
Цели урока:
Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством Е.И. Носова, Д.Лимберг, имеющим этическую направленность; обучение интертекстуальному анализу текста; расширение читательского кругозора.
Развивающая: Формирование коммуникативной компетентности, формирование умения вести диалог.
Воспитательные: Воспитание ответственности за свои поступки; воспитание внутренней культуры.
Технологический прием: вопрошание, «точка удивления», предпонимание, понимание, интерпретация.
Средства наглядности: Мультимедийные (2 презентации, ММ экран,
ММ проектор), музыкальный центр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе
учителя Козачёк У.В. по теме: «Вы читали стихи поломанных кукол?» Интертекстуальный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла» и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам» (технология диалога).
Тема: сопоставительный анализ произведений Е.И. Носова «Кукла» и стихотворения Д.Лимберг «Я объявляю войну всем куклам»
Тип урока: урок-диалог (личностно-ориентированного типа)
Технология: диалогическое изучение литературы на интертекстуальной основе
Время проведения: 40 минут
Цели урока:
Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством Е.И. Носова, Д.Лимберг, имеющим этическую направленность; обучение интертекстуальному анализу текста; расширение читательского кругозора.
Развивающая: Формирование коммуникативной компетентности, формирование умения вести диалог.
Воспитательные: Воспитание ответственности за свои поступки; воспитание внутренней культуры.
Технологический прием: вопрошание, «точка удивления», предпонимание, понимание, интерпретация.
Средства наглядности: Мультимедийные (2 презентации, ММ экран,
ММ проектор), музыкальный центр.
План урока
Этапы урока:
- Приветствие. Организационный момент- 1 минута;
- Предпонимание – 13 минут;
- Точка удивления – 7 минут;
- Вопрошание – 10 минут;
- Понимание – 7 минут;
- Интерпретация – 2 минуты
Ход урока:
- Вы читали стихи поломанных кукол?
Вычитали поломанных кукол из детства?
Нам от них небольшое осталось наследство-
Глаз, рука да стихи,
Те, которые мы не читали, увы.
А вы?
- Не читали…
А.Моцар.
- Приветствие. Организационный момент
- Предпонимание.
1. Обращение к ученикам. (Вспомни)
- Ребята, что такое диалог? (разговор 2 и более человек)
- Как вы думаете, а книги, произведения могут вступать в диалог? (могут)
Давайте определим тему нашего сегодняшнего разговора.
- Просмотр презентации.
- Слово учителя.
Итак, тема нашего разговора - кукла.
- Играете ли вы в куклы? (да, конечно, играли)
- Как вы думаете, зачем человек играет в куклы? (кукла- отражение человеческого мира, играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт,
то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых
людей или сказочных персонажей, ребенок выражает себя)
- Какой жизненный опыт он при этом приобретает? (через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом)
- Была (есть) ли у вас любимая кукла? (была, есть)
- Что она значит для вас?
- Анализ отрывка произведения Н.Носова «Кукла». (Чтение и анализ)
«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидное лицо, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые и шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
- Это чья же работа?
- Кто ж их знает… - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенный, глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Нынче трудно на кого-нибудь думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы и без обеих ног… Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаю: кукла. Да ведь облик – то человеческий. Иную так сделают, что от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам, - и ничего…Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром – в школу, вечером - из школы. А главное – учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!...Эх!...»
«Он сутуло, перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на вагоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена, после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью:
- Всего не закопать…»
- Каково ваше впечатление об этом произведении?
- Удивило или нет вас поведение Акимыча? Почему? (да, нет)
- Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? (Кукла похожа на человека. Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха)
- Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча? (На всю жизнь нагляделся я человечины)
- Почему Акимыч хоронит кукол? (облик – то человеческий. Иную так сделают, что от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый)
- «Точка удивления» (сравнение)
Анализ стихотворения Джоанн Лимберг «Я объявляю войну всем куклам».
Так начинается история моей мести.
Я объявляю войну всем куклам,
Чьи тела наглухо запечатаны,
Глаза не смыкаются, а на губах
Застыла вечная улыбка.
И чем больше я царапаю их,
Швыряю наземь, изрисовываю чернилами,
Чем сильнее бью их за то,
Что они такие глупые,
Тем глупее их улыбки…
- Вопрошание. (Оценивание)
- Каково первое впечатление о прочитанном стихотворении? (удивление, непонимание, ужас)
- Что вас удивило? Задайте сами вопросы к тексту (Почему царапает? Зачем? Что его так озлобило? Кто обидел?)
- На ваш взгляд, эти произведения вступают в диалог, разговаривают друг с другом? (да, вступают)
- В чем сходство, что общего у этих произведений? (кукла)
- В чем различие? (отношение к кукле, а через куклу и отношение к окружающему миру)
- Что символизирует собой кукла? ( человека, ребенка, живое существо. Взаимоотношения человека с окружающим миром)
- Почему герои этих произведений так по-разному относятся к куклам? (у них разные души, разный жизненный опыт(Шайхиева Ю,7 кл)
- Понимание (объясни и докажи)
- Как вы думаете, вступили ли тексты в диалог? (Вступили)
- Что же сказали друг другу тексты? Как, каким образом?
( Отношение к кукле говорит о нравственных качествах человека,
о его отношении к другим людям, животным, миру. Через ЧИТАТЕЛЯ, через нас)
- Интерпретация. (Оцени)
Домашнее задание. Написать письмо-ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамоты "Дети читают стихи"
Грамоты "Дети читают стихи"...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Видеофильм "Дети о Победе" (дети читают стихи о войне)
Центром семейных и молодёжных инициатив города Рыбинск систематически проводятся интересные конкурсы, реализуются проекты, адресованные школьникам. В канун празднования Великой Победы стартовал конкур...
Всероссийский конкурс «Дети читают стихи»(
Почетная грамота...
Сценарий поэтического марафона в рамках региональной акции "Читаем стихи Олефиренко Владимира Васильевича"
В 2020 году мы отмечали 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Не случайно мы обращаемся к имени и творчеству нашего земляка, уроженца села Кагальник, ...
Открытый урок "Читаем стихи на разных языках" 22 апреля 2021г.
Открытый урок " Читаем стихи на разных языках" проводился к Всемирному дню поэзии. Можно было послушать стихотворения на русском, персидском, чеченском, аварском, туре...
Акция "Читаем стихи о Севере"
Акция проводилась в рамках Недели гуманитарных наук. Мероприятие разработано в форме литературно-музыкальной гостиной и предназначено для обучающихся 5-11 классов....