Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Чебаненко Антонина Алексеевна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе. Программа и учебник под редакцией В.Я. Коровиной и др. 68 часов (2 часа в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 8 классе

на 2016 – 2017 учебный год

Программа и учебник  под редакцией В.Я. Коровиной и др.

Планирование рассчитано на 68 часов ( 2 часа в неделю)

Тема урока. Основное содержание.            

Дата урока

Учебник

ВВЕДЕНИЕ - 1 ч.

1. Русская литература и история. Интерес русских  писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 2 ч..

2. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе…», «Вдоль по улице метелица метёт…» и др. Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности худ. формы фольклорных произведений.

3. Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён» и др. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных  преданий.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 ч.

4. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А. Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

5. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Дейст вительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики.

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XYIII ВЕКА – 2 ч.

6. Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания гражданина. Понятие о классицизме. Речь как средство создания комического.

7. Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 30 ч.+7р/р (из них 3 к/с)

8. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

9. И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Журналист, музыкант, писатель, философ.

10. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

11. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» (Я помню чудное мгновенье…), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

12. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе изуч. в 6-7 классах).

13. А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

14. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

15. Формирование характера Петра Гринёва. Гл.1,2

16.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гл. 3,4    Тест.

17. Падение Белогорской крепости. Гл. 6,7  Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

18. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина. Смысл названия повести.

19. Изображение народной войны и её вождя. Гл. 8-12 и др.

20. р/р Подготовка к контр. сочинению по повести

 А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

21. р/р К/с №1 по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Пугачёв – предводитель народного восстания  или Каким я представляю себе Е. Пугачёва после прочтения повести «Капитанская дочка».

2. Гринёв и Швабрин.

3. Мой любимый герой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 4. История Маши Мироновой.

22. А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий

23. М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта (с обобщ. изуч. в 6-7 классах).

24. М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. 

25. Мцыри как романтический герой.

26. Своеобразие романтической поэмы. Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова.            Тест.

27. р/р Обучающее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

28. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя (с обобщ. изуч. в 6-7 классах).

29. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.    Д 1

30. Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.        Д 2, 3

31. Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ д 4 комедии «Ревизор».

32. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

    Тест.     Д 5

33. р/р Подготовка к контрольному сочинению № 2 по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» . (классному или домашнему)

34. р/р К/с №2  

1.Уездный город, его обитатели и правители.

2. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

3.Отзыв о спектакле.

35. Н.В. Гоголь «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества. Потеря Акакием Акакиевичем лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.

36.М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

37.Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

38.Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обличительная сила рассказа «После бала».

39.Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».Социально-нравственные проблемы. Главные герои.

40.Моральная ответственность человека за всё происходящее. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как  приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Тест.

41. р/р Подготовка к К/с №3 . (классному или домашнему)

42. р/р К/с №3

1 .Иван Васильевич на балу и после бала.

2.Утро, изменившее жизнь.

3. Полковник на балу и после бала.

4. Что такое честь, долг, совесть в моём понимании.

43.А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

44.Рассказ А.П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.

Нет в учебнике

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ XX ВЕКА – 17 ч. + 2 р/р

45. И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы в рассказе «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

46.А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

47. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её история. Обучение выразительному чтению.

 48.р/р Образ Родины в историческом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приёмы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению.

49. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

50. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

51. М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание фантастики и реальности  в рассказе «Пенсне»

52. И.С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

53. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О.Дымова, А. Аверченко

54. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни»

55. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

56. Герой и автор в поэме «Василий Тёркин»

57. Композиция и язык поэмы. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. Тест.

58. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

59. Стихи и песни о Великой Отечественной войне (урок-презентация или литературно-музык. композиция)

60. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

61. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

62 р/р к/соч №4 «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века»

63. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -  4ч.+ р/р

64. У. Шекспир . Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Анализ эпизода из трагедии.

65. Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

66. Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

67.Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

68.р/р Заключительный урок. Рекомендация книг для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...