Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Демидкина Наталья Михайловна

Данные рабочие программы по русскому языку и литературе составлены для 5 - 9 классов по авторским программам М.М. Разумовской и Г.С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy.zip827.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Милютинский район, х. Сулинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукичевская средняя общеобразовательная школа

                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ Лукичевской СОШ

Приказ от _______________ № ____

__________________ Высоцкая Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе Дона

основного общего образования

5 класс

количество часов - 35 часов                                Учитель: Демидкина Наталья Михайловна

Программа разработана на основе регионального  компонента государственного стандарта основного общего образования, примерного программно-методического материала по литературе Донадля 5-9 классов под редакцией В.Я.Рыбниковой.

2016-2017 уч.г.

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Дона», которому соответствует учебник « Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах».

Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.

Основная цель изучения курса «Литература Дона»: через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.

Задачи:

раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора; расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте; заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором; познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала; развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства; учить выразительно читать произведения фольклора.

Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса.

Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении.

Содержание программы учебного курса

«Литература Дона». 5 класс

Введение.Литература Дона и о Доне.

Фольклор.

Песни казаков Дона.

«Ай, на вольных степях саратовских», «Ермак у Ивана Грозного».

Пословицы и поговорки жителей Дона.

Загадки Дона.

Предания, легенды донского казачества, былички.

«Как казак Чига-Чигуша немцу нос утер», «Степан тимофеевич Разин из острога ушел», «Сом», «Колдунья».

Сказки.

Народные казачьи сказки.

Волшебная сказка «Танюша и мачеха» (12 – 15).

Сказки о животных. «Глупец и жеребец» (15).

Сказки казаков-некрасовцев.

 «Волшебная лампочка» (30 – 32).

Сказки донских армян.

«Сказка об Аббас-оглу» (33 – 38).

Донские былины.

«Илья Муромец выезжает в поле». «Дюк Степанович и три разбойника».

Русские поэты о Доне

А.С. Пушкин. «Был я среди донцов…», «Делибаш».

К.Ф. Рылеев. «Дмитрий Донской»

М.Ю. Лермонтов. «Черкесы».

А.В. Кольцов. «По-над Доном сад цветет…»

Сказки донских писателей.

А.С. Лебеденко. «Сказки Тихого Дона»: «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре бесслезном». «Игнатка». «Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице».

Проза Донских писателей

А.П.Чехов. «Наивный леший» «Умный дворник», «Дорогая собака», «Письмо учёному соседу».

А.С. Серафимович. «Маленький шахтер».

М.А. Шолохов. «Жеребенок».«Федотка».

И.Д. Василенко. «Артемка в цирке».

Раздел II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  обязательного минимума содержания образования ФГОС ООО, на основе примерной программы по литературе Дона.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. Литература Дона. Программно-методический материал. 5-9 кл./ Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. - Ростов-на-Дону, 2008
  2. « Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах»./Редактор-составитель В.В. безбожный. -  Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005г.
  3. Программа по литературе Дона для 5 класса /Авторы: В.Я. Рыбникова, Т. И. Павлова. — Издательство Ростовского областного института усовершенствования учителей, 1998.

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в году – 35

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Практическая часть

Сочинения/ изложения

Контрольные работы

1

Введение. Литература Дона и о Доне.

1

2

Фольклор.

11

Песни казаков Дона.

1

Пословицы и поговорки жителей Дона. Загадки Дона.

2

Предания, легенды донского казачества, былички.

2

Сказки.

5

1

Донские былины.

1

3

Русские поэты о Доне

1

4

Сказки донских писателей.

7

А.С. Лебеденко

7

5

Проза Донских писателей.

13

А.П.Чехов.

3

А.С. Серафимович.

2

М.А. Шолохов.

3

1

И.Д. Василенко.

5

6

Итоговый урок.

1

7

Резерв

1

Раздел III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в основной школе являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предполагаемые результаты освоения программы по литературе Дона в 5 классе

Предметные результаты:

  • адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
  • знание изученных текстов;
  • овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
  • умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация).

Метапредметные результаты:

  • овладение различными типами пересказа;
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
  • умение формулировать доказательные выводы;
  • умение владеть разными видами чтения текстов.                

 Личностные результаты:

  • знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
  • формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
  • формирование собственного мнения;
  • формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Формирование универсальных учебных действий

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия. В соответствии ФГОС ООО выделяются четыре группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные:

- понимание русского литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;

-  осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё; потребность сохранить русскую литературу как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные:

- владение всеми видами речевой деятельности,

- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- адекватное восприятие устной и письменной речи;

- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.

Познавательные:

- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.

Регулятивные:

- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего (промежуточного) и итогового контроля:

- текущий опрос,

- фронтальный опрос,

- тест,

- диагностика навыка чтения,

- выразительное чтение,

- чтение наизусть,

- пересказ,

- чтение по ролям,

- тематический контроль,

- итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...