Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Данные рабочие программы по русскому языку и литературе составлены для 5 - 9 классов по авторским программам М.М. Разумовской и Г.С. Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.zip | 827.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Милютинский район, х. Сулинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лукичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Лукичевской СОШ
Приказ от _______________ № ____
__________________ Высоцкая Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе Дона
основного общего образования
5 класс
количество часов - 35 часов Учитель: Демидкина Наталья Михайловна
Программа разработана на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерного программно-методического материала по литературе Донадля 5-9 классов под редакцией В.Я.Рыбниковой.
2016-2017 уч.г.
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В систему регионального компонента литературного образования основной школы (5-9 классы) включен курс «Литература Дона», которому соответствует учебник « Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5-7 классах».
Донская литература имеет большую историко-литературную и познавательную ценность как высоко художественный памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий особенности менталитета донского казачества, его народных вкусов и эстетического совершенства.
Основная цель изучения курса «Литература Дона»: через приобщение школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона способствовать постижению основ духовной культуры малой родины и на этой основе создавать условия для нравственного и эстетического развития личности учащегося.
Задачи:
раскрыть художественное своеобразие, особенности языка различных жанров фольклора; расширить представление о диалектах, донских говорах и их функциях в художественном тексте; заложить понимание взаимосвязи лучших образцов художественной литературы с фольклором; познакомить учащихся с особенностями быта и нравов донского казачества, их нравственного потенциала; развивать воображение, фантазию, творческие возможности, интерес к различным видам искусства; учить выразительно читать произведения фольклора.
Курс «Литература Дона» соотносим с программным материалом основной школы. В его основу положен жанрово-тематический принцип отбора произведений, что определяет системный подход к изучению курса.
Спецификой структуры курса является его интегрированный характер, синхронизирующий жанровые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки, былины, сказки, песни) и сценические картины казачьего быта.
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведении.
Содержание программы учебного курса
«Литература Дона». 5 класс
Введение.Литература Дона и о Доне.
Фольклор.
Песни казаков Дона.
«Ай, на вольных степях саратовских», «Ермак у Ивана Грозного».
Пословицы и поговорки жителей Дона.
Загадки Дона.
Предания, легенды донского казачества, былички.
«Как казак Чига-Чигуша немцу нос утер», «Степан тимофеевич Разин из острога ушел», «Сом», «Колдунья».
Сказки.
Народные казачьи сказки.
Волшебная сказка «Танюша и мачеха» (12 – 15).
Сказки о животных. «Глупец и жеребец» (15).
Сказки казаков-некрасовцев.
«Волшебная лампочка» (30 – 32).
Сказки донских армян.
«Сказка об Аббас-оглу» (33 – 38).
Донские былины.
«Илья Муромец выезжает в поле». «Дюк Степанович и три разбойника».
Русские поэты о Доне
А.С. Пушкин. «Был я среди донцов…», «Делибаш».
К.Ф. Рылеев. «Дмитрий Донской»
М.Ю. Лермонтов. «Черкесы».
А.В. Кольцов. «По-над Доном сад цветет…»
Сказки донских писателей.
А.С. Лебеденко. «Сказки Тихого Дона»: «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре бесслезном». «Игнатка». «Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице».
Проза Донских писателей
А.П.Чехов. «Наивный леший» «Умный дворник», «Дорогая собака», «Письмо учёному соседу».
А.С. Серафимович. «Маленький шахтер».
М.А. Шолохов. «Жеребенок».«Федотка».
И.Д. Василенко. «Артемка в цирке».
Раздел II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания образования ФГОС ООО, на основе примерной программы по литературе Дона.
Учебно-методическое обеспечение курса:
- Литература Дона. Программно-методический материал. 5-9 кл./ Составители: Л.В.Куприянова, Т.И.Павлова, И.Р.Ратке, В.Я.Рыбникова. - Ростов-на-Дону, 2008
- « Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах»./Редактор-составитель В.В. безбожный. - Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005г.
- Программа по литературе Дона для 5 класса /Авторы: В.Я. Рыбникова, Т. И. Павлова. — Издательство Ростовского областного института усовершенствования учителей, 1998.
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в году – 35
№ | Наименование раздела и тем | Количество часов | Практическая часть | |
Сочинения/ изложения | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Литература Дона и о Доне. | 1 | ||
2 | Фольклор. | 11 | ||
Песни казаков Дона. | 1 | |||
Пословицы и поговорки жителей Дона. Загадки Дона. | 2 | |||
Предания, легенды донского казачества, былички. | 2 | |||
Сказки. | 5 | 1 | ||
Донские былины. | 1 | |||
3 | Русские поэты о Доне | 1 | ||
4 | Сказки донских писателей. | 7 | ||
А.С. Лебеденко | 7 | |||
5 | Проза Донских писателей. | 13 | ||
А.П.Чехов. | 3 | |||
А.С. Серафимович. | 2 | |||
М.А. Шолохов. | 3 | 1 | ||
И.Д. Василенко. | 5 | |||
6 | Итоговый урок. | 1 | ||
7 | Резерв | 1 |
Раздел III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Литература» в основной школе являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предполагаемые результаты освоения программы по литературе Дона в 5 классе
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация).
Метапредметные результаты:
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения текстов.
Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Формирование универсальных учебных действий
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия. В соответствии ФГОС ООО выделяются четыре группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные:
- понимание русского литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё; потребность сохранить русскую литературу как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные:
- владение всеми видами речевой деятельности,
- построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- адекватное восприятие устной и письменной речи;
- точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
- соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.
Познавательные:
- формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
- осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
- определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.
Регулятивные:
- постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
- осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего (промежуточного) и итогового контроля:
- текущий опрос,
- фронтальный опрос,
- тест,
- диагностика навыка чтения,
- выразительное чтение,
- чтение наизусть,
- пересказ,
- чтение по ролям,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе
Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс
Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...
Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...