Методическая разработка " А.С. Пушкин в живописи"
методическая разработка по литературе на тему

Сундукова Эльвира Касимовна

А. С. Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались в и зарубежные художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах: здесь и гравюры,  и литографии, и ксилографии, и художественные портреты. Произведения, созданные художниками  при жизни поэта, относятся в основном к портретной живописи, причем большинство из них написаны с натуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_mr_sundukova_e.k._isenbaevo_isosh.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

II  Всероссийский (VIII республиканский)  Открытый    творческий конкурс «ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Методическая  разработка   на тему:

« А. С. Пушкин  в живописи »

                                                       Работу выполнила Сундукова Э.К.,

                                          учитель русского языка и литературы

                               МБОУ Исенбаевской средней

                                                    общеобразовательной школы Агрызского

                                                муниципального района  РТ

                                               

                                                               

2017

Я, как учитель русского языка и литературы, считаю, что в системе развития речи с использованием картины должны найти свое достойное место уроки, посвященные теме «А. С. Пушкин в живописи».

    А. С. Пушкин – один из немногих поэтов, к личности которого так часто и так охотно обращались в и зарубежные художники и скульпторы. Пушкин в живописи представлен в разных формах и жанрах: здесь и гравюры,  и литографии, и ксилографии, и художественные портреты. Произведения, созданные художниками  при жизни поэта, относятся в основном к портретной живописи, причем большинство из них написаны с натуры.

        Первый портрет Пушкина был выполнен, когда ему было 2-3 года. Но дошел он до нас самым последним, только в 1959 году. После долгих  исследований сотрудники Московского  музея А. С. Пушкина установили, что эту миниатюру мать поэта Н. Н. Пушкина подарила дочери профессора Мудрова, домашнего доктора их семьи, а его правнучка в 1950 году вручила портретик В. С. Якуту, актеру, исполнявшему роль Пушкина в одноименной пьесе А. Глобы. Актер в свою очередь в 1959 году передал это портрет в дар музею. Исследователи предполагают, что портрет выполнен крепостным художником.

        Но наиболее известными прижизненными портретами А. С. Пушкина являются те, которые выполнены В. А. Тропининым и О. А. Кипренским.

        Посмертные живописные произведения о Пушкине  относятся к жанровой  живописи и носят в большинстве случаев биографический характер. Известны  такие картины, как «Пушкин и Пущин в селе Михайловском» художника Н. Н. Ге  (1875), «Дуэль Пушкина с Дантесом»

 А. А. Наумова (1885), полотно Г. Г. Мясоедова «Пушкин в салоне княгини

 З. А. Волконской, слушающий импровизацию А. Мицкевича (1899). Неоднократно обращался к пушкинской теме И. Е. Репин. Известна его картина «Пушкин на лицейском экзамене» (1911), а также выполненная совместно с И. К. Айвазовским «Прощай, свободная стихия». Непревзойденным шедевром считается рисунок В. Серова «Пушкин в парке». Посмертную иконографию Пушкина пополнили художники советского периода: В. А. Фаворский, Н. П. Ульянов, К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов, П. П. Кончаловский, В. Е. Попков и другие.

В ходе изучения биографии и творчества А.С.Пушкина на уроках литературы учителем могут быть использованы названные произведения живописи, особенно те,  которые имеют отношение к его биографии. Так, в VIII классе при изучении стихотворения «Во глубине сибирских руд» можно познакомиться с картиной В.Дрезниной «Пушкин читает М.Н.Волконской «Послание в Сибирь». В IX классе, ведя разговор о личности поэта и его судьбе, можно использовать картину  И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия». А работу над портретом кисти Тропинина можно давать в 10 классе, так как именно на этом этапе очерк жизни и творчества Пушкина изучается наиболее подробно, при этом знакомство с портретом надо вести в сопоставлении с портретом кисти Кипренского. Такое сопоставление даст учащимся возможность увидеть сходства и различия в изображении одного и того же лица, понять, что у каждого из художников свое видение и свои краски, свой Пушкин. Это и станет одной из целей уроков. Другая цель – совершенствование умений и навыков учащихся писать сочинение-описание с элементами рассуждения.

Начиная с 6 класса,  учащиеся  на уроках литературы знакомятся с тем, что такое литературный портрет, читают и составляют портретные характеристики героев. Они  знакомы и с живописным портретом. В 6 классе на уроках развития речи предусмотрена  работа над портретом Г. Тукая в картине Е. А. Симбирина  «Поэт Г. Тукай». Сопоставительное описание портретов – более сложная ступень описания, на которую поднимаются школьники, опираясь на приобретенные умения.

Урок развития  по формированию  навыков умения  писать сопоставительное описание портретов можно провести по картинам  В. А. Тропинина и О. А. Кипренского  на тему « Два портрета А.С.Пушкина».

После определения целей и задач урока заранее подготовленные ученики  делают сообщения о художниках (Приложения №1,2) Материал  о жизни и творчестве В.А.Тропинина и О.А.Кипренского можно найти в книгах: Г.В.Жидков. «В.А.Тропинин» (М., 1954); В.С.Турчин. «Орест Кипренский» (М., 1982); В.Порудоминский. «Первая Третьяковка» (М., 1979); Л.Кудрявцева. «Себя как в зеркале я вижу» (М., 1986); К.Паустовский. «О художниках» (М., 1993).

Оба известнейших портрета А.С.Пушкина написаны в 1827 году. Один портрет выполнен Василием Андреевичем Тропининым в Москве, другой – Орестом Адамовичем Кипренским в Петербурге. Это были лучшие портреты из всего, что создали эти художники. Интересна история создания обоих портретов А.С.Пушкина (Приложения №3,4).

После самостоятельного  рассматривания картин художников  учащимися  проводится беседа по сопоставительному анализу:

1. Что общего в этих картинах? Какова их тема? (В  обоих портретах изображен один и тот же человек – А. С. Пушкин)

  1. Что можно в портретах сравнивать? ( Можно сравнивать композицию картин, краски, взгляд, руки и т.д.)

         3. Что же общего в композиции? (На  обоих портретах поэт изображен сидящим, и в той и другой картине наше внимание привлекает, прежде всего, лицо)

            4. В чем различие портретов? ( Различие в красках, в одежде, в уловленном художниками состоянии поэта)

 Работа по картине В.А.Тропинина:

          5. Каким изобразил Пушкина В. А. Тропинин? Какими словами можно описать его позу, одежду? (На портрете  поэт  непринужденно сидит  у небольшого стола в коричневом, с синими отворотами халате, свободно положив на край руку с перстнями на пальцах, и задумчиво смотрит куда-то в сторону)

        6. Какое состояние поэта хотел передать художник и как он этого достиг? Подберите слова, которые характеризуют это состояние? (Художник передал состояние вдохновения и передал это, прежде всего, через глаза поэта: в светлых, голубых глазах таится какое-то особенное выражение. Взгляд его  чуть затуманен)

        7. В каком стихотворении Пушкин пишет о своем состоянии? Какие строчки приходят на память? (Ученики называют стихотворение «Осень», зачитывают строчки из стихотворения: И пробуждается поэзия во мне.  И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу мне бегут…)

        8. Что еще, кроме лица, взгляда, поворота головы, говорит о состоянии поэта? (Рука сжата в каком-то беспокойстве. Она прикрывает белые листы бумаги, приготовленные для работы, вот-вот возьмется за перо: « И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге. Минута – стихи свободно потекут».  Поэт дома, он работает. Поэтому изображен в халате, черный галстук повязан вольно, воротник белой рубашки свободно открывает шею)

        9. Какие краски преобладают в картине В. А. Тропинина? (Краски неяркие. Каштановые кудри, коричневый халат, коричневый фон за спиной. Сине-серые отвороты халата, голубые тени на воротнике рубашки. На всем лежит мягкий золотистый оттенок. Ничто не мешает видеть лицо поэта – ведь оно на портрете главное. Вдохновенное лицо!)

        Работа над  портретом О. А. Кипренского:

1. Какое состояние изобразил этот художник? (Изобразил состояние раздумья и достиг этого изображением особой позы (сложенные на груди руки), выражением лица (оно задумчивое и серьезное), взгляда (глаза устремлены вдаль), легким поворотом головы)

2.Что еще бросается в глаза в этом портрете своей контрастностью? Опишите подробнее одежду поэта. (Лицо светлое, а вся фигура в черном: черный сюртук, черный плащ в клетку, черный бант, и только белый ворот рубашки еще раз освещает благородное лицо)

3. Что еще привлекает наше внимание на портрете? 

(Привлекает внимание рука, вернее, пальцы правой руки. Художник, видимо хотел, чтобы мы почувствовали, что эта прекрасная рука – рука поэта)

4. Один из друзей Пушкина, увидев этот портрет, сказал, что на лице поэта видны «печали жизни». Что он, по-вашему, под эти понимал? Согласны ли вы с этим мнением? Как художник сумел это выразить? (Картина написана в 1827 году. Казнь и каторга декабристов еще не забыты; передовые люди, в том числе и А. С. Пушкин, подавлены этим событием, поэтому в картине много черного  цвета)

5. Но вызывает ли она мрачное настроение? (Нет, не вызывает. Черный цвет замечательно сочетается с золотистым цветом лица, руки и с фоном. Зеленовато-золотистый фон как будто мерцает, чуть светится. Золотой и черный цвет делают портрет строгим, возвышенным, помогают понять  мысли и чувства поэта)

6. Как, по-вашему, почему художник на заднем плане изобразил скульптуру богини с лирой в руках? (Ее называют Музой поэзии. По преданию, Муза вдохновляет поэтов на создание стихов. Художник хотел сделать образ Пушкина еще более возвышенным, сказать, что поэзия – это судьба его, что он в этом деле Гений)

7. Какие строчки Пушкина вспоминаются при восприятии этой картины? Из какого стихотворения? (Из стихотворения «Памятник»)

Обобщение работы по картинам:

Что хотели сказать Тропинин и Кипренский своими портретами? (Каждый из них хотел сказать, что Пушкин – великий поэт, солнце русской поэзии. Вместе с тем, каждый открыл в нем то, что было ему понятнее и ближе. Поэтому Пушкин Тропинина более естественный, домашний, Пушкин Кипренского – более возвышенный и торжественный.

Какой из портретов вам больше нравится? Почему? Какие мысли и чувства вызываю картины?

Домашнее задание: сочинение - описание с элементами  рассуждения

« Два портрета» (Приложение №5)

Таким образом, беседы о портретах великого русского поэта, об истории создания, о художниках - его современниках помогают учащимся глубже познать мир Пушкина, его значение для русской литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- вернисаж. А.С. Пушкин в живописи. Редкие портреты.

Каков? - Таков: как в Африке, курчави рус, как здесь, где вы и я, где север.Когда влюблен - опасен, зол в речах.Когда весна - хмур, нездоров, рассеянн.Ужасен, если оскорблен. Ревнив.Рожден в Москве. И...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Статья "А.С.Пушкин в живописи"

Статья "А.С,Пушкин в живописи»" может быть использована  для проведения внеклассной работы по творчеству А.С.Пушкина, для проведения литературных вечеров в школе. Особенностью этой статьи являетс...

Бинарный интегрированный урок на тему: "Поэзия А.С. Пушкина в музыке и живописи"

Методическая разработка для уителей. Буду рада если кому то это поможет в работе....

Конспект интегрированного урока "Поэзия Пушкина - музыке и живописи сестра родная"

Конспект интегрированного урока русского языка, литературы и музыки по поэзии А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения "Туча")...

Презентация к уроку "Поэзия Пушкина- музыке и живописи сестра родная"

Презентация к интегрированному уроку  "Поэзия Пушкина -музыке и живописи сестра родная"...