Память жива в сердцах молодого поколения
статья по литературе на тему
На уроках литературы есть тема:"Поэзия оВеликой Отечественной войне."На эти уроки учащиеся приходят всегда с выполненным заданием.Как один учат наизусть стихотворения о подвиге русского солдата.Традиционно 9 февраля каждый год учителя и дети идут в центр хутора Какичев к памятнику Воину-освободителю.Здесь у святого места ученики читают стихи и поют песни ,чтут минутой молчания своих прадедов и говорят :"Спасибо деду за Победу".Выросшие поколения без войны ценят мир на земле.Пусть это безумие не повторится никогда.Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»
Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Тип урока: формирование новых знаний.
Задачи урока:
- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;
- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.
- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная.
Музыкальный материал:
- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);
- фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;
- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);
- Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;
- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).
Дополнительный материал: учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».
Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.
Оборудование: доска школьная, фортепиано.
ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)
Музыкальное приветствие.
II. Актуализация знаний.
На школьной доске написаны эпиграфы:
«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»
(А.Блок)
«Памяти павших будьте достойны»
(Р.Рождественский)
Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)
Учитель:- О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)
На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)
Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
IV. Работа по теме урока.
1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».
- Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.
- Работа над интонацией.
Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)
Учитель: - Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)
Учитель: - Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)
2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».
«Наши дети»
- Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)
Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.
- Звучит «Наши дети».
- Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)
«Помните!»
- Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)
Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.
- Звучит «Помните!».
- Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)
Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)
Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)
3. Обобщение.
Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)
4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».
- Сравнительный анализ гравюр и фрагментов из «Реквиема» Д.Кабалевского. (Работа в группах.)
Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.
Слайд № 7.
Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)
Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).
Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)
V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)
Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)
Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием?(Авторы оплакивают погибших воинов.)
Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства?(Ответы обучающихся.)
На доске эпиграф:
«Памяти павших будьте достойны»
(Р.Рождественский)
Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)
VI. Завершающий этап урока.
Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)
VII. Рефлексия.
Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)
Учитель: - Оцените свою работу на уроке. (Ребята дают оценку своей работе.)
VIII. Итог.
Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).
Домашнее задание (групповая работа):
1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».
Объявление оценок за работу на уроке.
Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).
Скачать:
Предварительный просмотр:
В Какичевской школе 8 февраля проведено мероприятие «Горячие сердца».Вам бесстрашные, Вам бессмертные, Вам ,юные пионеры- герои, посвящается наше мероприятие –День памяти. Пусть в этот день все дети во всех участках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Учащиеся почтили минутой молчания юных героев. Пусть будет мир на земле!
Предварительный просмотр:
В Какичевской школе 8 февраля проведено мероприятие «Горячие сердца».Вам бесстрашные, Вам бессмертные, Вам ,юные пионеры- герои, посвящается наше мероприятие –День памяти. Пусть в этот день все дети во всех участках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Учащиеся почтили минутой молчания юных героев. Пусть будет мир на земле!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУР НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ.
Рассматривается ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУР НА ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ....
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
Классный час "Здоровое молодое поколение - будущее России"
Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков....
буклет "Молодое поколение России против курения"
Буклет "Молодое поколение России против курения"...
"Душа молода, пока память жива"
Рассказ о ветеране Великой Отечественной войны Венковой Раисе Михайловне. Во время войны Раиса Михайловна была в партизанском отряде и помо...
Презентация "Живи, память, живи!"
Данный проект "Живи, память, живи!" - это наша любовь, уважение, признательность и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердц...
СЦЕНАРИЙ праздничного мероприятия с элементами тренинга «Молодое поколение – старшему поколению»
Психолого-педагогическое игровое мероприятие (на сплочение, преемственность пожилых граждан и подростков) с показом поздравительной презентации....