Проблема войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого <<Кавказский пленник>>
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Волкова Роза Хабибулловна

Открытый урок в 5 классе. Конспект урока. Фотоматериалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_6_klass.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по ФГОС в 6 классе

 учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана» г.Альметьевска РТ Волковой Розы Хабибулловны

Тема: Проблема войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

Цель : раскрыть нравственно-философскую проблему войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник».

Задачи урока: 

Образовательные: проанализировать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» , проникнуть в творческую лабораторию  писателя ; рассмотреть позицию автора и героев ; художественно-изобразительные средства , помогающие раскрыть тему и идею рассказа, формирование познавательных УУД.

Развивающие: развивать умение вслушиваться , всматриваться в слово художественного произведения , совершенствовать умение анализа литературного произведения ; развивать умение выразительного чтения , навыков исследовательской работы , ассоциативного мышления , работы с текстом, словарями с целью поиска информации ; формирование регулятивных , коммуникативных УУД.

Воспитательные: воспитание духовно развитой личности , готовой самопознанию и самосовершенствованию ; формирование гуманистического мировоззрения , гражданской позиции , любви и уважения к литературе; формирование личностных УУД.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации;
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование , саморегуляция , выделение того , что уже усвоено и еще нужно усвоить;
  • Личностные УУД: самоопределение , нравственно-этическая ориентация , способность к самооценке своих действий , поступков;
  • Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения ; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Ресурсы: компьютер , проектор , иллюстрации к рассказу Ю.Н. Петрова и другие; учебник  Г.С. Меркина , Москва. « Русское слово», 2015 г., в  двух частях.

Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком,

нельзя считать себя знающим свою страну.         

                                                                                       М.Горький

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 Организация урока (мотивация учебной деятельности.) Посвящаем урок Году Литературы и кинематографии.

Демонстрируют свое настроение.

(Л.) Внимание, уважение к сверстникам, сотрудничество с учителем (К.),

мобилизация сил и (Р.) энергии.

2  Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач

эпиграф: «Война - противное человеческому разуму и человеческой  природе событие».

Учитель: Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

К какому жанру относится это произведение?

Объясните значение слов:

патриотизм , интернационализм, национализм, антитеза, прототип.

Писатель Лев Толстой всю жизнь размышлял о смысле человеческой жизни, разрешал нравственно-философские проблемы человеческого бытия, жизни и смерти войны и мира.

-Что вы представляете , когда слышите слова «война», «мир»? ( плакат)

Изучим глубже творчество Толстого , поговорим о рассказе «Кавказский пленник», покажем сценки, поиграем.

Слушают

Рассказ – быль

Мир - это мир, созидание, дружба, любовь, счастье.

Война - это горе , слезы , разрушение, насилие, зло, вражда, месть, несчастье.

Поиск и выделение необходимой информации (П.)

Побуждение к деятельности (Л.), выявление значения терминов(П.)

3 История создания рассказа.

(Учебник стр.296)

В 1872 г. для «Азбуки» , где все было красиво , коротко, просто и , главное, ясно. В основе – реальный случай , произведения с офицером Л.Н. Толстым. Прототип – Аслан Коз (Дина)- абхазская девушка.

Опубликован в журнале «Заря» , затем вошел в «Четвертую книгу для чтения».

«Кавказский пленник» - тоже своего рода «война и мир» , только для детей . Почему автор в своей книге обращается к детям?

(Учебник  стр. 296-298   вопрос №10 )

Выступают заранее подготовленные учащиеся.

В войну в душах людей побеждает мир. Писатель хотел сказать своим юным читателям правду, научить маленьких отличать добро от зла, понять , что автор ценит в людях и что отвергает.

Изложение и аргументация информации. (П.)

Исследование задачи.

Выдвижение гипотез и их обоснование (К.)

Выполнение логических операций : анализ, синтез.(П.)

4  Сложность проблемы войны и мира .(Открытие нового знания)

- Как раскрываются характеры героев Жилина и Костылина? Каковы мотивы их поступков ?

(учебник стр. 297 №6)

Обратите внимание на

-главные черты характеров героев, их психологическое состояние.

- кто из татар-горцев с особой неприязнью относится к русским офицерам?

- Основные черты характера Костылина: слаб, изнежен, вечно ноет. Легкомыслен, безответствен, эгоистичен , пассивен , ждет выкупа, «еле живого привезли».

Физминутка

Формирует тему и цель, задачи урока.

Работа в группах.

Антитеза (прием)

- поведение Костылина в начале и конце рассказа. (рассматривают иллюстрации Ю.Н.Петрова)

-Из-за Костылина Жилин неоднократно попадал в трудную ситуацию, т. к. Костылин – человек трусливый, « весь красный», грузный . толстый, способный к предательству , ленивый, неповоротливый ,а Жилин- « мал, да удал»- пишет Толстой. Не унывает, стремиться любыми способами вырваться из плена. Всегда рассчитывает лишь на себя . Верен в дружбе, хороший товарищ.

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.(П.)

Сравнительная характеристика литературных героев.(Р).

Владение видами речевой  деятельности; (К.)

Побуждение к деятельности; (Л.)

5  Взаимоотношения героев с горцами.

Эпизод допроса Жилина

(учебник стр. 276 глава 2)

-  В чем своеобразие звучания национализма с одной стороны , интернационализма - с другой?

(вопрос № 8, 9 стр. 297)

- За что кавказцы уважают Жилина?

(вопрос № 4 стр. 297)

- Какую роль в судьбе Жилина сыграла Дина?

(глава 2, 6 портрет Дины)

(вопрос №5 стр. 297)

Эпитеты:

«тоненькая», «худенькая», «светлые , черные глаза».

(стр.297)

Сравнения:

« качает куклу, как ребенка», « глазенки, как звезды», « сама , как дикая козочка», « ручонки , как прутики». ( стр.292)

Фразеологизмы:

«Век тебя помнить буду!», «глаз не спускает».

-Как автор относится к Дине?

Групповая работа :

диалог  Жилина и горцев  в эпизоде.

Пленник, русский офицер сохранил человеческое достоинство , честь русского офицера. Даже враги восхищаются его смелостью , силой духа , твердостью характера.

Особо неприязненно относится седой старик, ненавистью ослепленный  к русским , а Абдул – Мурат с уважением , « полюбил я тебя»,- говорил он. Талант , ум, общительность , мастерство Жилина.

Сравнивают поведение и отношение героев друг к другу , обмениваются мнениями .

Коллективная работа с художественно – изобразительными средствами языка:

Несмотря на то, что Дина хрупкая , еще девочка , по характеру  автор показывает ее смелой , человеческой, честной девочкой. Благодаря ей Жилин остался жив. Автор восхищается образом  Дины. Нет людей только врагов или людей,  неспособных на добро. Здесь мы понимаем ,  что Толстой выражает чувство интернационализма, хотя националистов тоже можно понять , у них преобладает чувство мести. Седой старик, у которого убили 7 детей, а восьмого старый джигит убил сам.

Речевое высказывание (сценка) в устной форме из текста(П.)

Исследовательная работа (П.)

Оценивание  поведения героев (Р.)

Осознание своих эмоций , адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л.)

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

6  Смысл названия рассказа. Итоги урока.

(рефлексия деятельности)

- Кто из героев вам симпатичен и наиболее понравился, почему? Почему не пленники , а пленник?

-О чем эта книга? В чем ее актуальность? 

- Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

Определяют смысл названия произведения и выявляют авторскую позицию .

Высказывают свое мнение.

Конечно, как и автору, нам нравятся Жилин , Дина , ее отец , мирные жители аула. Великий гуманист Толстой прославляет добро, человечность, любовь, рассказывает о победе «мира» в душах людей, враждебных друг к другу.

Оценивание степени способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р.)

7  Заключение.

Л.Н.Толстой сам почти три года , служил на Кавказе, воочию видел ужасы войны, знал, что такое война.

К сожаленью, и сегодня на Кавказе и в мире не затихая, идет война, ежедневно льется кровь.

Классик мировой литературы, достояние России, наша национальная гордость Лев Николаевич Толстой убеждает нас в  том, что важнее всего на свете мир, дружба между народами, любовь. Поэтому мы солидарно с  М. Горьким, сказавшим: « Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком, нельзя считать себя знающим свою страну».

Читают эпиграф «Война - противное человеческому разуму и человеческой  природе событие» .

(плакат)

«Кавказский пленник» Толстого – книга актуальная. Мы, мальчики, где бы ни служили, будем помнить, что всегда нужно оставаться человеком, патриотом, защищать свою Родину. На войне гибнут и мирные люди, страдают все. Мечта любого из нас -  жить под мирным небом и пусть никто не попадает в плен!

8  Домашняя работа. Написать стр. 298 Мои мысли после прочтения «Кавказский пленник» Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в  5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...