Проблема войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого <<Кавказский пленник>>
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Открытый урок в 5 классе. Конспект урока. Фотоматериалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы по ФГОС в 6 классе
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №25 им.70-летия нефти Татарстана» г.Альметьевска РТ Волковой Розы Хабибулловны
Тема: Проблема войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Цель : раскрыть нравственно-философскую проблему войны и мира в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Задачи урока:
Образовательные: проанализировать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» , проникнуть в творческую лабораторию писателя ; рассмотреть позицию автора и героев ; художественно-изобразительные средства , помогающие раскрыть тему и идею рассказа, формирование познавательных УУД.
Развивающие: развивать умение вслушиваться , всматриваться в слово художественного произведения , совершенствовать умение анализа литературного произведения ; развивать умение выразительного чтения , навыков исследовательской работы , ассоциативного мышления , работы с текстом, словарями с целью поиска информации ; формирование регулятивных , коммуникативных УУД.
Воспитательные: воспитание духовно развитой личности , готовой самопознанию и самосовершенствованию ; формирование гуманистического мировоззрения , гражданской позиции , любви и уважения к литературе; формирование личностных УУД.
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации;
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование , саморегуляция , выделение того , что уже усвоено и еще нужно усвоить;
- Личностные УУД: самоопределение , нравственно-этическая ориентация , способность к самооценке своих действий , поступков;
- Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения ; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Ресурсы: компьютер , проектор , иллюстрации к рассказу Ю.Н. Петрова и другие; учебник Г.С. Меркина , Москва. « Русское слово», 2015 г., в двух частях.
Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком,
нельзя считать себя знающим свою страну.
М.Горький
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 Организация урока (мотивация учебной деятельности.) Посвящаем урок Году Литературы и кинематографии. | Демонстрируют свое настроение. | (Л.) Внимание, уважение к сверстникам, сотрудничество с учителем (К.), мобилизация сил и (Р.) энергии. |
2 Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей и задач эпиграф: «Война - противное человеческому разуму и человеческой природе событие». Учитель: Как вы считаете, о чем мы будем говорить? К какому жанру относится это произведение? Объясните значение слов: патриотизм , интернационализм, национализм, антитеза, прототип. Писатель Лев Толстой всю жизнь размышлял о смысле человеческой жизни, разрешал нравственно-философские проблемы человеческого бытия, жизни и смерти войны и мира. -Что вы представляете , когда слышите слова «война», «мир»? ( плакат) | Изучим глубже творчество Толстого , поговорим о рассказе «Кавказский пленник», покажем сценки, поиграем. Слушают Рассказ – быль Мир - это мир, созидание, дружба, любовь, счастье. Война - это горе , слезы , разрушение, насилие, зло, вражда, месть, несчастье. | Поиск и выделение необходимой информации (П.) Побуждение к деятельности (Л.), выявление значения терминов(П.) |
3 История создания рассказа. (Учебник стр.296) В 1872 г. для «Азбуки» , где все было красиво , коротко, просто и , главное, ясно. В основе – реальный случай , произведения с офицером Л.Н. Толстым. Прототип – Аслан Коз (Дина)- абхазская девушка. Опубликован в журнале «Заря» , затем вошел в «Четвертую книгу для чтения». «Кавказский пленник» - тоже своего рода «война и мир» , только для детей . Почему автор в своей книге обращается к детям? (Учебник стр. 296-298 вопрос №10 ) | Выступают заранее подготовленные учащиеся. В войну в душах людей побеждает мир. Писатель хотел сказать своим юным читателям правду, научить маленьких отличать добро от зла, понять , что автор ценит в людях и что отвергает. | Изложение и аргументация информации. (П.) Исследование задачи. Выдвижение гипотез и их обоснование (К.) Выполнение логических операций : анализ, синтез.(П.) |
4 Сложность проблемы войны и мира .(Открытие нового знания) - Как раскрываются характеры героев Жилина и Костылина? Каковы мотивы их поступков ? (учебник стр. 297 №6) Обратите внимание на -главные черты характеров героев, их психологическое состояние. - кто из татар-горцев с особой неприязнью относится к русским офицерам? - Основные черты характера Костылина: слаб, изнежен, вечно ноет. Легкомыслен, безответствен, эгоистичен , пассивен , ждет выкупа, «еле живого привезли». Физминутка | Формирует тему и цель, задачи урока. Работа в группах. Антитеза (прием) - поведение Костылина в начале и конце рассказа. (рассматривают иллюстрации Ю.Н.Петрова) -Из-за Костылина Жилин неоднократно попадал в трудную ситуацию, т. к. Костылин – человек трусливый, « весь красный», грузный . толстый, способный к предательству , ленивый, неповоротливый ,а Жилин- « мал, да удал»- пишет Толстой. Не унывает, стремиться любыми способами вырваться из плена. Всегда рассчитывает лишь на себя . Верен в дружбе, хороший товарищ. | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.(П.) Сравнительная характеристика литературных героев.(Р). Владение видами речевой деятельности; (К.) Побуждение к деятельности; (Л.) |
5 Взаимоотношения героев с горцами. Эпизод допроса Жилина (учебник стр. 276 глава 2) - В чем своеобразие звучания национализма с одной стороны , интернационализма - с другой? (вопрос № 8, 9 стр. 297) - За что кавказцы уважают Жилина? (вопрос № 4 стр. 297) - Какую роль в судьбе Жилина сыграла Дина? (глава 2, 6 портрет Дины) (вопрос №5 стр. 297) Эпитеты: «тоненькая», «худенькая», «светлые , черные глаза». (стр.297) Сравнения: « качает куклу, как ребенка», « глазенки, как звезды», « сама , как дикая козочка», « ручонки , как прутики». ( стр.292) Фразеологизмы: «Век тебя помнить буду!», «глаз не спускает». -Как автор относится к Дине? | Групповая работа : диалог Жилина и горцев в эпизоде. Пленник, русский офицер сохранил человеческое достоинство , честь русского офицера. Даже враги восхищаются его смелостью , силой духа , твердостью характера. Особо неприязненно относится седой старик, ненавистью ослепленный к русским , а Абдул – Мурат с уважением , « полюбил я тебя»,- говорил он. Талант , ум, общительность , мастерство Жилина. Сравнивают поведение и отношение героев друг к другу , обмениваются мнениями . Коллективная работа с художественно – изобразительными средствами языка: Несмотря на то, что Дина хрупкая , еще девочка , по характеру автор показывает ее смелой , человеческой, честной девочкой. Благодаря ей Жилин остался жив. Автор восхищается образом Дины. Нет людей только врагов или людей, неспособных на добро. Здесь мы понимаем , что Толстой выражает чувство интернационализма, хотя националистов тоже можно понять , у них преобладает чувство мести. Седой старик, у которого убили 7 детей, а восьмого старый джигит убил сам. | Речевое высказывание (сценка) в устной форме из текста(П.) Исследовательная работа (П.) Оценивание поведения героев (Р.) Осознание своих эмоций , адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л.) Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.) |
6 Смысл названия рассказа. Итоги урока. (рефлексия деятельности) - Кто из героев вам симпатичен и наиболее понравился, почему? Почему не пленники , а пленник? -О чем эта книга? В чем ее актуальность? - Какие цели и задачи мы ставили на уроке? | Определяют смысл названия произведения и выявляют авторскую позицию . Высказывают свое мнение. Конечно, как и автору, нам нравятся Жилин , Дина , ее отец , мирные жители аула. Великий гуманист Толстой прославляет добро, человечность, любовь, рассказывает о победе «мира» в душах людей, враждебных друг к другу. | Оценивание степени способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р.) |
7 Заключение. Л.Н.Толстой сам почти три года , служил на Кавказе, воочию видел ужасы войны, знал, что такое война. К сожаленью, и сегодня на Кавказе и в мире не затихая, идет война, ежедневно льется кровь. Классик мировой литературы, достояние России, наша национальная гордость Лев Николаевич Толстой убеждает нас в том, что важнее всего на свете мир, дружба между народами, любовь. Поэтому мы солидарно с М. Горьким, сказавшим: « Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком, нельзя считать себя знающим свою страну». | Читают эпиграф «Война - противное человеческому разуму и человеческой природе событие» . (плакат) «Кавказский пленник» Толстого – книга актуальная. Мы, мальчики, где бы ни служили, будем помнить, что всегда нужно оставаться человеком, патриотом, защищать свою Родину. На войне гибнут и мирные люди, страдают все. Мечта любого из нас - жить под мирным небом и пусть никто не попадает в плен! | |
8 Домашняя работа. Написать стр. 298 Мои мысли после прочтения «Кавказский пленник» Толстого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...