4227
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Ибрагимова Гульнур Марсельевна

727

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vse_ravnye.docx287.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час. Тема: "Сходства и различия людей". 2-й класс

Разделы: Начальная школаВнеклассная работаШкольная психологическая служба


Форма проведения:

Классный час.

Место занятия в системе воспитательного процесса:

Раздел "Нравственное воспитание"

Тема классного часа :

Сходства и различия людей.

Номер занятия из цикла:

Занятие 1.

Методы организации классного часа:

Интерактивная беседа

Цель:

Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.

Задачи:

Способствовать привитию навыков толерантной личности.

Довести до осознания учащихся мысль о самоуважении и уважении к окружающим людям.

Развивать общеучебные навыки.

Развивать навыки групповой и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

Использование полученных знаний в жизненных ситуациях.

Оборудование:

Авторская презентация, коробка с отверстиями для рук на крышке, яблоко, картофель, свёкла, силуэт бабочки и цветка с 7 лепестками на каждого ученика, листы А3 с изображением поляны и неба на них, клей на каждого ученика.

Этапы классного часа :

I. Организационный момент.

II. Вступление. Слово учителя.

III. Основная часть.

1) Упражнение "Что в волшебной коробке?"

2) Упражнение "Цветик-семицветик"

3) Работа в парах, группах.

4)Упражнение "Особенности класса"

5) Чтение притчи, обсуждение.

IV. Рефлексия занятия

V. Подведение итога

VI. Коллективная творческая работа

Ход классного часа

Вступление. Слово учителя.

- Тема нашей встречи: "Сходства и различия людей".< Презентация. Слайд 1> Все мы разные: толстые и худые <Презентация. Слайд 2>, блондины и брюнеты < Презентация. Слайд 3>,, весёлые и грустные < Презентация.Слайд 4>, добрые и сердитые < Презентация. Слайд 5>, люди разных рас и национальностей < Презентация.Слайд 6>, русские, армяне, африканцы, азиаты, евреи < Презентация. Слайд 7>. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом?, дразним и оскорбляем человека, непохожего на нас? Как избавиться от этого явления в классе. Вот вопросы, на которые предстоит нам ответить в ходе занятий.

Презентация.

Французский писатель и лётчик Антуан де Сент- Экзюпери говорил про различия в людях так: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".< Презентация. Слайд 8> Так это или нет, мы сегодня на занятии и проверим.

Основная часть.

- Начнём сравнение мы с простых предметов, которые спрятаны в этой необычной коробке.

1) Упражнение "Что в волшебной коробке?"

- В моей чудесной коробке спрятаны 3 предмета, хорошо знакомых каждому из вас. С каждой колонки сейчас выйдет по 1 представителю по очереди и, просунув руки в отверстия на крышке, возьмёт один предмет. Дальше нужно на ощупь догадаться, что у тебя в руках, и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, свёкла).

- Итак, у нас есть 3 предмета. Что между ними всеми общего? < Презентация. Слайд 9>

Картофель, свёкла, яблоко.

Общее

Различное

Часть растений

Округлой формы

Есть кожура, мякоть

Съедобные

Полезны для здоровья, т.к. богаты витаминами

Разные части растений (картофель- клубень, свёкла- корнеплод, яблоко- плод)

Отличия в форме( картофель- овальный, у свёклы есть хвостик, у яблока- палочка)

Разное место произрастания(картофель, свёкла- в огороде, яблоко- в саду)

Относятся к разным родовым группам (картофель, свёкла- овощи, яблоко- фрукт)

Разные по вкусу.

Разные по цвету

В них содержаться разные витамины

- Чем отличаются эти предметы друг от друга? < Презентация. Слайд 10>

- Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)

- А что мы можем сказать про людей, про нас?

- Много ли у нас общих и различных черт?

- Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.

2) Упражнение "Цветик- семицветик"

(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)

- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите< Презентация. Слайд 11>:

  • на 1 - своё любимое животное;
  • на 2 - любимый цвет;
  • на 3 - любимое время года;
  • на 4 - любимый цветок;
  • на 5 - любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;
  • на 6 - любимое занятие, увлечение;
  • на 7 - любимая игрушка.

- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

- Поднимите руку, кто нашёл.

- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.

3) Упражнение "Особенности класса"

- А что общего у всех нас в классе?,

Общее

Различное

Мы - люди;

Мы ученики одной школы, одного класса;

У нас одна учительница;

Нам по 8 лет;

Мы живём в одном районе;

Мы любим мультфильмы;

Мы любим играть.

Разные по полу;

Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)

Разные по характеру;

Разные по вкусовым предпочтениям;

Разные интересы, способности.

(< Презентация. Слайд 12> - после устных ответов)

- Чем вы отличаетесь друг от друга?

- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

- Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет?

- Отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?

- Что вы чувствовали, когда находили общее с ребятами в паре или группе, классе?

- Что вы чувствовали, когда замечали своё отличие от ребят?

- Какой вывод можно сделать о нас? < Презентация. Слайд 13>,

- Да, действительно, у нас есть много общего, есть и различия. И это здорово, потому что разнообразие делает нашу жизнь в классе и школе интересной, весёлой, нескучной.

Чтение притчи и её обсуждение.

- А сейчас вас ждёт ещё один сюрприз. Вы любите сказочные истории?

- Я приготовила для вас такую историю. Сядьте поудобнее и внимательно слушаем, а после чтения ответим на вопросы. Называется сказка: " Черепаха и мудрость". < Презентация. Слайд 14>

Черепаха и мудрость.

У одного из африканских народов есть сказка о том, как мудрая черепаха решила собрать всю мудрость мира в тыквенную бутылку- калебасу, чтобы с помощью этой мудрости исправить мир. По очереди спрашивала черепаха у разных зверей, в чём мудрость каждого из них. "В клыках! В когтях! В прыжке",- ответил леопард.

"В силе и спокойствии",- сказал слон. В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полёте оказалась мудрость орла.

Так по крупицам, по зёрнышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу:

В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить всё собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. Но черепаха посчитала курицу глупой, и даже глупее всех остальных куриц на свете. И не стала спрашивать её мнения о мудрости.

Полезла черепаха на дерево, повесив бутыль себе на грудь. Понятно, что лезть ей было неудобно. А снизу курица кричит: "Уж если ты решила взобраться на дерево, так перевесь калебасу себе на спину".

И черепаха поняла, ведь она и вправду мудра, "что даже у самой глупой курицы: и у той может найтись крупица мудрости: что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете: что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех".

И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась- по всей земле- мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.

Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!

- В чём была не права черепаха? (в том, что она не включила курицу в опрос, посчитав её глупой)

- А что оказалось на самом деле? ( Оказалось, что в другой простой ситуации курица оказалась мудрее черепахи)

- В чём по-вашему, смысл этой сказки? (Смысл сказки в том, что все живые существа верны, мудры по-своему. И если черепаха кого-то и посчитала недостойным мудрости, то это было только её мнение, которое оказалось ошибочным).

- Чему учит эта сказка? (Она учит не судить о людях сразу, с первого взгляда).

- Учит эта сказка быть терпимее или, как говорят сейчас, толерантнее к разным качествам людей; учит тому, что каждый может оказаться полезным и мудрым в определённых ситуациях.

3. Рефлексия занятия.

- У вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: < Презентация. Слайд15>

Сегодня я понял, что :.

4. Подведение итога.

- Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю". Почему это верно?

- Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.< Презентация. Слайд 16>

Коллективная творческая работа(создание классного панно).

На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ - зелёным цветом (трава).

Если каждый будет
друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе
Толерантным наш мир!

< Презентация. Слайд 17>

- Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности: все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху

Психолог вместе с учителем и учащимися приклеивают цветы и бабочек на панно.

- Мы все разные, но равные!(хором)

Список литературы.

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.
  2. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом. 1-4 классы / М.: Глобус, 2009
  3. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты / О.А.Северина, Т.А. Дронова.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  4. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов /Авт-сост.С.В.Баныкина, В.К.Егоров.- М., АРКТИ, 2007.