Образ русской женщины в рассказе В.Г.Распутина "Изба"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок внеклассного чтения в 11 классе носит исследовательский характер и  построен на основе сравнения рассказов В.Г.Распутина "Изба" и А.И.Солженицына "Матрёнин двор". На уроке ведётся групповая работа по поисковым листам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_russkoy_zhenshchiny_v_rasskaze_izba.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Образ русской женщины в рассказе  В.Г.Распутина «Изба».

(Урок внеклассного чтения в 11 классе)

   Цели:

        1)расширение знаний учащихся о женских образах в литературе;

        2)развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения;

        3)формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.

   Словарная работа: праведник, грешник.

   Оборудование: портрет Распутина, тексты рассказов В.Распутина «Изба» и А.Солженицына «Матрёнин двор», иллюстрации к произведениям, аудиозапись песни Олега Газманова «Одинокие женщины», презентация.

   Подготовка к уроку:

         1.Прочитать рассказы В.Г.Распутина «Изба» и А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

         2.Подготовить сообщение «Три типа женских образов в прозе XX века».

         3.Групповая работа по поисковым листам.

   Проблемный вопрос: можно ли Агафью считать праведницей?

   Эпиграфы к уроку:

   Завидно удаются Распутину женские образы! И все они, героини В. Распутина, - сильные и цельные натуры. Они представляют уже в нашей литературе целую эпоху. Эпоху уходящую…

Н.Котенко

   Образы русских женщин, созданные Распутиным, являются носительницами нравственных ценностей народа, его философского мироощущения.

 В.В.Агеносов

   Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы, они скользят как  бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.

   А.И.Солженицын

Ход урока

   Звучит аудиозапись песни Олега Газманова «Одинокие женщины». (Слайд №4)

- О чём же, ребята, пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

- Как сформулировали бы вы тему урока и какие цели поставили бы для себя?

Слово учителя об образе русской женщины в русской  литературе.

- А какими же были женские образы в прозе XX века?

Сообщение «Три типа женских образов в прозе XX века». (Слайд №5)

 -У каждой группы участников нашего сегодняшнего урока было своё задание. Они расскажут нам о результатах своих исследований.

-Конечно, нам интересно узнать о рассказе Распутина «Изба».

 Поисковый лист 1-ой группы

История создания рассказа, время и место действия. Задание: заполните таблицу.

Вопросы

В.Г.Распутин «Изба»

Время создания

Время и место действия

В каком журнале напечатан рассказ?

Идея произведения

Какие проблемы поднимает автор?

Чем отличается рассказ от ранних повестей Распутина?

Ваша оценка произведения

Поисковый лист 2-ой группы

Образ дома в рассказе. Работа с текстом произведения. (Слайд №6 -7)

В.Распутин «Изба»

Дом

-Рассказ В.Г.Распутина называется «Изба». Какие ассоциации вызвало у вас это слово?

-Как вы думаете, почему автор не вынес в название произведения имя героини?

-Почему рассказ начат со знакомства с домом героини? Что было примечательным в этом доме?

-Расскажите, как Агафья перевозила и ставила свою избу на новом месте?

-Подумайте, что заставляет В.Г.Распутина после смерти героини «не поселить» в ее доме других людей?

-Расскажите о судьбе Агафьи.

-Какую героиню Солженицына напомнила вам жизнь Агафьи?

Поисковый лист 3-ей группы

Образы русских женщин в произведениях В.Г.Распутина Изба» и А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Работа с текстами произведений.

Вопросы сравнения

Агафья

Матрёна

Значение имени

Портрет

Возраст

Средства существования

Болезнь

Отношение к труду

Речь (как говорит, какие слова использует)

Отношение к вере, религии, людям

Отношение к природе

Ваша оценка героинь

Отношение писателей к героиням

- Кого из героинь литературы XIX века напоминают Агафья и Матрёна своим трудолюбием?

(Матрёну Тимофеевну Корчагину. “Терплю, а не ропщу! Всю силу, Богом данную, в работу полагаю я”.)

-Какой вывод вы можете сделать, сравнив образы героинь?(Слайд №8)

-Что говорил В.Г.Распутин о героинях своих произведений?

-Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, нужно определить, кого можно назвать праведником.

-Рассмотрим, что сопровождает жизнь праведника и грешника. (Слайд №9)

Поисковый лист 4-ой группы

Праведник

Грешник

-Солженицын называет Матрёну праведником. Почему?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

- А можно ли и Агафью назвать праведницей?

- Какую тургеневскую героиню напоминает портрет Агафьи?(Слайд №10)

(Лукерью. «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только губы белеют и глаза...» Сравнение помогает  заметить сходство в изображении двух женщин, сравнение их ликов с иконой помогает  понять, что в судьбе Агафьи как далекое эхо отзывается судьба тургеневской героини, праведницы, страстотерпицы, во всем полагающейся на волю Божью.)

Работа с эпиграфами.

Составление синквейна «Русская женщина».

Рефлексия.

Домашнее задание: написать «Житие Агафьи».

Автор: Михайлова Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Первомайская СОШ» Цивильского р-на Чувашской Республики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Литературный вечер, посвященный творчеству Н.А.Некрасова....

7 чистых образов Русской Женщины

Драматург Генрих Ибсен писал: «Женщина — самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Господь».Остается добавить, что могущество русской женщи...

Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Цель урока:1.     Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...

"Образ русской женщины в поэме Н.А.Некрасова "Мороз,красный нос""

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его тв...

Ментальная карта "образ русской женщины в литературе XIX-XX вв."

В интеллект-карте представлена эволюция образа русской женщины от плача Ярославны из "Слова о полку Игореве" до наших современниц. Отмечены характерные черты, определяющие святость и праведн...

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

   Презентация к уроку литературы: Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской ...