Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели»
методическая разработка по литературе на тему

Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе;

совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  стихотворений,  басен;

приобщать  учащихся  к познанию  литературного    наследия;

поддерживать  интерес  к  чтению на  основе межпредметной связи  с     уроками  изобразительного  искусства, музыки, окружающего  мира.

 

Оборудование:  мультимедийный  проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vel_rus_pis.rar1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  обобщающего    урока  литературного  чтения  в  3  классе по теме «Великие русские писатели»

Цели урока:  обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе;

совершенствовать  навыки  выразительного  чтения  стихотворений,  басен;

приобщать  учащихся  к познанию  литературного    наследия;

поддерживать  интерес  к  чтению на  основе межпредметной связи  с     уроками  изобразительного  искусства, музыки, окружающего  мира.

Оборудование:  мультимедийный  проектор

Ход  урока

Учитель:   Всем,  всем, всем -  добрый  день!

Все  умеем  мы  читать,

Говорить  и  рассуждать.

И сегодня  мы  все  вместе

Великих  русских  писателей

 Будем изучать!

  Начнем  наш урок  с речевой  разминки   (дети  читают  текст стихотворения,  выделяя  голосом  обозначенные  слова) – слайд  2

«Кто  хочет разговаривать,

Тот  должен  выговаривать

Всё  правильно  и внятно,

Чтоб  было  всем  понятно!» 

  Каких  великих  русских  писателей  вспомним  на уроке. Кто  это? (по  мере  ответов  учитель  открывает фамилии  писателей по щелчку  или  после  всех  ответов  для проверки:  всех  ли  писателей нам удалось назвать?) Слайд 3

Этих  писателей знают в  России  и мире.  Мы  постараемся  их   «узнать в лицо»  по  портрету - слайд 4.

    Знакомясь  с  произведениями  великих  русских писателей,  нам  удалось  узнать некоторые  факты  их  жизни, детства,  творчества.    По  воспоминаниям биографов   давайте  постараемся определить,  о  каком писателе  идёт речь?

Учащиеся  на  слайде   читают  текст,  определяют писателя, появляется  его  портрет и фамилия)  -  слайд  5 - 8

  Узнавая  о  творчестве  великих  русских  писателей, мы  встретились  с   названиями интересных  мест, фамилиями, именами, отчествами   близких  им  людей, без  которых  их  жизнь невозможно  представить.    Определите  для  какого  писателя    подходят  слова,  которые  могут быть размещены  рядом с   его  портретом - слайд  9 -12 - анимацией  исчезновения  убираются  ненужные  слова.

Учитель: Кто  сказал  (но  без  подсказки):

«Что за прелесть  эти  сказки!»    - слайд 13.  

Какую  сказку   этого  писателя   в  разделе  «Великие  русские  писатели»  мы  изучили?  Постарайтесь  дать  её  полное  название.

 «Эти предметы, героев  из  сказки -

Ты  знаешь!

Если вспомнишь  -  отгадаешь!

А  не  вспомнишь  -  ну  так  что  ж…

Сказку  заново  прочтёшь!»   - слайд 14

  Прочитайте  по   памяти подходящие  строчки   к  иллюстрациям (три  девицы, белка,  бочка)  -  слайды  15 – 17. В  случае затруднений  учитель  убирает иллюстрацию анимацией исчезновения  за край листа  или открывает для  уточнения.  

Учитель: Как  называется  небольшое  произведение, написанное  стихами  или прозой, в  котором  высмеиваются  пороки  и недостатки людей?   Кто из  великих  русских  писателей  баснописец?  - слайд 18.

  Вспомните  названия  изученных  басен  по  «рассыпавшимся»  картинкам.  Какие  это басни?  Для  проверки  появляются  стрелки,  соединяющие картинки  (басни «Ворона и Лисица»,  «Зеркало  и Обезьяна»,  «Мартышка  и Очки» - слайд  19

   Определите, из  какой  басни   такая  мораль.  Слайд 20 – 21

  Эту  басню  мы  послушаем в инсценировке   наших  ребят (при  инсценировке использовать  звуковой  файл,   включить   при  словах  автора: «Ворона  каркнула во  всё воронье  горло»,  роль  Вороны  особо  никому  не  хотелось  исполнить, звуковой  файл  помог  решить  проблему).

 Аналогично  -   инсценирование  басен   детьми   «Зеркало  и Обезьяна»,  «Мартышка  и Очки» после  прочтения  морали  -  слайды 22  -  25

   

  Кого  из  писателей   помогут нам вспомнить репродукции картин  русских художников   И. Шишкина  и А.Куинджи? -  слайд  26 

  Какие  стихи  М.Ю. Лермонтова  мы  можем прочесть   наизусть, глядя  на картину  И.Шишкина?  Чтение  учащимися  наизусть  стихотворения   «На  севере  диком …»  - слайд  27

  Какие  стихи  М.Ю. Лермонтова  мы  можем прочесть   наизусть, глядя  на картину  А.И. Куинджи?  Чтение  учащимися  наизусть стихотворения  «Горные  вершины»  - слайд  28. Текст  стихотворения  Лермонтова  использовал  композитор Александр  Варламов  для  своего  романса  с таким  же  названием. Послушайте и отдохните. Как  вы  считаете, какую  музыку  можно  услышать: печальную,  торжественную,  грустную?

        Перед  вами  раскрытая  книга  одного  из  великих  писателей. По  отдельным  словам назовите  его.  Кто  это?  - слайд 29. 

      Из  каких произведений эти  слова? Слайд  30

А  теперь  каждое  слово  определим для  рассказа  «Акула»  или «Прыжок».  Пользуйтесь  карточкой  -  сигналом:  синий  цвет  -  для  рассказа  «Акула»,   серый  цвет -  для  рассказа «Прыжок» - у  детей  сигналы в виде  двухстороннего  круга,   проверка по  каждому  слову  на  слайде,  анимации  с передвижением  слов  вправо – влево,  слово  «капитан» является   общим  - слайд  31

Учитель:  

Книг  заветные  страницы  

Мы  успели повторить.

И теперь  настало  время  

Итоги подводить!        Слайд  32

Слайд  33  - для творческого  домашнего  задания:  написать  письмо  в  прошлое  «За  что  хотим поблагодарить  великих  писателей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Великий русский писатель Гоголь Н.В."

Презентация по внеклассному чтению "Великий русский писатель Гоголь Н.В."...

Презентация "Великий русский писатель Гоголь Н.В."

Презентация по внеклассному чтению "Великий русский писатель Гоголь Н.В."...

Урок английского языка по теме: " Ф.М. Достоевский - великий русский писатель"

В 10-м классе я занимаюсь с учениками по учебнику Ваулиной. Есть раздел: " Великие писатели России". Этот урок посвящён Ф.М. Достоевскому. В уроке даётся основной текст и показаны приёмы работы с текс...

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...

План-конспект урока английского языка по теме: "Великие русские писатели. Антон Павлович Чехов".

План-конспект урока английского языка для обучающихся 7 класса по УМК Spotlight. Презентация к плану-конспекту доступна тут: https://nsportal.ru/node/6249714....