Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели»
методическая разработка по литературе на тему
Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе;
совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;
приобщать учащихся к познанию литературного наследия;
поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками изобразительного искусства, музыки, окружающего мира.
Оборудование: мультимедийный проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе по теме «Великие русские писатели»
Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе;
совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен;
приобщать учащихся к познанию литературного наследия;
поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками изобразительного искусства, музыки, окружающего мира.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
Учитель: Всем, всем, всем - добрый день!
Все умеем мы читать,
Говорить и рассуждать.
И сегодня мы все вместе
Великих русских писателей
Будем изучать!
Начнем наш урок с речевой разминки (дети читают текст стихотворения, выделяя голосом обозначенные слова) – слайд 2
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!»
Каких великих русских писателей вспомним на уроке. Кто это? (по мере ответов учитель открывает фамилии писателей по щелчку или после всех ответов для проверки: всех ли писателей нам удалось назвать?) Слайд 3
Этих писателей знают в России и мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету - слайд 4.
Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь?
Учащиеся на слайде читают текст, определяют писателя, появляется его портрет и фамилия) - слайд 5 - 8
Узнавая о творчестве великих русских писателей, мы встретились с названиями интересных мест, фамилиями, именами, отчествами близких им людей, без которых их жизнь невозможно представить. Определите для какого писателя подходят слова, которые могут быть размещены рядом с его портретом - слайд 9 -12 - анимацией исчезновения убираются ненужные слова.
Учитель: Кто сказал (но без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 13.
Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы изучили? Постарайтесь дать её полное название.
«Эти предметы, героев из сказки -
Ты знаешь!
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!» - слайд 14
Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям (три девицы, белка, бочка) - слайды 15 – 17. В случае затруднений учитель убирает иллюстрацию анимацией исчезновения за край листа или открывает для уточнения.
Учитель: Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей? Кто из великих русских писателей баснописец? - слайд 18.
Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки (басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки» - слайд 19
Определите, из какой басни такая мораль. Слайд 20 – 21
Эту басню мы послушаем в инсценировке наших ребят (при инсценировке использовать звуковой файл, включить при словах автора: «Ворона каркнула во всё воронье горло», роль Вороны особо никому не хотелось исполнить, звуковой файл помог решить проблему).
Аналогично - инсценирование басен детьми «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки» после прочтения морали - слайды 22 - 25
Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А.Куинджи? - слайд 26
Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» - слайд 27
Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» - слайд 28. Текст стихотворения Лермонтова использовал композитор Александр Варламов для своего романса с таким же названием. Послушайте и отдохните. Как вы считаете, какую музыку можно услышать: печальную, торжественную, грустную?
Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей. По отдельным словам назовите его. Кто это? - слайд 29.
Из каких произведений эти слова? Слайд 30
А теперь каждое слово определим для рассказа «Акула» или «Прыжок». Пользуйтесь карточкой - сигналом: синий цвет - для рассказа «Акула», серый цвет - для рассказа «Прыжок» - у детей сигналы в виде двухстороннего круга, проверка по каждому слову на слайде, анимации с передвижением слов вправо – влево, слово «капитан» является общим - слайд 31
Учитель:
Книг заветные страницы
Мы успели повторить.
И теперь настало время
Итоги подводить! Слайд 32
Слайд 33 - для творческого домашнего задания: написать письмо в прошлое «За что хотим поблагодарить великих писателей?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185373-1358835436.jpg)
Конкурс кроссвордов на тему: "Великие русские географы, их изобретения и открытия, изменившие мир".
Кроссворд на тему "Великие русские путешественники"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-613596-1427309116.jpg)
Презентация "Великий русский писатель Гоголь Н.В."
Презентация по внеклассному чтению "Великий русский писатель Гоголь Н.В."...
Презентация "Великий русский писатель Гоголь Н.В."
Презентация по внеклассному чтению "Великий русский писатель Гоголь Н.В."...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-544213-1447591455.jpg)
Урок английского языка по теме: " Ф.М. Достоевский - великий русский писатель"
В 10-м классе я занимаюсь с учениками по учебнику Ваулиной. Есть раздел: " Великие писатели России". Этот урок посвящён Ф.М. Достоевскому. В уроке даётся основной текст и показаны приёмы работы с текс...
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-1486889-1695891620.jpg)
План-конспект урока английского языка по теме: "Великие русские писатели. Антон Павлович Чехов".
План-конспект урока английского языка для обучающихся 7 класса по УМК Spotlight. Презентация к плану-конспекту доступна тут: https://nsportal.ru/node/6249714....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-1486889-1695891620.jpg)
Презентация к уроку английского языка по теме: "Великие русские писатели. Антон Павлович Чехов".
Презентация к уроку английского языка в 7 классе по УМК Spotlight....