Рабочая программа по литературе к УМК Коровиной В.Я. 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе к УМК Коровиной В.Я. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8klass_literatura_korovin.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 201___г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 201___г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Школа № 26» от «____» августа 201__г. №___ ___________________ /А.А. Лифенко/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
8 класс (базовый уровень)
на 2016 - 2017 учебный год
Чекмаревой Елены Сергеевны,
учителя русского языка и литературы
Г. о. Балашиха – 2016 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089, и разработана на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы В.Я. Коровиной и др. к учебнику Литература. 8 класс. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-М: Просвещение, 2013.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, на изучение учебного предмета «Литература» в 8 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю), в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольные работы | - | 1 | 1 | 2 | 4 |
Работы по развитию речи | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Итого | 1 | 2 | 1 | 3 | 7 |
График контрольных работ и работ по развитию речи
№ п/п | Тема работы | Дата | ||
Дата по плану | Дата по факту | |||
8-1 | 8-3 | |||
1 | Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 4 уч. неделя | ||
2 | Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 10 уч. неделя | ||
3 | Контрольная работа по произведениям М.Ю. Лермонтова | 13 уч. неделя | ||
4 | Контрольная работа. Анализ поэтического текста. | 21 уч. неделя | ||
5 | Контрольное тестирование по творчеству А. Твардовского | 28 уч. неделя | ||
6 | Устный итоговый зачет за курс 8 класса | 34 уч. неделя | ||
7 | Устный итоговый зачет за курс 8 класса | 35 уч. неделя |
Основные цели и задачи изучения литературы в основной школе
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Итоговый контроль проводится в форме устного зачета.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате освоения содержания курса «Литература» учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
В результате освоения учебного предмета «Литература «обучающиеся 8 класса должны знать:
- - наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
- основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
- - содержание изученных произведений;
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- - определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии.
- В результате освоения учебного предмета «Литература «обучающиеся 8 класса должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- - определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
- - давать характеристику герою или героям одного, или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
- - давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
- - выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
- - выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- - выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
- - составлять план, тезисы конспекты своих выступлений на литературные темы;
- - написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
- - написать сочинение на заданную тему.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
ВВЕДЕНИЕ - 1 ЧАС
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 2 ЧАСА
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ЧАСА
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА - 3 ЧАСА
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения.Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
И3 РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 35 ЧАСОВ
Иван Андреевич Крылов - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин - 9 часов
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Михаил Юрьевич Лермонтов - 5часов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Контрольная работа по произведениям М.Ю. Лермонтова.
Развитие речи. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь - 7 часов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения.
Иван Сергеевич Тургенев - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой - 3 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе ИХ в. (обзор) - 2 часа
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 19 ЧАСОВ
Иван Алексеевич Бунин - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются - 4 часа
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фолъклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
Контрольное тестирование по творчеству А.Т. Твардовского.
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) - 2 часа
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев - 3 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) - 2 часа
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо«Бабьелето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 5 ЧАСОВ
Уильям Шекспир - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Развитие речи. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер - 2 часа
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Развитие речи. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт - 1 час
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - 3 ЧАСА
Устный зачет за курс 8 класса
Подведение итогов. Рекомендуемый список художественной литературы на лето
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата | ||
по плану | по факту | |||||
8-1 | 8-3 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ВВЕДЕНИЕ - 1 ЧАС | ||||||
1. | 1. | Русская литература и история | Идейно-исторический замысел художественного произведения | 1 уч. неделя | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 2 ЧАСА | ||||||
2. | 1. | В мире русской народной песни. Частушки | Жанрово-композиционные особенности песни, частушки, их смысловая направленность | 1 уч. неделя | ||
3. | 2. | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования А. Невского | Жанровое своеобразие преданий, житийной литературы | 2 уч. неделя | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ЧАСА | ||||||
4. | 1. | «Житие А .Невского». Защита русских земель от нашествия врагов | Композиционно-жанровые признаки житийной литературы | 2 уч. неделя | ||
5. | 2. | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | Жанровые признаки сатирической повести | 3 уч. неделя | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА - 3 ЧАСА | ||||||
6. | 1. | Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Идейно-этическая направленность комедии | 3 уч. неделя | ||
7. | 2. | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | Терминология по теме | 4 уч. неделя | ||
8. | 3. | Р/р. Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Письменная работа | 4 уч. неделя | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА - 35 ЧАСОВ | ||||||
9. | 1. | Язвительный сатирик и баснописец И.А.Крылов | Цитатные примеры из басен для составления аргументации | 5 уч. неделя | ||
10. | 2. | Осмеяние пороков в басне И.А.Крылова «Обоз» | Смысл произведения, цитаты | 5 уч. неделя | ||
11. | 3. | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева | Теория литературы, коллективный диалог | 6 уч. неделя | ||
12. | 4. | Р/рРазноплановость содержания стихотворения А.С.Пушкина «Туча» | Анализ текста стихотворения | 6 уч. неделя | ||
13. | 5. | Р/р Тема любви и дружбы в стихотворениях А.С.Пушкина «К ****», «19 октября» | Анализ текста стихотворений | 7 уч. неделя | ||
14. | 6. | История Пугачевского восстания в художественном произведении писателя и историка А.С.Пушкина | Теория литературы, «История Пугачева» | 7 уч. неделя | ||
15. | 7. | Петр Гринев: жизненный путь, формирование его характера в повести «Капитанская дочка» | Самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста | 8 уч. неделя | ||
16. | 8. | Маша Миронова – нравственная красота героини повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Анализ повести с позиции ее идейно-тематической направленности | 8 уч. неделя | ||
17. | 9. | Швабрин – антигерой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Значение картин быта 18 века для понимания характеров и идеи повести | 9 уч. неделя | ||
18. | 10. | Р/р Проект. Составление электронной презентации «Герои повести и их прототипы» | Сопоставление литературных героев с их прототипами | 9 уч. неделя | ||
19. | 11. | Р/р Проект. Составление электронной презентации «Герои повести и их прототипы» | Сопоставление литературных героев с их прототипами | 10 уч. неделя | ||
20. | 12. | Р/рСочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Письменная работа | 10 уч. неделя | ||
21. | 13. | «Мцыри» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма | Терминология по теме, овладение навыками устной монологической речи | 11 уч. неделя | ||
22. | 14. | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения | 11 уч. неделя | ||
23. | 15. | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | Анализ эпизода | 12 уч. неделя | ||
24. | 16. | Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | Терминология по теме, овладение навыками письменной монологической речи | 12 уч. неделя | ||
25. | 17. | Контрольная работа по произведениям М.Ю.Лермонтова | Письменная работа | 13 уч. неделя | ||
26. | 18. | «Ревизор» комедия Н.В.Гоголя «со злостью и солью» | Идейно-эмоциональное содержание комедии | 13 уч. неделя | ||
27. | 19. | Поворот русской драматургии к социальной теме. Комедия Н,В.Гоголя «Ревизор» | Смысл произведения, авторское отношение к героям | 14 уч. неделя | ||
28. | 20. | Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении Н.В.Гоголя | Приемы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении | 14 уч. неделя | ||
29. | 21. | Образ «маленького человека» в литературе. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» | Художественные особенности поэмы | 15 уч. неделя | ||
30. | 22. | Р/р Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. | Анализ эпизода | 15 уч. неделя | ||
31. | 23. | Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | Анализ эпического произведения | 16 уч. неделя | ||
32. | 24. | Роль фантастики в произведениях Н.В.Гоголя | Роль фантастики в произведении | 16 уч. неделя | ||
33. | 25. | Изображение русской жизни и характеров в рассказе И.С.Тургенева «Певцы» | Внутренняя монологическая речь, характеристика героев | 17 уч. неделя | ||
34. | 26. | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» | Сатирические способы художественного изображения действительности | 17 уч. неделя | ||
35. | 27. | Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | Признаки литературной пародии в художественном тексте | 18 уч. неделя | ||
36. | 28. | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С.Лескова «Старый гений» | Признаки сатирического изображения действительности | 18 уч. неделя | ||
37. | 29. | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н.Толстого | Внутренняя монологическая речь, характеристика героев | 19 уч. неделя | ||
38. | 30. | Р/рПсихологизм рассказа Л.Н.Толстого «После бала» | Устная и письменная характеристика героев и средства создания их | 19 уч. неделя | ||
39. | 31. | Нравственность в основе поступков героя рассказа «После бала» | Портрет героя | 20 уч. неделя | ||
40. | 32. | Р/р Поэзия родной природы в русской литературе 19 века | Анализ поэтического текста | 20 уч. неделя | ||
41. | 33. | Контрольная работа.Анализ поэтического текста. | Анализ поэтического текста | 21 уч. неделя | ||
42. | 34. | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П.Чехова «О любви» | Идейно-эмоциональное содержание рассказа | 21 уч. неделя | ||
43. | 35. | Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви» | Особенности повествования А.П.Чехова | 22 уч. неделя | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА - 19 ЧАСОВ | ||||||
44. | 1. | Повествование о любви в различных ее состояниях в рассказе И.А.Бунина «Кавказ» | Анализ текста | 22 уч. неделя | ||
45. | 2. | Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Рассказ «Куст сирени» А.И.Куприна | Идейно-художественное своеобразие рассказа | 23 уч. неделя | ||
46. | 3. | Р/р. Историческая тема в стихотворении А.А.Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | Анализ поэтического текста | 23 уч. неделя | ||
47. | 4. | Поэма «Пугачев» С.А.Есенина на историческую тему | Языковые и композиционные особенности поэмы | 24 уч. неделя | ||
48. | 5. | Поэма «Пугачев» С.А.Есенина на историческую тему | Языковые и композиционные особенности поэмы | 24 уч. неделя | ||
49. | 6. | И.С.Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | Особенности повествования И.С.Шмелева | 25 уч. неделя | ||
50. | 7. | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Т.Аверченко | Терминология по теме, овладение навыками устной монологической речи | 25 уч. неделя | ||
51. | 8. | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | Способы создания комического в рассказе | 26 уч. неделя | ||
52. | 9. | М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | Приемы сатирического изображения действительности в рассказе | 26 уч. неделя | ||
53. | 10. | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | Особенности повествования М.А.Осоргина | 27 уч. неделя | ||
54. | 11. | Жизнь народа на крутых переломах истории в произведении А.Твардовского «Василий Теркин» | Признаки фольклора в поэме | 27 уч. неделя | ||
55. | 12. | Контрольное тестирование по творчеству А.Твардовского | Тест | 28 уч. неделя | ||
56. | 13. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Жанрово-композиционные особенности песен о войне | 28 уч. неделя | ||
57. | 14. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Жанрово-композиционные особенности песен о войне | 29 уч. неделя | ||
58. | 15. | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | Идейно-тематическое своеобразие рассказа | 29 уч. неделя | ||
59. | 16. | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева | Анализ текста | 30 уч. неделя | ||
60. | 17. | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева | Анализ текста | 30 уч. неделя | ||
61. | 18. | Р/р. Русские поэты о Родине, родной природе | Характерные особенности лирики о природе | 31 уч. неделя | ||
62. | 19. | Р/р. Русские поэты о Родине, родной природе | Характерные особенности лирики о природе | 31 уч. неделя | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 5 ЧАСОВ | ||||||
63. | 1. | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. | Идейно-эмоциональное содержание трагедии | 32 уч. неделя | ||
64. | 2. | Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности | Терминология по теме, овладение навыками устной монологической речи | 32 уч. неделя | ||
65. | 3. | Ж.-Б.Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа | Жанрово-стилистические черты пьесы | 33 уч. неделя | ||
66. | 4. | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» | Признаки классицизма в комедии | 33 уч. неделя | ||
67. | 5. | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго» | Анализ текста | 34 уч. неделя | ||
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - 3 ЧАСА | ||||||
68. | 1. | Устный итоговый зачет за курс 8 класса | Устный зачет | 34 уч. неделя | ||
69. | 2. | Устный итоговый зачет за курс 8 класса | Устный зачет | 35 уч. неделя | ||
70. | 3. | Подведение итогов. Список рекомендуемой литературы на лето | Список литературы | 35 уч. неделя |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
Рабочая программа курса "Литература по УМК Коровиной В.Я. 5 класс"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 11 класса
Рабочая программа по литературе составлена для преподавателей литературы, работающих в 11 классе....
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 10 класса
Рабочая программа поможет учителю, работающему по программе под редакцией Коровиной...
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 год, 9 класс, В.Я.Коровина
Рабочая программа по литературе на 2014-2015 для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной...