Конспект урока литературы "Литература и история", 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока литературы "Литература и история", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_literatura_i_istoriya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 1 по дисциплине «Литература» в 8 классе

Тема занятия: Литература и история.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– повторить изученное в 7 классе;

– познакомить учащихся с учебником литературы;

– дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности;

– учить развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки;

б) развивающие:

– развивать общекультурную эрудицию;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой нравственной и культуры учащихся;

– на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения подвести учащихся к пониманию необходимости вдумчивого чтения.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.).

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Проверка знаний студентов (0 мин.).

III. Подведение итогов проверки (0 мин.).

IV. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «Литература и история». Наша задача – повторить изученное в 7 классе; познакомиться с учебником литературы; получить представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; учиться развернутым высказываниям с использованием сопоставительных конструкций и эмоциональной лексики со значением самооценки;

V. Изложение нового материала.

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами откроем страницы хрестоматии для 8 класса, прочитаем вступительную статью Л.В. Черепнина, выяснив, когда же литература в России выделилась в самостоятельную область знания, отметим характерные черты русской литературы, попытаемся пересказать эту статью, сопровождая свой рассказ примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.

2. Чтение   статьи   «Русская   литература   и   история» (учебник, с. 3 – 4).

3. Беседа по вопросам.

– В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?

– Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.

– Какие    важные    исторические    события    были    воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.

4. Рассматривание учебника-хрестоматии.

Классики русской литературы XIX в. и русские писатели XX в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.

Научиться внимательно читать, замечать верно найденное авторами слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора и призваны уроки литературы и учебник.

Рассмотрим учебник-хрестоматию: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые. Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.

5. Чтение стихов, помещенных на форзацах учебников.

Несколько слов нужно сказать о структуре книги и ее содержании: состоит из 2 частей; I часть включает следующие разделы: устное народное творчество, произведения из древнерусской литературы, из русской литературы XVIII века, из русской литературы XIX века; II часть завершает изучение произведений из литературы XIX века, знакомит нас с писателями-эмигрантами, Буниным и Куприным; пролетарским писателем XX века Горьким; исследователь древнерусской литературы Д.С. Лихачев, отмечая огромную роль русской литературы в осознании необходимости единства Русской земли, подводит нас к изучению творчества Блока и Есенина, Осоргина и Шмелева. Познакомимся мы и с журналом «Сатирикон», в котором история человечества – от древнейших времен до начала XIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике. Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни. Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаше во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем, посмотрим фрагменты из фильмов, в которых они звучат.

Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги «Последний поклон». Виктор Петрович Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа «Фотография, на которой меня нет», их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна, –

писал Н. Заболоцкий в стихотворении «Вечер на Оке». В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел «Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе». Читая стихи Анненского и Мережковского, Рубцова и Заболоцкого, мы постараемся понять их настроение, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных поэтов, поговорим о том, почему так «трудно без России» поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.

А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.

Рассматривая хрестоматию, знакомясь с ее разделами, вы, вероятно, обратили внимание на эпиграфы. Эпиграфы определяют главное в разделе, подчеркивают наиболее важное в произведении, в творчестве того или иного писателя.

6. Чтение и обзорный анализ 2 – 3 эпиграфов (на выбор учащихся).

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала  (1 – 2 мин.).

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали…

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.).

Подготовить пересказ вступительной статьи (с. 3 – 4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Литература: 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009.

Подпись преподавателя:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по новой истории в 7 классе

Тема: "Рождение новой европейской науки" Урок изучения нового материала...

план конспект урока ОПК и истории Тема урока: «Александр Невский в истории и православной культуре"

На уроке раскрывается образ святого Александра Невского через литературное произведение - житие, изучается икона, как живописное произведение и сравнивается с картиной известного художника. О подвиге ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

Конспект урока "Что такое история? История – наука о прошлом человечества"

Мы совершим путешествия по невидимому миру – в Прошлое. Этот мир необычайно увлекателен, но он скрыт от нас временем. Мы не можем стать свидетелями далеких от нас событий, как бы этого ни хотело...

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...