Сценарий фестиваля запрещенной литературы
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Интерес к литературе - показатель общей культуры народа. Почему были запрещены произведения? В какой период они были возвращены? Чем они интересны читателю? Об этом и не только - сценарий запрещенной литературы "Книжная инквизиция".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_festivalya.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Книжная инквизиция»: Фестиваль запрещенной (отречённой) литературы
Цель: возрождение интереса молодежи к классической литературе, по тем или иным причинам запрещенной прежде, и чтению в целом.
Задачи:
- привлечение внимания к литературе как наиболее перспективному художественному явлению в сфере молодежной культуры;
- создание благоприятной среды для творческого общения участников фестиваля;
- повышение исполнительского уровня учащихся и поиск творческих индивидуальностей;
- предоставление детям возможности широко проявлять инициативу, творчество, поощрение поисков самостоятельного решения;
- развитие самостоятельности детей в организации театрализованных мероприятий: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли;
- развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
- создание ситуации успеха для детей, занимающихся изучением литературы, раскрытие их творческих способностей.
Участники: цензор, молодой поэт, чтецы.
Оборудование и материально-техническое оснащение: книжная выставка, проектор, презентация, музыка.
Форма проведения: театрализованная постановка
Театрализованная постановка содержит богатое духовное содержание и огромный эмоциональный потенциал. Они впитываются в сознание зрителя, оставляя неизгладимый глубокий след в его памяти, меняют его психологический облик и нравственные постулаты. Особенно важно и актуально проведение таких концертов для детей, когда они еще находятся в процессе формирования, глубоко восприимчивы к принятию тех или иных моральных догм и верят всему тому, что демонстрируют на сцене актеры, соблюдая сценарий театрализованного концерта.
Ход сценария
Голос за кулисами: За время существования человечества было много запретов, в том числе и на произведения литературы. Причин много: эпизодические изображения жестокости и насилия, отрицание семейных и других ценностей, идеологические задачи. Многие произведения впоследствии стали всемирно известными...
Библия, «Тысяча и одна ночь», «Горе от ума», «Конек-Горбунок», «Архипелаг ГУЛАГ», «Над пропастью во ржи»… На первый взгляд, эти книги ничем не объединены. Однако у них общая судьба - быть под запретом. История мировой литературы знает множество примеров произведений, признанных по тем или иным причинам «опасными для общества».
Наша встреча, уважаемые ученики и учителя, посвящена запрещенной литературе. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, потому что перед вами её величество ЛИТЕРАТУРА.
Итак, комната, цензор, читающий очередной роман...
Цензор:
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рождённому с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного Любовью?
(Ю. Друнина. Как объяснить?)
Раздается стук. Входит молодой поэт.
Поэт: Здравствуйте! Я хотел бы показать Вам свои стихи.
Цензор: Сти-хи? Хи-хи-хи...
Поэт:
Гимназия, и фестиваль
раскрыл ученикам объятья.
Легка, воздушна, в белом платье,
садится Муза за рояль...
Цензор: Неплохо, молодой человек, неплохо. Но не всё так радужно в этом мире. Давайте-ка я расскажу Вам одну историю, а еще лучше покажу ее.
Презентация
Цензор:
КНИГА
В.Набоков
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Звучит музыка. Появляются книги (флешмоб). Они выходят в зал.
Поэт: Что это? «Горе от ума»? Но ведь мы изучаем это произведение в школе?!? Ничего криминального я в нем не заметил.
Цензор: Комедия «Горе от ума», которую Грибоедов начал писать еще до назначения в Персию, была запрещена царской цензурой, однако ее взяли на вооружение декабристы. Они стали распространять «Горе от ума» в целях пропаганды своих идей. В январе 1826 года Грибоедова арестовали. Причиной ареста послужили материалы допроса нескольких декабристов, которые назвали Грибоедова среди членов тайного общества. Кроме того, у многих арестованных находили его злополучную комедию. В итоге доказать участие Грибоедова в заговоре не удалось, и его освободили, однако в течение некоторого времени за Грибоедовым велся негласный надзор.
Поэт:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
Цензор:
Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
Поэт:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, -
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Убегает, но возвращается.
Поэт: Надо же, я знаю столько цитат из этого произведения.
Цензор: Давайте проверим, мой юный друг! Вы будете называть начало крылатой фразы, а мы с нашими друзьями - ее окончание.
Поэт: Хорошо.
Счастливые часов (не наблюдают).
Минуй нас пуще всех печалей (и барский гнев, и барская любовь).
Подписано, (так с плеч долой).
Где ж лучше? (Где нас нет.)
Свежо предание, (а верится с трудом.)
Служить бы рад, (прислуживаться тошно).
Герой (не моего романа).
Чины людьми даются, (а люди могут обмануться).
В деревню, (к тетке, в глушь).
Карету мне, карету!
Цензор:
Нет, карлик мой! трус беспримерный!
Ты, как ни жмись, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь…
Поэт: Это тоже Грибоедов?
Цензор: Да, это тоже Александр Сергеевич Грибоедов.
Поэт: Смотрите-ка, а Гоголя тоже запрещали.
Цензор: Гоголь оставил нам много загадок. Еще больше мистификаций возникло вокруг его имени. Но одна из самых странных историй случилась с его книгой, которую он считал своей «единственной дельной», а ее дружно и страстно осудили и враги, и друзья. Книга эта долго оставалась «нон грата» и в царской, и в советской России, да и в постсоветской ее название известно не каждому: «Выбранные места из переписки с друзьями». Между тем, в ней — послание к нам сегодняшним, послание, которое идет к нам уже почти два века.
Поэт: Давайте зачитаем несколько отрывков. Очень хочется понять, почему Гоголь был запрещен.
Цензор: знаю и не умею, как вас назвать в эту минуту. Прочь пустое приличие! Соотечественники, я вас любил; любил тою любовью, которую не высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее благодеяние, потому что любовь эта была мне в радость и утешение среди наитягчайших моих страданий – во имя этой любви прошу вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть». Клянусь: я не сочинял и не выдумывал ее, она выпелась сама собою из души, которую воспитал Сам Бог испытаньями и горем, а звуки ее взялись из сокровенных сил нашей русской породы нам общей, по которой я близкий родственник вам всем...
Поэт:
...Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей – мудрость.
Цензор:
...Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни...
Интересно, узнаете ли Вы гоголевских героев по портрету.
1) Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.
(Чичиков)
2) Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Одет по моде.
(Хлестаков)
3) Был из числа коренных, славных полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава, любил простую жизнь казаков.
(Бульба)
4) Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.
( Манилов)
5) Считался всегда одним из лучших товарищей, был прямодушен с равными, никогда не выдавал своих товарищей, был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки.
(Остап)
6) Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Довольно серьезен. Ведет себя очень солидно. Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.
(Городничий)
7) Ей не минуло еще и семнадцати лет, была капризна, как красавица, любила наряжаться и жеманиться перед зеркалом, хваля себя вслух.
(Оксана)
8) Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком.
(Ноздрев)
9) Был изобретательным, учился охотно и без напряжения, часто являлся предводителем довольно опасного предприятия, ловко увертывался от наказания.
(Андрий)
10) Лицо круглое, широкое, цвет лица каленый, горячий; крепкий, на диво стачанный образ; шеей не ворочал вовсе, ступнями ступал и вкривь и вкось, и наступал беспрестанно на чужие ноги.
(Собакевич)
11) Спереди совершенно немец: узенькая мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире с козлиной бородкой.
(Черт)
12) Лицо не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок выступал далеко вперед; маленькие глазки бегали, как мыши; никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат.
(Плюшкин)
13) Чиновник низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим щекам. Он был вечный титулярный советник, к нему не оказывалось никакого уважения.
(Башмачкин)
Цензор: Я назвал Вам чертову дюжину героев, но Гоголь удивителен. Иногда одной строкой он дает характеристику героев.
1) Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
(Манилов)
2) Прореха на теле человечества.
(Плюшкин)
3) Глуп, как сивый мерин.
(Городничий)
4) Исторический человек.
(Ноздрев)
5) И пропал козак.
(Андрий)
6) Медведь. Совершенный медведь.
(Собакевич)
7) Совершенная свинья в ермолке.
(Земляника)
8) Дубинноголовая.
(Коробочка)
9) Ты не любишь пропускать того, что плывет в руки.
(Городничий)
Поэт: Я видел среди запрещенных книг сказку Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок». Неужели и эта сказка была запрещена?
Цензор: В начале прошлого века историю оскорбительно именовали «лубочной карикатурой» на пушкинские сказки, а автора обвиняли в том, что он слишком «глубоко верует в звезду Ивана-дурака».
В царские времена сказка также подвергалась жесткой цензуре, в первую очередь из-за «неосторожного прикосновения к православной церкви». В 1855 году «Конек-Горбунок» был запрещен к печати из-за того, что во многих шуточных сценах упоминается «имя Божие и употребляется крестное знамение».
Поэт: Надо же. И чем не угодила?
Цензор: А вот смотри чем.
Театральная постановка
Царь так начал речь: «Послушай,
На тебя донос, Ванюша.
Говорят, что вот сейчас
Похвалялся ты для нас
Отыскать другую птицу,
Сиречь молвить, Царь-девицу…» —
«Что ты, что ты, бог с тобой! —
Начал царский стремянной. —
Чай, спросонков, я толкую,
Штуку выкинул такую.
Да хитри себе, как хошь,
А меня не проведёшь».
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою? —
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь Царь-девицу
В нашу царскую светлицу,
То клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной:
На правёж – в решётку – на кол!
Вон, холоп!» Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.
2. Танец
На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:
«Гей! Хозяин! полно спать!
Время дело исправлять!»
Вот Иванушка поднялся,
В путь дорожку собирался,
Взял ширинки и шатёр
Да обеденный прибор —
Весь заморского варенья —
И сластей для прохлажденья;
Всё в мешок дорожный склал
И верёвкой завязал,
Потеплее приоделся,
На коньке своём уселся,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток
По тоё ли Царь-девицу.
3. Вот столицы достигает,
Царь к царевне выбегает-
За белы руки берёт,
Во дворец её ведёт
И садит за стол дубовый
И под занавес шёлковый,
В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
«Бесподобная девица!
Согласися быть царица!
Я тебя едва узрел -
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи
И во время бела дня,
Ох, измучают меня.
Молви ласковое слово!
Всё для свадьбы уж готово;
Завтра ж утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой
И начнём жить припевая».
4. Царь-девица говорит:
«Знаю, знаю! Но, признаться,
Нам нельзя ещё венчаться». -
«Отчего же, светик мой?
Я люблю тебя душой,
Мне, прости ты мою смелость,
Страх жениться захотелось.
Если ж ты… то я умру
Завтра ж с горя поутру.
Сжалься, матушка царица!»
Говорит ему девица:
«Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внуку взял!»
Царь со гневом закричал:
«Пусть-ка только засмеются -
У меня как раз свернутся:
Все их царства полоню!
Весь их род искореню!» -
«Пусть не станут и смеяться,
Всё не можно нам венчаться. -
Не растут зимой цветы:
Я красавица, а ты?..
Чем ты можешь похвалиться?» -
Говорит ему девица.
«Я хоть стар, да я удал! -
Царь царице отвечал. -
Как немножко приберуся,
Хоть кому так покажуся
Разудалым молодцом.
Ну, да что нам нужды в том?
Лишь бы только нам жениться».
Говорит ему девица:
«А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!»
Царь в затылке почесал
И, нахмуряся, сказал:
«Что ж мне делать-то, царица?
Страх как хочется жениться;
Ты же, ровно на беду:
Не пойду да не пойду!» -
«Не пойду я за седого, -
Царь-девица молвит снова. -
Стань, как прежде, молодец, -
Я тотчас же под венец». -
«Вспомни, матушка царица,
Ведь нельзя переродиться;
Чудо бог один творит».
Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краёв водой студёной,
А второй – водой варёной,
А последний – молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться -
Ты, без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной.
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
5. Во дворце же пир горой:
Вина льются там рекой;
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями,
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Цензор: Вообще первый список запрещенной литературы датируется 1073 годом. Так называемый «Список отречённых книг» был заимствован из Византии и появился впервые с появлением христианства, как основной государственной религии, т.е. в период Крещения Руси. Тогда и зародилось понятие «апокриф», т. е. запрещенная и непризнанная церковью литература.
Так зарождалась первая цензура. Но своему официальному рождению цензура обязана книгопечатанию. Первые типографии и соответственно первые книги подпадали под религиозную цензуру. Можно считать, что первая цензура - «продукт» царя Ивана Грозного, по приказу которого была построена первая типография.
Одним из самых известных и жестких цензоров считался Николай I — личный цензор Александра Пушкина. Но как однажды сказал профессор русской литературы Павел Семенович Рейфман: «Цензура в дореволюционной России была суровой, но в Советском Союзе она приобрела новое качество, стала всеобъемлющей, всесильной».
В советское время общество находилось под тотальным контролем со стороны партийного аппарата. Партия считала, что, только оградив советский народ так называемым «железным занавесом» от всего западного, можно было с успехом нанизывать идеологически правильные настроения, мысли, волю…
Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким цензурным вмешательствам, как исправления рукописей, вычеркивания, требования марксистских предисловий (это касалось и классиков России, и мировой литературы).
Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль.
Среди детских произведений, запрещенных к издательству, - «Конек-Горбунок» Ершова, «Муха-Цокотуха» Чуковского, «Сказки» Мамина-Сибиряка, в которых, как отмечала Надежда Крупская, «проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку».
В советское время цензурные индексы, выпускавшиеся Главлитом СССР, включали порой десятки тысяч названий. В разные периоды запрещали различных авторов: Ахматову, Цветаеву, Бунина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова, Есенина, Солженицына, Бродского, Зощенко, Гиппиус, Бальмонта, Аверченко, Шмелёва, Тэффи и ещё многих других.
Звучит отрывок из произведения Тэффи «Кикимора» (в исполнении …)
Цензор: Не поверите, даже Пастернак с его удивительной лирикой был запрещен.
Звучит песня на стихи Б.Пастернака «Свеча горела» (в исполнении …)
Выходят чтецы
Чтец 1:
Все то, что я писал в те времена,
сводилось неизбежно к многоточью.
Я падал, не расстегиваясь, на
постель свою. И ежели я ночью
отыскивал звезду на потолке,
она, согласно правилам сгоранья,
сбегала на подушку по щеке
быстрей, чем я загадывал желанье.
(И.Бродский)
Чтец 2:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога. ...
И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
(И.Бродский)
Поэт:
Сколько книг прочтено – не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное – с лампой зажжённой – в окно.
-И пока круг от лампы на круглом столе
выключается только на позднем рассвете,
все в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.
(Борис Слуцкий)
Цензор: Сила печатного слова уникальна. Мы, простые читатели, это знаем и чувствуем, когда плачем или смеемся над книгой, когда книга нас сбивает с ног своими откровениями, когда, прочитав хорошую книгу, мы прозреваем, проникаемся верой или теряем ее. Открыв брошюры, созданные нами специально для вас, вы узнаете и о других книгах, которые в разное время и в разных странах запрещали, судили, сжигали. Несмотря на это, они сокровища мировой литературы. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, ведь «книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фестиваля Духовной поэзии
Сценарий фестиваля духовной поэзии «Благая Весть», посвященного Дню православной книги....
Сценарий фестиваля: «Все народы в гости к нам.....»
Разработка сценария районного фестиваля проведенного с целью ознакомления учащихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитания толерантного отношения учащихся...
Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни "Песни памяти"
На фестивале прозвучали песни, в которых отражены страницы истории нашей страны. Фестиваль был посвящен Дню Защитника Отечества....
Сценарий фестиваля экологической песни в школе.
В школе традиционным стало проведение фестиваля экологической песни в День Земли, которвый проходит в апреле.Мы предлагаем вашему вниманию небольшой сценарий первого нашего фестиваля, который прошёл в...
Сценарий фестиваля театрализованной песни "Школьная пора"
Районный фестиваль...
Сценарий фестиваля детского творчества "Я росинка твоя, Россия"
Этот материал можно использовать для любых мероприятий о России, Родине, Отчизне....
Сценарий фестиваля "Планета друзей"
Сценарий на тему дружбы.Сценарий имеет большое воспитательное зачение.Очень красиво смотрится на сцене.Можно использовать на День защиты детей....