Сценарий фестиваля запрещенной литературы
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Федосова Елена Анатольевна

Интерес к литературе - показатель общей культуры народа. Почему были запрещены произведения? В какой период они были возвращены? Чем они интересны читателю? Об этом и не только - сценарий запрещенной литературы "Книжная инквизиция".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_festivalya.docx50.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Книжная инквизиция»: Фестиваль запрещенной (отречённой) литературы

Цель: возрождение интереса молодежи к классической литературе, по тем или иным причинам запрещенной прежде, и чтению в целом. 

Задачи:

  • привлечение внимания к литературе как наиболее перспективному художественному явлению в сфере молодежной культуры;
  • создание благоприятной среды для творческого общения участников фестиваля;
  • повышение исполнительского уровня учащихся и поиск творческих индивидуальностей;
  • предоставление детям возможности широко проявлять инициативу, творчество, поощрение поисков самостоятельного решения;
  • развитие самостоятельности детей в организации театрализованных мероприятий: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли;
  • развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести); 
  • создание ситуации успеха для детей, занимающихся изучением литературы, раскрытие их творческих способностей.


Участники: цензор, молодой поэт, чтецы.

Оборудование и материально-техническое оснащение: книжная выставка, проектор, презентация, музыка.

Форма проведения: театрализованная постановка

Театрализованная постановка содержит богатое духовное содержание и огромный эмоциональный потенциал. Они впитываются в сознание зрителя, оставляя неизгладимый глубокий след в его памяти, меняют его психологический облик и нравственные постулаты. Особенно важно и актуально проведение таких концертов для детей, когда они еще находятся в процессе формирования, глубоко восприимчивы к принятию тех или иных моральных догм и верят всему тому, что демонстрируют на сцене актеры, соблюдая сценарий театрализованного концерта.

Ход сценария

Голос за кулисами: За время существования человечества было много запретов, в том числе и на произведения литературы. Причин много: эпизодические изображения жестокости и насилия, отрицание семейных и других ценностей, идеологические задачи. Многие произведения впоследствии стали всемирно известными...

Библия, «Тысяча и одна ночь», «Горе от ума», «Конек-Горбунок», «Архипелаг ГУЛАГ», «Над пропастью во ржи»… На первый взгляд, эти книги ничем не объединены. Однако у них общая судьба - быть под запретом. История мировой литературы знает множество примеров произведений, признанных по тем или иным причинам «опасными для общества».

Наша встреча, уважаемые ученики и учителя, посвящена запрещенной литературе. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, потому что перед вами её величество ЛИТЕРАТУРА.

Итак, комната, цензор, читающий очередной роман...

Цензор:

Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?

Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?

Как объяснить бедняге,
Рождённому с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного Любовью?
(Ю. Друнина. Как объяснить?)

Раздается стук. Входит молодой поэт.

Поэт: Здравствуйте! Я хотел бы показать Вам свои стихи.

Цензор: Сти-хи? Хи-хи-хи...

Поэт:

Гимназия, и фестиваль

раскрыл ученикам объятья.

Легка, воздушна, в белом платье,

садится Муза за рояль...

Цензор: Неплохо, молодой человек, неплохо. Но не всё так радужно в этом мире. Давайте-ка я расскажу Вам одну историю, а еще лучше покажу ее.

Презентация

Цензор:

КНИГА

В.Набоков

Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

 Если выпустишь книгу из рук.

 

 Книга – советчик, книга – разведчик,

 Книга – активный борец и боец.

 Книга - нетленная память и вечность,

 Спутник планеты земли, наконец.

 

 Книга не просто красивая мебель,

 Не приложенье дубовых шкафов,

 Книга – волшебник, умеющий небыль

 В быль превращать и в основу основ.

Звучит музыка. Появляются книги (флешмоб). Они выходят в зал.

Поэт: Что это? «Горе от ума»? Но ведь мы изучаем это произведение в школе?!? Ничего криминального я в нем не заметил.

Цензор: Комедия «Горе от ума», которую Грибоедов начал писать еще до назначения в Персию, была запрещена царской цензурой, однако ее взяли на вооружение декабристы. Они стали распространять «Горе от ума» в целях пропаганды своих идей. В январе 1826 года Грибоедова арестовали. Причиной ареста послужили материалы допроса нескольких декабристов, которые назвали Грибоедова среди членов тайного общества. Кроме того, у многих арестованных находили его злополучную комедию. В итоге доказать участие Грибоедова в заговоре не удалось, и его освободили, однако в течение некоторого времени за Грибоедовым велся негласный надзор.

Поэт:

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давиче так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о Боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -

Я с вами тотчас бы сношения пресек

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

Цензор:

Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

Поэт:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Убегает, но возвращается.

Поэт: Надо же, я знаю столько цитат из этого произведения.

Цензор: Давайте проверим, мой юный друг! Вы будете называть начало крылатой фразы, а мы с нашими друзьями - ее окончание.

Поэт: Хорошо.

Счастливые часов (не наблюдают). 

Минуй нас пуще всех печалей (и барский гнев, и барская любовь). 

Подписано, (так с плеч долой). 

Где ж лучше? (Где нас нет.) 

Свежо предание, (а верится с трудом.) 

Служить бы рад, (прислуживаться тошно). 

Герой (не моего романа). 

Чины людьми даются, (а люди могут обмануться). 

В деревню, (к тетке, в глушь).

Карету мне, карету!

Цензор:

Нет, карлик мой! трус беспримерный!

Ты, как ни жмись, как ни трусь,

Своей душою маловерной

Не соблазнишь Святую Русь…

Поэт: Это тоже Грибоедов?

Цензор: Да, это тоже Александр Сергеевич Грибоедов.

Поэт: Смотрите-ка, а Гоголя тоже запрещали.

Цензор: Гоголь оставил нам много загадок. Еще больше мистификаций возникло вокруг его имени. Но одна из самых странных историй случилась с его книгой, которую он считал своей «единственной дельной», а ее дружно и страстно осудили и враги, и друзья. Книга эта долго оставалась «нон грата» и в царской, и в советской России, да и в постсоветской ее название известно не каждому: «Выбранные места из переписки с друзьями». Между тем, в ней — послание к нам сегодняшним, послание, которое идет к нам уже почти два века.

Поэт: Давайте зачитаем несколько отрывков. Очень хочется понять, почему Гоголь был запрещен.

Цензор: знаю и не умею, как вас назвать в эту минуту. Прочь пустое приличие! Соотечественники, я вас любил; любил тою любовью, которую не высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее благодеяние, потому что любовь эта была мне в радость и утешение среди наитягчайших моих страданий – во имя этой любви прошу вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть». Клянусь: я не сочинял и не выдумывал ее, она выпелась сама собою из души, которую воспитал Сам Бог испытаньями и горем, а звуки ее взялись из сокровенных сил нашей русской породы нам общей, по которой я близкий родственник вам всем...

Поэт:

...Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей – мудрость.
Цензор:

...Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни...

Интересно, узнаете ли Вы гоголевских героев по портрету.

1) Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

                                                                                                      (Чичиков)

2) Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Одет по моде.

                                                                                                (Хлестаков)

3) Был из числа коренных, славных полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава, любил простую жизнь казаков.

                                                                                                    (Бульба)

4) Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

                                                                                              ( Манилов)

5) Считался всегда одним из лучших товарищей, был прямодушен с равными, никогда не выдавал своих товарищей, был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки.

                                                                                               (Остап)

6) Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Довольно серьезен. Ведет себя очень солидно. Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

                                                                                            (Городничий)

7) Ей не минуло еще и семнадцати лет, была капризна, как красавица, любила наряжаться и жеманиться перед зеркалом, хваля себя вслух.

                                                                                             (Оксана)

8) Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком.

                                                                                         (Ноздрев)

9) Был изобретательным, учился охотно и без напряжения, часто являлся предводителем довольно опасного предприятия, ловко увертывался от наказания.

                                                                                        (Андрий)

10) Лицо круглое, широкое, цвет лица каленый, горячий; крепкий, на диво стачанный образ; шеей не ворочал вовсе, ступнями ступал и вкривь и вкось, и наступал беспрестанно на чужие ноги.

                                                                                           (Собакевич)

11) Спереди совершенно немец: узенькая мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире с козлиной бородкой.

                                                                                           (Черт)

12) Лицо не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок выступал далеко вперед; маленькие глазки бегали, как мыши; никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат.

                                                                                        (Плюшкин)

13) Чиновник низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим щекам. Он был вечный титулярный советник, к нему не оказывалось никакого уважения.

                                                                                       (Башмачкин)

Цензор: Я назвал Вам чертову дюжину героев, но Гоголь удивителен. Иногда одной строкой он дает характеристику героев.

1) Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

                                                                                      (Манилов)

2) Прореха на теле человечества.

                                                                                     (Плюшкин)

3) Глуп, как сивый мерин.

                                                                                   (Городничий)

4) Исторический человек.

                                                                                    (Ноздрев)

5)  И пропал козак.

                                                                                    (Андрий)

6) Медведь. Совершенный медведь.

                                                                                  (Собакевич)

7) Совершенная свинья в ермолке.

                                                                                  (Земляника)

8) Дубинноголовая.

                                                                                  (Коробочка)

9)  Ты не любишь пропускать того, что плывет в руки.

                                                                                    (Городничий)

Поэт: Я видел среди запрещенных книг сказку Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок». Неужели и эта сказка была запрещена?

Цензор: В начале прошлого века историю оскорбительно именовали «лубочной карикатурой» на пушкинские сказки, а автора обвиняли в том, что он слишком «глубоко верует в звезду Ивана-дурака».

В царские времена сказка также подвергалась жесткой цензуре, в первую очередь из-за «неосторожного прикосновения к православной церкви». В 1855 году «Конек-Горбунок» был запрещен к печати из-за того, что во многих шуточных сценах упоминается «имя Божие и употребляется крестное знамение».

Поэт: Надо же. И чем не угодила?

Цензор: А вот смотри чем.

Театральная постановка

Царь так начал речь: «Послушай,

На тебя донос, Ванюша.

Говорят, что вот сейчас

Похвалялся ты для нас

Отыскать другую птицу,

Сиречь молвить, Царь-девицу…» —

«Что ты, что ты, бог с тобой! —

Начал царский стремянной. —

Чай, спросонков, я толкую,

Штуку выкинул такую.

Да хитри себе, как хошь,

А меня не проведёшь».

Царь, затрясши бородою:

«Что? Рядиться мне с тобою? —

Закричал он. – Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь Царь-девицу

В нашу царскую светлицу,

То клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной:

На правёж – в решётку – на кол!

Вон, холоп!» Иван заплакал

И пошёл на сеновал,

Где конёк его лежал.

2. Танец

На другой день, утром рано,

Разбудил конёк Ивана:

«Гей! Хозяин! полно спать!

Время дело исправлять!»

Вот Иванушка поднялся,

В путь дорожку собирался,

Взял ширинки и шатёр

Да обеденный прибор —

Весь заморского варенья —

И сластей для прохлажденья;

Всё в мешок дорожный склал

И верёвкой завязал,

Потеплее приоделся,

На коньке своём уселся,

Вынул хлеба ломоток

И поехал на восток

По тоё ли Царь-девицу.

3. Вот столицы достигает,

Царь к царевне выбегает-

За белы руки берёт,

Во дворец её ведёт

И садит за стол дубовый

И под занавес шёлковый,

В глазки с нежностью глядит,

Сладки речи говорит:

«Бесподобная девица!

Согласися быть царица!

Я тебя едва узрел -

Сильной страстью воскипел.

Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи

И во время бела дня,

Ох, измучают меня.

Молви ласковое слово!

Всё для свадьбы уж готово;

Завтра ж утром, светик мой,

Обвенчаемся с тобой

И начнём жить припевая».

4. Царь-девица говорит:

«Знаю, знаю! Но, признаться,

Нам нельзя ещё венчаться». -

«Отчего же, светик мой?

Я люблю тебя душой,

Мне, прости ты мою смелость,

Страх жениться захотелось.

Если ж ты… то я умру

Завтра ж с горя поутру.

Сжалься, матушка царица!»

Говорит ему девица:

«Но взгляни-ка, ты ведь сед;

Мне пятнадцать только лет:

Как же можно нам венчаться?

Все цари начнут смеяться,

Дед-то, скажут, внуку взял!»

Царь со гневом закричал:

«Пусть-ка только засмеются -

У меня как раз свернутся:

Все их царства полоню!

Весь их род искореню!» -

«Пусть не станут и смеяться,

Всё не можно нам венчаться. -

Не растут зимой цветы:

Я красавица, а ты?..

Чем ты можешь похвалиться?» -

Говорит ему девица.

«Я хоть стар, да я удал! -

Царь царице отвечал. -

Как немножко приберуся,

Хоть кому так покажуся

Разудалым молодцом.

Ну, да что нам нужды в том?

Лишь бы только нам жениться».

Говорит ему девица:

«А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!»

Царь в затылке почесал

И, нахмуряся, сказал:

«Что ж мне делать-то, царица?

Страх как хочется жениться;

Ты же, ровно на беду:

Не пойду да не пойду!» -

«Не пойду я за седого, -

Царь-девица молвит снова. -

Стань, как прежде, молодец, -

Я тотчас же под венец». -

«Вспомни, матушка царица,

Ведь нельзя переродиться;

Чудо бог один творит».

Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краёв водой студёной,

А второй – водой варёной,

А последний – молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться -

Ты, без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде варёной,

А потом ещё в студёной.

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец!»

5. Во дворце же пир горой:

Вина льются там рекой;

За дубовыми столами

Пьют бояре со князьями,

Сердцу любо! Я там был,

Мёд, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало,

В рот ни капли не попало.

Цензор: Вообще первый список запрещенной литературы датируется 1073 годом. Так называемый «Список отречённых книг» был заимствован из Византии и появился впервые с появлением христианства, как основной государственной религии, т.е. в период Крещения Руси. Тогда и зародилось понятие «апокриф», т. е. запрещенная и непризнанная церковью литература.

Так зарождалась первая цензура. Но своему официальному рождению цензура обязана книгопечатанию. Первые типографии и соответственно первые книги подпадали под религиозную цензуру. Можно считать, что первая цензура - «продукт» царя Ивана Грозного, по приказу которого была построена первая типография.

Одним из самых известных и жестких цензоров считался Николай I — личный цензор Александра Пушкина. Но как однажды сказал профессор русской литературы Павел Семенович Рейфман: «Цензура в дореволюционной России была суровой, но в Советском Союзе она приобрела новое качество, стала всеобъемлющей, всесильной».

В советское время общество находилось под тотальным контролем со стороны партийного аппарата. Партия считала, что, только оградив советский народ так называемым «железным занавесом» от всего западного, можно было с успехом нанизывать идеологически правильные настроения, мысли, волю…

Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким цензурным вмешательствам, как исправления рукописей, вычеркивания, требования марксистских предисловий (это касалось и классиков России, и мировой литературы).

Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль.

Среди детских произведений, запрещенных к издательству, - «Конек-Горбунок» Ершова, «Муха-Цокотуха» Чуковского, «Сказки» Мамина-Сибиряка, в которых, как отмечала Надежда Крупская, «проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку».

В советское время цензурные индексы, выпускавшиеся Главлитом СССР, включали порой десятки тысяч названий. В разные периоды запрещали различных авторов: Ахматову, Цветаеву, Бунина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова, Есенина, Солженицына, Бродского, Зощенко, Гиппиус, Бальмонта, Аверченко, Шмелёва, Тэффи и ещё многих других.

Звучит отрывок из произведения Тэффи «Кикимора» (в исполнении …)

Цензор: Не поверите, даже Пастернак с его удивительной лирикой был запрещен.

Звучит песня на стихи Б.Пастернака «Свеча горела» (в исполнении …)

Выходят чтецы

Чтец 1:

Все то, что я писал в те времена,

сводилось неизбежно к многоточью.

Я падал, не расстегиваясь, на

постель свою. И ежели я ночью

отыскивал звезду на потолке,

она, согласно правилам сгоранья,

сбегала на подушку по щеке

быстрей, чем я загадывал желанье.

                           (И.Бродский)

Чтец 2:

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними ноют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды встают над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога. ...

И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.

Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

              (И.Бродский)

Поэт:

Сколько книг прочтено – не имеет значения,

но имеет значение очень давно

ежедневное, ежевечернее чтение,

еженощное – с лампой зажжённой – в окно.

-И пока круг от лампы на круглом столе

выключается только на позднем рассвете,

все в порядке на круглой и светлой Земле,

населенной читателями планете. 

                              (Борис Слуцкий)

Цензор: Сила печатного слова уникальна. Мы, простые читатели, это знаем и чувствуем, когда  плачем или смеемся над книгой, когда книга нас сбивает с ног своими откровениями, когда, прочитав хорошую книгу, мы прозреваем, проникаемся верой или  теряем ее. Открыв брошюры, созданные нами специально для вас, вы узнаете и о других книгах, которые в разное время и в разных странах  запрещали, судили, сжигали. Несмотря на это, они сокровища мировой литературы. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, ведь «книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фестиваля Духовной поэзии

Сценарий фестиваля духовной поэзии «Благая Весть», посвященного Дню православной книги....

Сценарий фестиваля: «Все народы в гости к нам.....»

Разработка сценария районного фестиваля проведенного с целью ознакомления учащихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитания толерантного отношения учащихся...

Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни "Песни памяти"

На фестивале прозвучали песни, в которых отражены страницы истории нашей страны. Фестиваль был посвящен Дню Защитника Отечества....

Сценарий фестиваля экологической песни в школе.

В школе традиционным стало проведение фестиваля экологической песни в День Земли, которвый проходит в апреле.Мы предлагаем вашему вниманию небольшой сценарий первого нашего фестиваля, который прошёл в...

Сценарий фестиваля детского творчества "Я росинка твоя, Россия"

Этот материал можно использовать для любых мероприятий о России, Родине, Отчизне....

Сценарий фестиваля "Планета друзей"

Сценарий на тему дружбы.Сценарий имеет большое воспитательное зачение.Очень красиво смотрится на сцене.Можно использовать на День защиты детей....