Сценарий фестиваля запрещенной литературы
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Интерес к литературе - показатель общей культуры народа. Почему были запрещены произведения? В какой период они были возвращены? Чем они интересны читателю? Об этом и не только - сценарий запрещенной литературы "Книжная инквизиция".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Книжная инквизиция»: Фестиваль запрещенной (отречённой) литературы
Цель: возрождение интереса молодежи к классической литературе, по тем или иным причинам запрещенной прежде, и чтению в целом.
Задачи:
- привлечение внимания к литературе как наиболее перспективному художественному явлению в сфере молодежной культуры;
- создание благоприятной среды для творческого общения участников фестиваля;
- повышение исполнительского уровня учащихся и поиск творческих индивидуальностей;
- предоставление детям возможности широко проявлять инициативу, творчество, поощрение поисков самостоятельного решения;
- развитие самостоятельности детей в организации театрализованных мероприятий: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли;
- развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
- создание ситуации успеха для детей, занимающихся изучением литературы, раскрытие их творческих способностей.
Участники: цензор, молодой поэт, чтецы.
Оборудование и материально-техническое оснащение: книжная выставка, проектор, презентация, музыка.
Форма проведения: театрализованная постановка
Театрализованная постановка содержит богатое духовное содержание и огромный эмоциональный потенциал. Они впитываются в сознание зрителя, оставляя неизгладимый глубокий след в его памяти, меняют его психологический облик и нравственные постулаты. Особенно важно и актуально проведение таких концертов для детей, когда они еще находятся в процессе формирования, глубоко восприимчивы к принятию тех или иных моральных догм и верят всему тому, что демонстрируют на сцене актеры, соблюдая сценарий театрализованного концерта.
Ход сценария
Голос за кулисами: За время существования человечества было много запретов, в том числе и на произведения литературы. Причин много: эпизодические изображения жестокости и насилия, отрицание семейных и других ценностей, идеологические задачи. Многие произведения впоследствии стали всемирно известными...
Библия, «Тысяча и одна ночь», «Горе от ума», «Конек-Горбунок», «Архипелаг ГУЛАГ», «Над пропастью во ржи»… На первый взгляд, эти книги ничем не объединены. Однако у них общая судьба - быть под запретом. История мировой литературы знает множество примеров произведений, признанных по тем или иным причинам «опасными для общества».
Наша встреча, уважаемые ученики и учителя, посвящена запрещенной литературе. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, потому что перед вами её величество ЛИТЕРАТУРА.
Итак, комната, цензор, читающий очередной роман...
Цензор:
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рождённому с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного Любовью?
(Ю. Друнина. Как объяснить?)
Раздается стук. Входит молодой поэт.
Поэт: Здравствуйте! Я хотел бы показать Вам свои стихи.
Цензор: Сти-хи? Хи-хи-хи...
Поэт:
Гимназия, и фестиваль
раскрыл ученикам объятья.
Легка, воздушна, в белом платье,
садится Муза за рояль...
Цензор: Неплохо, молодой человек, неплохо. Но не всё так радужно в этом мире. Давайте-ка я расскажу Вам одну историю, а еще лучше покажу ее.
Презентация
Цензор:
КНИГА
В.Набоков
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Звучит музыка. Появляются книги (флешмоб). Они выходят в зал.
Поэт: Что это? «Горе от ума»? Но ведь мы изучаем это произведение в школе?!? Ничего криминального я в нем не заметил.
Цензор: Комедия «Горе от ума», которую Грибоедов начал писать еще до назначения в Персию, была запрещена царской цензурой, однако ее взяли на вооружение декабристы. Они стали распространять «Горе от ума» в целях пропаганды своих идей. В январе 1826 года Грибоедова арестовали. Причиной ареста послужили материалы допроса нескольких декабристов, которые назвали Грибоедова среди членов тайного общества. Кроме того, у многих арестованных находили его злополучную комедию. В итоге доказать участие Грибоедова в заговоре не удалось, и его освободили, однако в течение некоторого времени за Грибоедовым велся негласный надзор.
Поэт:
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки - все противно, -
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..
Цензор:
Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
Поэт:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, -
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Убегает, но возвращается.
Поэт: Надо же, я знаю столько цитат из этого произведения.
Цензор: Давайте проверим, мой юный друг! Вы будете называть начало крылатой фразы, а мы с нашими друзьями - ее окончание.
Поэт: Хорошо.
Счастливые часов (не наблюдают).
Минуй нас пуще всех печалей (и барский гнев, и барская любовь).
Подписано, (так с плеч долой).
Где ж лучше? (Где нас нет.)
Свежо предание, (а верится с трудом.)
Служить бы рад, (прислуживаться тошно).
Герой (не моего романа).
Чины людьми даются, (а люди могут обмануться).
В деревню, (к тетке, в глушь).
Карету мне, карету!
Цензор:
Нет, карлик мой! трус беспримерный!
Ты, как ни жмись, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь…
Поэт: Это тоже Грибоедов?
Цензор: Да, это тоже Александр Сергеевич Грибоедов.
Поэт: Смотрите-ка, а Гоголя тоже запрещали.
Цензор: Гоголь оставил нам много загадок. Еще больше мистификаций возникло вокруг его имени. Но одна из самых странных историй случилась с его книгой, которую он считал своей «единственной дельной», а ее дружно и страстно осудили и враги, и друзья. Книга эта долго оставалась «нон грата» и в царской, и в советской России, да и в постсоветской ее название известно не каждому: «Выбранные места из переписки с друзьями». Между тем, в ней — послание к нам сегодняшним, послание, которое идет к нам уже почти два века.
Поэт: Давайте зачитаем несколько отрывков. Очень хочется понять, почему Гоголь был запрещен.
Цензор: знаю и не умею, как вас назвать в эту минуту. Прочь пустое приличие! Соотечественники, я вас любил; любил тою любовью, которую не высказывают, которую мне дал Бог, за которую благодарю Его, как за лучшее благодеяние, потому что любовь эта была мне в радость и утешение среди наитягчайших моих страданий – во имя этой любви прошу вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть». Клянусь: я не сочинял и не выдумывал ее, она выпелась сама собою из души, которую воспитал Сам Бог испытаньями и горем, а звуки ее взялись из сокровенных сил нашей русской породы нам общей, по которой я близкий родственник вам всем...
Поэт:
...Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Отвлеченными чтеньями, размышленьями и беспрестанными слушаньями всех курсов наук его заставишь только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей – мудрость.
Цензор:
...Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни...
Интересно, узнаете ли Вы гоголевских героев по портрету.
1) Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.
(Чичиков)
2) Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Одет по моде.
(Хлестаков)
3) Был из числа коренных, славных полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава, любил простую жизнь казаков.
(Бульба)
4) Человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.
( Манилов)
5) Считался всегда одним из лучших товарищей, был прямодушен с равными, никогда не выдавал своих товарищей, был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки.
(Остап)
6) Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Довольно серьезен. Ведет себя очень солидно. Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.
(Городничий)
7) Ей не минуло еще и семнадцати лет, была капризна, как красавица, любила наряжаться и жеманиться перед зеркалом, хваля себя вслух.
(Оксана)
8) Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком.
(Ноздрев)
9) Был изобретательным, учился охотно и без напряжения, часто являлся предводителем довольно опасного предприятия, ловко увертывался от наказания.
(Андрий)
10) Лицо круглое, широкое, цвет лица каленый, горячий; крепкий, на диво стачанный образ; шеей не ворочал вовсе, ступнями ступал и вкривь и вкось, и наступал беспрестанно на чужие ноги.
(Собакевич)
11) Спереди совершенно немец: узенькая мордочка оканчивалась кругленьким пятачком, ноги были тонки. Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире с козлиной бородкой.
(Черт)
12) Лицо не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок выступал далеко вперед; маленькие глазки бегали, как мыши; никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат.
(Плюшкин)
13) Чиновник низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим щекам. Он был вечный титулярный советник, к нему не оказывалось никакого уважения.
(Башмачкин)
Цензор: Я назвал Вам чертову дюжину героев, но Гоголь удивителен. Иногда одной строкой он дает характеристику героев.
1) Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
(Манилов)
2) Прореха на теле человечества.
(Плюшкин)
3) Глуп, как сивый мерин.
(Городничий)
4) Исторический человек.
(Ноздрев)
5) И пропал козак.
(Андрий)
6) Медведь. Совершенный медведь.
(Собакевич)
7) Совершенная свинья в ермолке.
(Земляника)
8) Дубинноголовая.
(Коробочка)
9) Ты не любишь пропускать того, что плывет в руки.
(Городничий)
Поэт: Я видел среди запрещенных книг сказку Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок». Неужели и эта сказка была запрещена?
Цензор: В начале прошлого века историю оскорбительно именовали «лубочной карикатурой» на пушкинские сказки, а автора обвиняли в том, что он слишком «глубоко верует в звезду Ивана-дурака».
В царские времена сказка также подвергалась жесткой цензуре, в первую очередь из-за «неосторожного прикосновения к православной церкви». В 1855 году «Конек-Горбунок» был запрещен к печати из-за того, что во многих шуточных сценах упоминается «имя Божие и употребляется крестное знамение».
Поэт: Надо же. И чем не угодила?
Цензор: А вот смотри чем.
Театральная постановка
Царь так начал речь: «Послушай,
На тебя донос, Ванюша.
Говорят, что вот сейчас
Похвалялся ты для нас
Отыскать другую птицу,
Сиречь молвить, Царь-девицу…» —
«Что ты, что ты, бог с тобой! —
Начал царский стремянной. —
Чай, спросонков, я толкую,
Штуку выкинул такую.
Да хитри себе, как хошь,
А меня не проведёшь».
Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою? —
Закричал он. – Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь Царь-девицу
В нашу царскую светлицу,
То клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной:
На правёж – в решётку – на кол!
Вон, холоп!» Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.
2. Танец
На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:
«Гей! Хозяин! полно спать!
Время дело исправлять!»
Вот Иванушка поднялся,
В путь дорожку собирался,
Взял ширинки и шатёр
Да обеденный прибор —
Весь заморского варенья —
И сластей для прохлажденья;
Всё в мешок дорожный склал
И верёвкой завязал,
Потеплее приоделся,
На коньке своём уселся,
Вынул хлеба ломоток
И поехал на восток
По тоё ли Царь-девицу.
3. Вот столицы достигает,
Царь к царевне выбегает-
За белы руки берёт,
Во дворец её ведёт
И садит за стол дубовый
И под занавес шёлковый,
В глазки с нежностью глядит,
Сладки речи говорит:
«Бесподобная девица!
Согласися быть царица!
Я тебя едва узрел -
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи
И во время бела дня,
Ох, измучают меня.
Молви ласковое слово!
Всё для свадьбы уж готово;
Завтра ж утром, светик мой,
Обвенчаемся с тобой
И начнём жить припевая».
4. Царь-девица говорит:
«Знаю, знаю! Но, признаться,
Нам нельзя ещё венчаться». -
«Отчего же, светик мой?
Я люблю тебя душой,
Мне, прости ты мою смелость,
Страх жениться захотелось.
Если ж ты… то я умру
Завтра ж с горя поутру.
Сжалься, матушка царица!»
Говорит ему девица:
«Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внуку взял!»
Царь со гневом закричал:
«Пусть-ка только засмеются -
У меня как раз свернутся:
Все их царства полоню!
Весь их род искореню!» -
«Пусть не станут и смеяться,
Всё не можно нам венчаться. -
Не растут зимой цветы:
Я красавица, а ты?..
Чем ты можешь похвалиться?» -
Говорит ему девица.
«Я хоть стар, да я удал! -
Царь царице отвечал. -
Как немножко приберуся,
Хоть кому так покажуся
Разудалым молодцом.
Ну, да что нам нужды в том?
Лишь бы только нам жениться».
Говорит ему девица:
«А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!»
Царь в затылке почесал
И, нахмуряся, сказал:
«Что ж мне делать-то, царица?
Страх как хочется жениться;
Ты же, ровно на беду:
Не пойду да не пойду!» -
«Не пойду я за седого, -
Царь-девица молвит снова. -
Стань, как прежде, молодец, -
Я тотчас же под венец». -
«Вспомни, матушка царица,
Ведь нельзя переродиться;
Чудо бог один творит».
Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краёв водой студёной,
А второй – водой варёной,
А последний – молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться -
Ты, без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной.
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
5. Во дворце же пир горой:
Вина льются там рекой;
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями,
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Цензор: Вообще первый список запрещенной литературы датируется 1073 годом. Так называемый «Список отречённых книг» был заимствован из Византии и появился впервые с появлением христианства, как основной государственной религии, т.е. в период Крещения Руси. Тогда и зародилось понятие «апокриф», т. е. запрещенная и непризнанная церковью литература.
Так зарождалась первая цензура. Но своему официальному рождению цензура обязана книгопечатанию. Первые типографии и соответственно первые книги подпадали под религиозную цензуру. Можно считать, что первая цензура - «продукт» царя Ивана Грозного, по приказу которого была построена первая типография.
Одним из самых известных и жестких цензоров считался Николай I — личный цензор Александра Пушкина. Но как однажды сказал профессор русской литературы Павел Семенович Рейфман: «Цензура в дореволюционной России была суровой, но в Советском Союзе она приобрела новое качество, стала всеобъемлющей, всесильной».
В советское время общество находилось под тотальным контролем со стороны партийного аппарата. Партия считала, что, только оградив советский народ так называемым «железным занавесом» от всего западного, можно было с успехом нанизывать идеологически правильные настроения, мысли, волю…
Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким цензурным вмешательствам, как исправления рукописей, вычеркивания, требования марксистских предисловий (это касалось и классиков России, и мировой литературы).
Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль.
Среди детских произведений, запрещенных к издательству, - «Конек-Горбунок» Ершова, «Муха-Цокотуха» Чуковского, «Сказки» Мамина-Сибиряка, в которых, как отмечала Надежда Крупская, «проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку».
В советское время цензурные индексы, выпускавшиеся Главлитом СССР, включали порой десятки тысяч названий. В разные периоды запрещали различных авторов: Ахматову, Цветаеву, Бунина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова, Есенина, Солженицына, Бродского, Зощенко, Гиппиус, Бальмонта, Аверченко, Шмелёва, Тэффи и ещё многих других.
Звучит отрывок из произведения Тэффи «Кикимора» (в исполнении …)
Цензор: Не поверите, даже Пастернак с его удивительной лирикой был запрещен.
Звучит песня на стихи Б.Пастернака «Свеча горела» (в исполнении …)
Выходят чтецы
Чтец 1:
Все то, что я писал в те времена,
сводилось неизбежно к многоточью.
Я падал, не расстегиваясь, на
постель свою. И ежели я ночью
отыскивал звезду на потолке,
она, согласно правилам сгоранья,
сбегала на подушку по щеке
быстрей, чем я загадывал желанье.
(И.Бродский)
Чтец 2:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога. ...
И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
(И.Бродский)
Поэт:
Сколько книг прочтено – не имеет значения,
но имеет значение очень давно
ежедневное, ежевечернее чтение,
еженощное – с лампой зажжённой – в окно.
-И пока круг от лампы на круглом столе
выключается только на позднем рассвете,
все в порядке на круглой и светлой Земле,
населенной читателями планете.
(Борис Слуцкий)
Цензор: Сила печатного слова уникальна. Мы, простые читатели, это знаем и чувствуем, когда плачем или смеемся над книгой, когда книга нас сбивает с ног своими откровениями, когда, прочитав хорошую книгу, мы прозреваем, проникаемся верой или теряем ее. Открыв брошюры, созданные нами специально для вас, вы узнаете и о других книгах, которые в разное время и в разных странах запрещали, судили, сжигали. Несмотря на это, они сокровища мировой литературы. Сделайте для себя открытия и наслаждайтесь, ведь «книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фестиваля Духовной поэзии
Сценарий фестиваля духовной поэзии «Благая Весть», посвященного Дню православной книги....

Сценарий фестиваля: «Все народы в гости к нам.....»
Разработка сценария районного фестиваля проведенного с целью ознакомления учащихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитания толерантного отношения учащихся...
Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни "Песни памяти"
На фестивале прозвучали песни, в которых отражены страницы истории нашей страны. Фестиваль был посвящен Дню Защитника Отечества....

Сценарий фестиваля экологической песни в школе.
В школе традиционным стало проведение фестиваля экологической песни в День Земли, которвый проходит в апреле.Мы предлагаем вашему вниманию небольшой сценарий первого нашего фестиваля, который прошёл в...

Сценарий фестиваля детского творчества "Я росинка твоя, Россия"
Этот материал можно использовать для любых мероприятий о России, Родине, Отчизне....

Сценарий фестиваля "Планета друзей"
Сценарий на тему дружбы.Сценарий имеет большое воспитательное зачение.Очень красиво смотрится на сцене.Можно использовать на День защиты детей....