Урок литературы "Маленькие герои большой войны"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

На уроке  учащиеся знакомятся со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Маленькие герои большой войны»

Тип урока: урок введения нового знания.

Образовательные ресурсы: учебник «Литература. 5класс. Авт.-сост. В. Я. Коровина» - М.,2014 г.,

Книга Памяти Самарской области

Цель урока: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методыбеседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.

Оборудование урока: Мультимедиа проектор , компьютер, доска, портреты К. Симонова, А.Твардовского, иллюстрации, фотографии  времён ВОв, запись песни « Священная война» и других песен о ВОв, репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя».

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; формировать умение извлечь информацию из текстов литературного произведения; формировать умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной; формировать умение работать в паре.

Регулятивные – планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление.

Личностные – формировать умение выражать своё отношение к героям; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; воспитывать положительное отношение к учению; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Конспект урока:      

                                                                                                      Эпиграф:

За десять лет на том и этом свете

                 Ему зачтутся эти десять дней…

                                                       К.Симонов

                    Люди! Покуда сердца стучатся,

                                                              помните,

                    Какою ценой завоёвано счастье,

                    Пожалуйста, помните!

                                              Р.Рождественский

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

познава тельные

коммуника тивные

регулятив ные

личностные

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Эмоционально настраиваются на работу.

Планируют учебное сотрудниче ство с учителем и

Прогнозирование своей деятельно сти

Самоопределение

2.Актуализация знаний. Вводная беседа.

Слайд 4

   Речевая разминка.

   Если плачет кто-то рядом,                                                            

   Если слёзы  льются градом,        

   Подойдите вы к нему

   И спросите: «Почему?»

-Прочитайте стихотворение про себя.

   -Теперь вслух птичьим базаром (хором, кому как нравится).

-Теперь шёпотом.

-Громко.

-С весёлой интонацией.

-С грустной.

Какая интонация подойдёт к стихотворению больше?

   

-Почему?

 -А почему дети плачут?

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.    

-Так почему дети плачут?

Слайд5

Звучит песня "Священная война"

1-2мин.

-Песня «Священная война» была написана в первые дни

 Великой Отечественной войны. Почему её назвали

 Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

-Какой город первым принял на себя удар?                  

                 

-Что изобразил художник? Что вы чувствуете,

     глядя на картину?

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта?

Знакомятся с материалом.

Отвечают на вопросы.

˗ Грустная интонация подойдёт к стихотворению больше.

˗ Дети плачут – это грустно.

˗ Упали, ударились, их обидели.

Началась война.

Брест.

Из газет, радио.

Поиск и выделение необходи мой информа ции

Умение слушать и вступать в диалог

с учителем и сверстника ми

Постановка цели учебной задачи

Знакомство с материалом.

3.Изучение нового материала. Чтение и осмысление художественного текста. Анализ стихотворе ний, беседа.

Слайды 6,7

-Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух

выдающихся  поэтов, которые были военными

корреспондентами: Константином Михайловичем Симоновым

и Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое   участие принимали дети в этой страшной войне.

Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку

на лафете…».

  Константин Симонов. Многие его стихи солдаты                  

во время войны носили с собой, перечитывали         

на привалах.

Беседа.

Слайды 8-12

Звучит музыка на военную тему

-Какой момент войны ( наступление или

отступление) описан в стихотворении?        Звучит музыка на

-Прочитайте стихотворение про себя,        военную тему (из песен)

 подумайте, на какую картину обращает

внимание рассказчик особенно?

Слайд 13

-Откуда везли мальчика?

-Почему же мальчик седой?

-Что такое лафет?                          Слайд 11

      Учитель показывает лафет.

-Перечитаем первую строфу вслух.

 Как понимаете строки: «…за десять лет…ему зачтутся эти десять дней…»?

-К кому обращается автор в пятой строфе?

-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал эту историю?

   

Звучит приглушённая музыка

Минутка релаксации.

Слайды14,15

-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение.        Звучит приглушённая

Какой образ возникает в вашем воображении?        музыка.

Опишите его.

А. Твардовский. «Рассказ танкиста».

     Слово учителя.

-Александр Твардовский тоже был военным              Слайды 12-13

корреспондентом, участвовал в боях. Он         

рассказывает о другом мальчике.

Слайды16-18

Звучит приглушённая музыка

Беседа.

 -О каком событии идёт речь в стихотворении?        музыка.

-Какой момент войны изображён?         

 Из каких строк это видно?

-Прочитайте стихотворение про себя  выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему?

-Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком

по ролям.

-Какие разговорные слова и выражения  встречаются в стихотворении?

Почему?

-Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном

 мальчике?

Репродукция в учебнике

Слайды19

-Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева           Репродукция

«Отдых после боя»?        в учебнике.

-Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит

 действие?

-Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства

 вызывает первый? А второй?

Сопоставительный анализ стихотворений

-Почему у героев нет имён?         Слайды 17-18

 -Знаете ли вы имена        

 героев?

Слайд 21-22

-После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?         Слайды 19-21

-Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф)

-Какой же ценой завоёвано счастье?  

Чтение стихотворения; обсуждение с опорой на вопросы учителя.  

«Седой мальчишка»

Из Бреста

К тому, кто не был на войне, к потомкам.

Описывают образ мальчика.  

 

Чтение стихотворения;

обсуждение с опорой на вопросы учителя.  

Наступление.

« Всё нынче, как спросонку…»

Чтение по ролям

«Гвоздит», «чёрт его

поймёт»

Описывают репродукцию картины                  Ю. Непринцева

Обсуждение с опорой на вопросы учителя

-Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких          

 мальчиков и девочек было очень много. Дети были и настоящими бойцами.

-Пионеры-герои:

Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и многие другие

-Не забывать имена героев

Вслух читают эпиграф к уроку.

-Горе, слёзы детей, смерть.

Умение понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию; умение выбирать смысловые единицы и устанавливать отношения между ними.

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Планирова ние своей деятельно сти

Понимание возможности различных точек зрения, не совпадаю щих с собственной

5. Рефлексия.

Заключительное слово.                                                    

Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг?

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Осознанно и произволь но строят речевые высказывания в устной форме.

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Используют адекватные языковые средства для отображе ния своих чувств, мыслей и побуждений

6. Домашнее задание.

 

Выразительное чтение одного стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"

Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....

Маленькие герои большой войны

Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...

Маленькие герои большой войны

Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем…    А. Т. Твардовский «Дом у дороги». Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими гер...

классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час для учащихся 6 класса...

Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!

Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Маленькие герои большой войны"

Кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам. Именно поэтому, очень важно на уроках литературы, на уроках внеклассного ч...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...