Урок литературы "Маленькие герои большой войны"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Маленькие герои большой войны»
Тип урока: урок введения нового знания.
Образовательные ресурсы: учебник «Литература. 5класс. Авт.-сост. В. Я. Коровина» - М.,2014 г.,
Книга Памяти Самарской области
Цель урока: изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.
Оборудование урока: Мультимедиа проектор , компьютер, доска, портреты К. Симонова, А.Твардовского, иллюстрации, фотографии времён ВОв, запись песни « Священная война» и других песен о ВОв, репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя».
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные – познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; формировать умение извлечь информацию из текстов литературного произведения; формировать умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной; формировать умение работать в паре.
Регулятивные – планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление.
Личностные – формировать умение выражать своё отношение к героям; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; воспитывать положительное отношение к учению; воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
Конспект урока:
Эпиграф:
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней…
К.Симонов
Люди! Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р.Рождественский
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | |||
познава тельные | коммуника тивные | регулятив ные | личностные | |||
1.Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Эмоционально настраиваются на работу. | Планируют учебное сотрудниче ство с учителем и | Прогнозирование своей деятельно сти | Самоопределение | |
2.Актуализация знаний. Вводная беседа. | Слайд 4 Речевая разминка. Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» -Прочитайте стихотворение про себя. -Теперь вслух птичьим базаром (хором, кому как нравится). -Теперь шёпотом. -Громко. -С весёлой интонацией. -С грустной. Какая интонация подойдёт к стихотворению больше?
-Почему? -А почему дети плачут? -Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут. -Так почему дети плачут? Слайд5 Звучит песня "Священная война" 1-2мин. -Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной? -Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась? -Какой город первым принял на себя удар?
-Что изобразил художник? Что вы чувствуете, глядя на картину? -А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? | Знакомятся с материалом. Отвечают на вопросы. ˗ Грустная интонация подойдёт к стихотворению больше. ˗ Дети плачут – это грустно. ˗ Упали, ударились, их обидели. Началась война. Брест. Из газет, радио. | Поиск и выделение необходи мой информа ции | Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстника ми | Постановка цели учебной задачи | Знакомство с материалом. |
3.Изучение нового материала. Чтение и осмысление художественного текста. Анализ стихотворе ний, беседа. | Слайды 6,7 -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов, которые были военными корреспондентами: Константином Михайловичем Симоновым и Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне. Стихотворение К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…». Константин Симонов. Многие его стихи солдаты во время войны носили с собой, перечитывали на привалах. Беседа. Слайды 8-12 Звучит музыка на военную тему -Какой момент войны ( наступление или отступление) описан в стихотворении? Звучит музыка на -Прочитайте стихотворение про себя, военную тему (из песен) подумайте, на какую картину обращает внимание рассказчик особенно? Слайд 13 -Откуда везли мальчика? -Почему же мальчик седой? -Что такое лафет? Слайд 11 Учитель показывает лафет. -Перечитаем первую строфу вслух. Как понимаете строки: «…за десять лет…ему зачтутся эти десять дней…»? -К кому обращается автор в пятой строфе? -Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Звучит приглушённая музыка Минутка релаксации. Слайды14,15 -Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Звучит приглушённая Какой образ возникает в вашем воображении? музыка. Опишите его. А. Твардовский. «Рассказ танкиста». Слово учителя. -Александр Твардовский тоже был военным Слайды 12-13 корреспондентом, участвовал в боях. Он рассказывает о другом мальчике. Слайды16-18 Звучит приглушённая музыка Беседа. -О каком событии идёт речь в стихотворении? музыка. -Какой момент войны изображён? Из каких строк это видно? -Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? -Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком по ролям. -Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? Почему? -Кому и когда танкист мог бы рассказывать об отважном мальчике? Репродукция в учебнике Слайды19 -Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева Репродукция «Отдых после боя»? в учебнике. -Опишите картину. Что делают бойцы? Где происходит действие? -Сравните героев этих двух стихотворений. Какие чувства вызывает первый? А второй? Сопоставительный анализ стихотворений -Почему у героев нет имён? Слайды 17-18 -Знаете ли вы имена героев? Слайд 21-22 -После войны были созданы Книги Памяти. Для чего? Слайды 19-21 -Давайте прочитаем слова на доске (эпиграф) -Какой же ценой завоёвано счастье? | Чтение стихотворения; обсуждение с опорой на вопросы учителя. «Седой мальчишка» Из Бреста К тому, кто не был на войне, к потомкам. Описывают образ мальчика.
Чтение стихотворения; обсуждение с опорой на вопросы учителя. Наступление. « Всё нынче, как спросонку…» Чтение по ролям «Гвоздит», «чёрт его поймёт» Описывают репродукцию картины Ю. Непринцева Обсуждение с опорой на вопросы учителя -Авторы хотели подчеркнуть ещё и то, что таких мальчиков и девочек было очень много. Дети были и настоящими бойцами. -Пионеры-герои: Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и многие другие -Не забывать имена героев Вслух читают эпиграф к уроку. -Горе, слёзы детей, смерть. | Умение понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию; умение выбирать смысловые единицы и устанавливать отношения между ними. | Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Планирова ние своей деятельно сти | Понимание возможности различных точек зрения, не совпадаю щих с собственной |
5. Рефлексия. Заключительное слово. | Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Можно ли их поступки назвать подвигами? Что такое подвиг? А сейчас в мирное время можно совершить подвиг? | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. | Осознанно и произволь но строят речевые высказывания в устной форме. | Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Используют адекватные языковые средства для отображе ния своих чувств, мыслей и побуждений | |
6. Домашнее задание.
| Выразительное чтение одного стихотворения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -презентация "Маленькие Герои большой войны"
Данная работа использовалась на классном часе, посвященном 65-летию ВОВ. На уроке речь шла о детях, которые принимали участие в освобождении нашей страны от фашистов....
Маленькие герои большой войны
Презентация к внеклассному мероприяитию, посвященному Великой Отечественной войне...
Маленькие герои большой войны
Давайте, люди, никогдаОб этом не забудем… А. Т. Твардовский «Дом у дороги». Не щадя себя в огне войны,Не жалея сил во имя Родины,Дети героической страныБыли настоящими гер...
классный час "Маленькие герои большой войны"
Классный час для учащихся 6 класса...
Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!
Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Маленькие герои большой войны"
Кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам. Именно поэтому, очень важно на уроках литературы, на уроках внеклассного ч...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...