Литературные роды (таблица с пробелами)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс) на тему

Мельникова Наталья Игоревна

В помощь обучающимся клише по работе с частью С ЕГЭ по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnye_rody.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Литературные роды: эпос, лирика, драма

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча

поэма, баллада;

лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет;

комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Конфликт.

Композиция.

Антитеза.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Лирическое отступление.

Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.

«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.

Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.

Деталь. Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).

Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ритм. Рифма. Строфа.

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике                                                    Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики                                 Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя                    Можно сказать, что лирический герой…

Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…                                                                      Это стихотворение посвящено…                                                                                             Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о…

Идейный уровень (идея, эмоция)

Автор  хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…                                                                 В стихотворении четко                          улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…                                                                         Произведение построено…                                                                                                           Оно имеет четкую структуру..                                                                                          Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…                                                        Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы  ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство  представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней,  от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)        Автор в произведении затрагивает временные рамки (  прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику                                Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…                                                                                                                          В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)                                                                               Используемые предложения построены …

Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…          В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...     Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Иван Бунин

Настанет день – исчезну я                                                                                       А в этой комнате пустой                                                                     Всё то же будет: стол, скамья                                                           Да образ древний и простой.                                             И так же будет залетать                                                           Цветная бабочка в шелку,                                                           Порхать, шуршать и трепетать                                                               По голубому потолку.                                                                              И так же будет неба дно                                                                Смотреть в открытое окно,                                                                     И море ровной синевой                                                                            Манить в простор пустынный свой.

Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.                                                                                   В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа),  море, небо, простор (символы вечности).              Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.                                                                                                           Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором  (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).  Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера  к космосу, вечности.                                                                                                                                       В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.

Тема

Произведение № 1

Произведение № 2

Произведение № 3

1

Тема Родины (гордость и боль)

2

Тема дружбы и друзей

3

Тема осмысления непостижимости бытия

4

Место человека в мире

5

Любовная лирика

6

Пейзажная лирика

7

Тема поэта и поэзии

8

Тема искусства и его роли в жизни общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе "Литературный роды и жанры"

В презентации дана основная информация по родам и жанрам литературы: классификация и основные особенности....

Электронные таблицы пробелов

Результаты можно обрабатать при помощи электронных таблиц пробелов....

Электронная таблица пробелов

Стандартизированная таблица для оперативного анализа контроля образовательных результатов...

Литературные роды и жанры

Литературные роды и жанры...

таблица пробелов, ОГЭ математика

Таблица для выявления пробелов учащихся при подготовке к ОГЭ по математике....

Таблица пробелов ЕГЭ, база

Таблица для отслеживания результатов ЕГЭ (база) и пробелов учащихся....

Таблица пробелов

Таблица пробелов по  математике, 5-11 класс...