Литературные роды (таблица с пробелами)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс) на тему
В помощь обучающимся клише по работе с частью С ЕГЭ по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_rody.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературные роды: эпос, лирика, драма | |
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча | |
поэма, баллада; | |
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; | |
комедия, трагедия, драма. | |
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. | |
Композиция. | |
Антитеза. | |
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. | |
Лирическое отступление. | |
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. | |
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. | |
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. | |
Пафос. Фабула. | |
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. | |
Деталь. Символ. Подтекст. | |
Психологизм. Народность. Историзм. | |
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. | |
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. | |
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. | |
Звукопись: аллитерация, ассонанс. | |
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения). | |
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. | |
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. | |
Ритм. Рифма. Строфа. | |
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) | Стихотворение «…» принадлежит к …лирике Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики Стихотворение может быть отнесено к … лирике |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя | В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя Можно сказать, что лирический герой… |
Тема - вопрос, которого касается автор | Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено… Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о… |
Идейный уровень (идея, эмоция) | Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора… В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив грусти… |
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция | Стихотворение состоит из … строф… Произведение построено… Оно имеет четкую структуру.. Кульминация стихотворения приходится на… |
Истолкование названия | Стихотворение названо так потому, что… |
Характеристика образов(существительные-образы)- | В первой строфе возникают образы (существительные)… Во второй строфе автор говорит… |
Художественно-выразительные средства | Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют… |
Действия и состояния(глаголы-проблемы) | Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?) |
Пространство, время | Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее) |
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис) | Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку… В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … |
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) | …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей… В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ... Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… |
Иван Бунин Настанет день – исчезну я А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. | Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать). Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб. |
№ | Тема | Произведение № 1 | Произведение № 2 | Произведение № 3 |
1 | Тема Родины (гордость и боль) | |||
2 | Тема дружбы и друзей | |||
3 | Тема осмысления непостижимости бытия | |||
4 | Место человека в мире | |||
5 | Любовная лирика | |||
6 | Пейзажная лирика | |||
7 | Тема поэта и поэзии | |||
8 | Тема искусства и его роли в жизни общества | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе "Литературный роды и жанры"
В презентации дана основная информация по родам и жанрам литературы: классификация и основные особенности....
Электронные таблицы пробелов
Результаты можно обрабатать при помощи электронных таблиц пробелов....
Электронная таблица пробелов
Стандартизированная таблица для оперативного анализа контроля образовательных результатов...
Литературные роды и жанры
Литературные роды и жанры...
таблица пробелов, ОГЭ математика
Таблица для выявления пробелов учащихся при подготовке к ОГЭ по математике....
Таблица пробелов ЕГЭ, база
Таблица для отслеживания результатов ЕГЭ (база) и пробелов учащихся....
Таблица пробелов
Таблица пробелов по математике, 5-11 класс...