Добро и зло в рассказе Л. Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Артамонова Светлана Александровна

Конспект урока литературы в 7 классе с применением ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Учитель: Артамонова С.А.

Тема урока: Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака».
Цели  урока: знакомство с писателем и чтение рассказа.
Задачи:

 - получить представление о личности Л. Андреева;
- прочитать рассказ;
- развивать речь через устные высказывания;
- воспитывать доброту, внимание к людям и ответственность.
Метод творческого чтения, его приёмы: выразительное чтение, иллюстрация, демонстрация, творческое задание по личным впечатлениям. 
Этапы урока:

-объявление темы;

-формулирование целей урока;

-выразительное чтение с анализом отдельных слов, выражений, деталей сюжета;

-беседа по прочитанному с анализом психологических деталей с помощью вопросов и   развёрнутых ответов;

-домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности и своё отношение к прочитанному.
Оборудование:  презентация, пьеса П.И.Чайковского «Подснежник (Апрель)», ария Каварадосси «Тоска», фоном звучащие на протяжении презентации, фотография писателя, рисунок художника начала двадцатого века Давида Бурлюка и анимационный образ собаки.

Ход урока

 I.      Оргмомент.

II.      Основная часть

1.        Сообщение темы и целей урока.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать стихотворением И.Северянина:

В парке плакала девочка:

«Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки

Переломлена лапочка.

Я возьму птичку бедную

И в платочек укутаю…» -

И отец призадумался,

Потрясенный минутою.

И простил все грядущие

И капризы, и шалости

Милой маленькой дочери,

Зарыдавшей от жалости.

- Почему отец простил дочери все грядущие капризы, шалости?

(Она плачет от жалости к птице, она сочувствует, сострадает, проявляет доброту…)

- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(О добре, о любви к животным.)

Слайд№1

          Домашним заданием к уроку было прочтение рассказа целиком, для того чтобы на уроке сэкономить время и рассмотреть самые важные моменты, не упуская возможности выразительного чтения вслух.

 Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с личностью Леонида Андреева и прочтём все вместе рассказ «Кусака». Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?

 Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; прочитать рассказ и понять, о чём он, что хотел автор сказать нам - совместная формулировка второй и четвёртой целей; третью формулирует учитель)

2.  Слово учителя. Познакомиться с писателем и понять рассказ нам помогут следующие иллюстрации: пьеса П.И.Чайковского «Подснежник (Апрель)», ария Каварадосси «Тоска», фоном звучащие на протяжении презентации, фотография писателя, рисунок художника начала двадцатого века Давида Бурлюка и анимационный образ собаки.

Слайд №2.  

Леонид Николаевич Андреев (1871 -1919) –один из самых ярких и своеобразных писателей  начала 20 века, автор повестей, рассказов, пьес.  

      Родился  он 9 (21) августа 1871 года  в городе Орле, где прошли его детские и юношеские годы (до окончания гимназии). Он вырос в типично провинциальном, патриархальном быту. Его отец был землемером, окончившим трѐхклассное уездное училище. Большая семья (четверо братьев и две сестры) жила скромно и скудно на одной из окраинных, населѐнных беднотой улиц Орла. А после неожиданной смерти отца (Андреев был тогда гимназистом 6 класса) стало совсем трудно. Материальные тяготы скрашивались теплом домашнего очага. С беззаветной преданностью и обожанием относилась мать к своему Лѐне.

     Но впечатления от окружающей жизни у мальчика были  в основном тяжѐлыми. В годы учения на юридическом факультете Петербургского,  а затем Московского университета одолевала нужда. Несмотря на это задор молодости, яркая юмористическая жилка нередко брали своѐ. Но они сменялись глубоким упадком духа.      Окончив в 1897 году университет, Андреев получил должность помощника присяжного поверенного, работал адвокатом. Тогда же он начал сотрудничать в московских газетах в качестве репортѐра уголовной хроники.  

Слайд № 4

      В 1892 году появляется первый рассказ Л.Андреева. Но ранние пробы пера сам автор позднее оценивал весьма отрицательно. Своѐ истинное призвание он ощутил лишь в конце 90-х годов, когда стал

публиковать небольшие художественные вещи в московской газете «Курьер». 5 апреля 1898 года здесь был напечатан (впервые за подписью – Андреев) его рассказ «Баргамот и Гараська», которому улыбнулось счастье. Рассказ прочѐл Горький, разглядел подлинный талант в незнакомом авторе, разыскал его, привлѐк к сотрудничеству в авторитетных журналах, а чуть позже в издательское товарищество «Знание», вокруг которого Горький собрал лучших писателей –

реалистов той поры.  

 

     Февральскую революцию уже известный писатель приветствует. Но вскоре понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. С тех пор мрачное настроение не покидало Андреева. Он уезжает в Финляндию и умирает там в 1919 году от сердечного приступа: так тяжело переживал он разлуку с Родиной и ту трагедию, которая постигла Россию.

В том мире социального неравенства, который описывал Л.Н. Андреев, всѐ живое   было обречено на страдания и гибель.  Каждое его произведение наполнено сочувствием и любовью к обойдѐнному и униженному живому существу. Л.Н. Андреев заражает читателя своим чувством обиды и боли за поруганного человека.

3. Беседа по очерку К. Чуковского «Люди и книги».

 Вы  познакомились с отдельными страницами жизни и творчества писателя .

-Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам Корней Иванович Чуковский? .( Работа по учебнику. стр. 89-91)

- Что удивительного было в личности Л. Андреева и в его жизни?

   а) широта натуры (любовь ко всему огромному);

   б) широта души (щедрость отзывчивость, тяга к общению с людьми).

 

 - Что отличало Л. Андреева как писателя?

   а) неистовство;

   б) умение в ночь продиктовать огромную повесть;

   в) стремление отдавать всего себя творчеству, переболевать каждой

новой идеей.    

 

 - Что в Леониде Андрееве больше всего восхищало К. Чуковского? А

вас? (Душевная чистота, благородство, необыкновенная доброта).

4. Работа над текстом  рассказа Л. Андреева «Кусака»

Слайд №5.

- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?

(Рассказ - один главный герой, описан один эпизод из его  жизни…).  

 - Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок: история взаимоотношений собаки и людей).

1 часть

Выразительное чтение фрагментов.

Беседа по тексту.

-  Кто главный герой рассказа? Почему?

 - Как звали собаку? Почему у неё не было имени?

 - Какие качества копились в её характере?

 - Они были изначально или появились со временем? (любой человек (а речь идёт не только о собаке) может стать злым, если живёт в окружении жестокости, такого нельзя допускать)

Слайд №6.

Пересказ эпизода из 1 главы о том, как однажды приласкали собаку.

-Подумаем над тем, почему поменялось настроение мужика? (Жестокость порождает другую жестокость)

            Слайд №7

– Чем заканчивается 1 часть?  (Описание пейзажа зачитываем из текста).
–Какое настроение он у вас вызывает? 
– Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (
Зимний пейзаж усиливает чувство  одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет. Обращаем внимание на «довольство собой и гордость» - качества личности, не позволяющие опуститься, озлоби-ться; выясняем, почему эти качества в собаке остались при всех унижениях (она нашла своё место - в жизни появился смысл)

Физминутка: 1)упражнение для восстановления мозгового кровообращения (руки в «замочке» за затылком, руками препятствуем отклонению головы назад, 3-4 раза);

                        2)пальминг (наложить ладони на закрытые глаза на полминуты, не надавливая).

 2 часть рассказа

Слайд №8

– Выделите пейзаж из второй части рассказа.  (Зачитываем из текста.)
– Какое настроение он вызывает?
 Какими мы видим людей?  Почему Кусака боялась людей?
– Почему она полюбила Лелю?
 

3 часть рассказа.

– Какой  теперь мы видим Кусаку? (словесный ряд: всей…душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала).
– Какие слова становятся ключевыми и вытесняют из души собаки злобу?  (
Зачитываем из текста эпизод, в котором Кусака доверяется людям.)

( На первый взгляд, жизнь налаживается, собака стала нужной людям, и люди, кажется, добры и заботливы)

Слайд №9.

- Обратим внимание на иллюстрацию: глаза собаки на ярком, весёлом фоне лета; почему «странная мольба», для чего писатель задаёт вопрос о счастье? Что необходимо для счастья? (здесь появляется мысль о доверии людям, о надёжности друзей, о взаимопонимании)

 4 часть рассказа.

Слайд № 10  

–  Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.)

– Сопоставьте эти строки и заключительный пейзаж в первой части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие  беды,  авторские намёки, предсказания событий, часто встречающиеся в художественных произведениях).

После чтения второго фрагмента:

-Какими словесными красками автор подчёркивает последующее? (метафора « загорелась осень», олицетворения «заплакало небо», «прорвался луч», эпитет «анемичный» и т. д.)

- Почему так? (душевная  боль страшнее физической)

-Найдем в учебнике строки о разговоре с мамой и о последней прогулке Лёли с Кусакой.

-   Почему Кусаку не взяли в город?
– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
– Как прощается Леля с Кусакой?
– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает?
(Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание. Обратите  внимание на поведение девочки (предпочтение породистой собаки дворняжке и уход юной героини от проблемы—это тоже жестокость жизни).  

– Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу)


5 часть рассказа.

- После прочтения последних фрагментов подумаем, как собака переживает расставание.Читаем вслух пятую часть рассказа.

– Почему собака выла? (Троекратное повторение слова «выла» передаёт безысходность и трагедию брошенного существа, заставляет читателей сочувствовать и жалеть)
– Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас?
(Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».) 

Слайд №11.
– О чем хотел сказать нам автор в рассказе?
– Одобряет или осуждает он поступок Лели?

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.
Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны. 

VI. Заключение.

 (Вместе с учениками подводим итог урока.) 

– На этом уроке вы познакомились с писателем Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака».  Вы узнали:

– некоторые факты из жизни и литературной деятельности  Л.Андреева;
– определили жанр произведения и дали его понятие;
– провели  анализ рассказа «Кусака»;
– выявили  идею,  которая заложена в этом произведении.

VII. Домашнее задание.

Слайд 122

1. Рассказ о Леониде Андрееве

2. Составить рассказ о любом животном

      своём  или бездомном

      письменно( можно нарисовать  иллюстрации)  

       или с помощью презентации

VIII. Итог

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (Выставление отметок, комментарии о работе каждого)

Использованная литература:

  • Текст рассказа в учебнике для 7 класса под ред.В.Я. Коровиной
  • Биографические материалы с сайта http://www.andreev.org.ru/
  • Фотографии автора
  • Анимация с сайта «33 буквы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Композитор П. И. Чайковский Подснежник(Апрель) Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Слайд 2

родился в семье землемера, после смерти отца Леониду пришлось искать работу, чтобы кормить семью Леонид Николаевич Андреев (1871—1919) Дом-музей Л. Андреева в г. Орле

Слайд 3

Орловская гимназия, в которой учился Л. Н. Андреев Учился в Орловской гимназии, затем в Московском и Петербургском университетах на юриста, много читал

Слайд 4

первый рассказ «Баргамот и Гараська» напечатан в 1892году Андреев изображает мир, в котором страдают и взрослые и дети темы одиночества, всеобщего неблагополучия и ощущения близкого конца света— главные в его творчестве в 1917 году эмигрировал в Финляндию и страдал вдали от Родины, не умея жить без России М. Горький с сыном Максимом и Л. Андреевым

Слайд 5

Художник Давид Бурлюк … она никому не принадлежала у неё не было собственного имени гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице—в неё бросали камнями и палками она мчалась на край посёлка, пряталась, там зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу Прочтём фрагменты рассказа, повествующие о собаке

Слайд 6

только один раз её пожалели и приласкали пропойца –мужик, возвращавшийся из кабака, позвал, а потом с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога собака завизжала от неожиданности и обиды и с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать, иногда пыталась укусить Художник Давид Бурлюк

Слайд 7

на одну зиму поселилась под террасой пустой дачи и бескорыстно сторожила её по ночам лаяла до хрипоты, уже улёгшись, злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало довольство собой и гордость

Слайд 8

весной приехали из города дачники первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка, выбежавшая в сад : беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах Скоро её приручили, стали звать Кусакой, наперерыв ласкать и кормить

Слайд 9

всей своею собачьей душой расцвела Кусака. У неё было имя, она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? длинная шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас, но страх не совсем ещё выпарился из её сердца она не умела ласкаться… когда её просили поиграть, Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы

Слайд 10

Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи… … смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада сквозь облака прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным… … Лёля лишь на вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой. Наступила ночь… собака жалобно и громко завыла… Собака выла—ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно… Собака выла.

Слайд 11

- О чем хотел сказать нам автор в рассказе? – Одобряет или осуждает он поступок Лели?

Слайд 12

Домашнее задание: Рассказ о Леониде Андрееве 2. Составить рассказ о любом животном своём или бездомном письменно( можно нарисовать иллюстрации) или с помощью презентации Композитор П. И. Чайковский Подснежник(Апрель)

Слайд 13

Спасибо за работу!

Слайд 14

Использованные материалы: 1. Текст рассказа в учебнике для 7 класса под ред. Т. Ф.Курдюмовой 2. Биографические материалы с сайта http://www.andreev.org.ru/ 3. Фотографии современных авторов 4. Анимация с сайта «33 буквы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева Кусака.МОУ СОШ №15г. Жуковский учитель Суркова Ирина Николаевна

Познакомить с тестом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.Расширять активный запас слов учащикся, объясняя значения этических терминов.Способствовать воспитанию добр...

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Конспект урока литературы в 7 классе...

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Конспект урока "Противопоставление добра и зла в рассказе Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика".

Добро и зло! Между ними происходит постоянная борьба.Человек - виновник зла, но он  же и тот, кто  это зло победит, осуществит один из главных заветов Бога - возлюби ближнего, как самого себ...

Проблема добра и зла (по рассказу Л.Андреева "Кусака")

Урок разработан для 5 класса по УМК  Г.И.Беленького...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....