Презентация к уроку в 7 классе. Е.И. НОСОВ РАССКАЗ «КУКЛА»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Сергеенко Людмила Вячеславовна

В данной презентации рассматриваются основные проблемы, которые ставит автор в произведении, дается характеристика героев.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Томмот РС(Я) Сергеенко Людмила Вячеславовна Презентация к уроку. Е.И. НОСОВ РАССКАЗ «КУКЛА»

Слайд 2

Цель Познакомить обучающихся с автором; Рассказать о сюжете произведения «Кукла»; Выявить, какие проблемы решает автор; Дать характеристику основным героям; Ответить на вопрос, чему учит это произведение.

Слайд 3

Евгений Иванович Носов (1925-2002) Евгений Носов родился 1 января в селе Толмачеве под Курском. Закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт. 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове. Когда вышел из больницы, получил пособие по инвалидности. После войны работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске. Главная тема произведений Е.И. Носова – жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд.

Слайд 4

Словарная работа: По-японски КУКЛА - НИНГЁ, то есть «образ человека». Омут – яма под водой Денно и ношно – днем и ночью Сижи – места для ловли рыбы Куга - болотное растение Святотатство – поругание, оскорбление чего-то святого Избыть – избавиться от чего-либо Худо – зло, неприятность Цинизм – бесстыдство, наглость, грубая откровенность, непристойность. Циник – человек, проявляющий цинизм (обычно по отношению к людям ) Глумиться-издеваться Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь

Слайд 5

История создания Е.И.Носову дало много чего общение с природой, он любил рыбалку и был любителем ночевок у костра, и из-за этого он начал описывать природу, а следом про рыбалку. Е.И.Носов думал назвать рассказ Акимыч, но потом назвал его «Кукла». Автор начал описывать природу под Лапино. Как то раз я застал Акимыча около шалаша. Он все говорил «нет у меня подходящих крючков». Я порылся в своих припасах и нашел ему самый лихий крючок. Акимыч посмотрел на крючок и посмешливо сказал «убери их со смеху». «Я не стал несколько лет приезжать в те места»,лишь спустя несколько лет приехал, приехал и не узнал реки. Яма высохла, и по середине нее стоял большой камень, глядя на это Акимыч отмахнулся и сказал «и даже удочек не размахивай. Не трави душу. Я и Акимыч служили вместе, правда в госпиталя нас положили разные. Осенью иду я около школы, а на встречу Акимыч. Мы поздоровались и пошли мимо школьной ограды, Акимыч шел впереди меня и молчал, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сказал «вот, гляди». «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она была большая, припухлые, большие губы, светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная должно быть сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прикрывалось ими , тоже было истыкано сигаретой. С куклой это не первый случай- сказал Акимыч. Валялась как-то кукла около школы, все проходят и не кто не подойдет, даже бровью не пошевелят. И сказал: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!..Эх!..» Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось. Я знал, что Акимыча заклинило и заговорит он не скоро. Он перешагнул кювет и там, принялся копать яму, Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Потом сходил и взял сено и выстлал дно ямы. Потом поправил на кукле трусишки и опустил в яму, сверху прикрыл остатками сена и начал закапывать, говоря с болью: всего не закопать.

Слайд 6

композиция рассказа 2 сюжетные линии 1)описание мест, впервые увиденных автором и спустя некоторое время; 2)история с куклой Но объединены они одним героем – Акимычем

Слайд 7

Роль пейзажа в рассказе. Начало … «В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности. Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия». пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия ». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают радостную картину, «оживляют»пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе .

Слайд 8

Роль пейзажа в рассказе. 2-ая зарисовка: «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, Где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав,прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину». вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») – усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины . Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли – «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».)

Слайд 10

Описание куклы В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой. Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы» « Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски .) А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки , за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству . Вот и тут: сколько мимо прошло учеников ! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят . Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!.,

Слайд 11

… это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Слайд 12

Характеристика героев Акимыч - бледный, мучительно одеревеневшие губы, на носу очки, сутул, окаменелое напряженное лицо, худые плечи, губы вытянуты трубочкой, старательный, был тяжело ранен на войне. « Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило ». Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное. Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: --- Всего не закопать...

Слайд 13

Нравственный выбор: неизвестный, так как он совершил кощунство. учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы. мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей? влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру. дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут. кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла. рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа. Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Слайд 15

Проблемы, которые ставит автор В этом произведении автор решает проблему вторжения человека в природу В биологии - раздел, изучающий взаимоотношения животных, растений между собой и окружающей средой. Нарушение этой гармонии – все это результат безграмотного вторжения человека в природу. Е.И. Носова как человека неравнодушного ко всему, что происходило вокруг него, всегда волновало бездушное отношение к природе.

Слайд 16

В интервью «Литературной газете» ( № 16, 1988 г) он вспоминает о том, как необдуманное, поспешное освоение земель техникой привело к трагедии. « Вспоминаю, как была загублена пойма реки Полной. Река вполне оправдывала свое название: вода стояла в самый край берегов. Сколько в ней было рыбы! Какое раздолье для дичи в луговых старицах! Но главное – какие выпасы, какие зимовали стога! Я ставил свою палатку на берегу и буквально за несколько захватов нарывал хороший беремок душистых трав для ночлега. Но вот с ревом и грохотом прикатила мелиоративная техника: бульдозеры, кусторезы, экскаваторы. В одно лето луговые ивняки, выпахали корневища, спустили все луговые старицы, а саму Полную, прежде раздольно петлявшую в лугах, загнали в прямой, как стрела, канал с глинистыми откосами. Вода бурно устремилась в него, уровень в реке резко упал, обнаружились рачьи норы и белые корни аира. Метнулась и куда-то ушла перепуганная рыба, долго носились над неузнаваемыми лугами обездоленные чибисы и кряквы. И в первый же день после слива реки сорвалась с обнажившегося и ставшего крутым берега корова. Ее потом вытащили веревками и бросили тлеть на берегу. Долго потом сюда сбегались пировать, оглядывать решетчатый остов окрестные деревенские псы.»

Слайд 17

Выводы: Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает – вот смысл ( основной мотив) рассказа «Кукла» Неразумное вторжение человека в природу, бездушное отношение к ней приводит к равнодушному, жестокому отношению между людьми Все должны помнить известное изречение: «Бойтесь равнодушных – это с их молчаливого согласия происходят все преступления на свете»

Слайд 18

Чему учит ? У польского писателя Бруно Ясенского есть такие слова : «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?» Это произведение учит нас относиться бережно к своим вещам.

Слайд 19

Главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости

Слайд 20

Задание: Продолжите предложения: Хорошая жизнь – это…. Самое главное в жизни… Нельзя прожить без…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Урок и презентация к уроку в7 классе "Слагаемые успеха насекомых"

Материал может использоваться для уроков по теме отряды насекомых по ОС "Школа 2100"...

Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол"  Дается строение фенола, его свойства....

Презентация к уроку литературы на тему Евгений Носов Кукла 7 класс

Презентация к уроку литературы на тему Евгений Носов Кукла 7 класс...

Дистанционный урок литературы по теме "Е. И. Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".7 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения: предложены ссылки на образовательные ресурсы, приложена проверочная работа в тестовом формате...

Презентация к уроку 5 класс Раздел 2 Урок 4 по "Rainbow English"

Презентация к уроку 5 класс Раздел 2 Урок 4 по "Rainbow English"...