Урок литературы в 5 классе. Баллада В. А. Жуковского "Кубок"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Методическая статья – репортаж с урока литературы с использованием ИКТ. Элементы учительского самоанализа взяты из блокнота педагога. В статье описываются проверенные опытом приемы, приводятся проблемные вопросы, побуждающие учеников к активному исследовательскому анализу текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_po_ballade_v.a._zhukovskogo_kubok.doc | 611.5 КБ |
ballada_kubok._prez._andreevoy.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Андреева А.Ю. Урок литературы в 5 классе по балладе В.А. Жуковского «Кубок»
Андреева Алла Юрьевна,
учитель литературы
ГБОУ г. Москвы «Школа № 345 имени А.С. Пушкина»
Предисловие
Изучение текста баллады В.А. Жуковского «Кубок» вызвало искренний интерес у пятиклассников и удовлетворение результатом работы у меня. Класс работал на эмоциональном подъеме, активно подключился к ответам на проблемные вопросы. Эвристическая беседа с учениками неоднократно сопровождалась небольшими исследовательскими элементами. Дети с увлечением высказывались, развивая монологическую речь, аргументировали свои высказывания цитированием, пытались понять авторский замысел и смело выдавали свою (иногда откровенно детскую) интерпретацию избранных для обсуждения эпизодов, находили ключевые слова, прочувствовали их экспрессивную окраску.
С этой целью использовала приём «Чтение с остановками», завершающимися проблемным вопросом, ответы на которые переходили в беседы или дискуссии.
Естественно, для того чтобы подобный урок состоялся, чтобы он стал по-настоящему уроком сотворчества, учителю нужно заранее заслужить доверие собеседников. Это достигается регулярностью использования этой методики, поощрением тех, кто желает высказаться, а для этого ребенку надо поверитьь, что его мнение интересно одноклассникам и учителю. В нашем случае этот контакт налажен.
С таких уроков общения не только дети, но и я, учитель с 45-летним стажем, выхожу в состоянии словно сквозь промытое стекло просмотрела страницы сотни раз прочитанной классики. Мы с детьми проникаем в глубины произведения. Речь идет не только об этой балладе. Иногда воспринимаю текст, благодаря им, моим первооткрывателям, под таким ракурсом, что сама диву даюсь! Одновременно в атмосфере абсолютно свободного общения я наблюдаю за учениками, отмечаю их и свои пробелы, радуюсь достигнутому ими.
Эти записи были сделаны сразу после проведенного урока с целью самоанализа в форме дневникового наблюдения за уровнем восприятия текста произведения в 5 классе, за умениями и навыками учеников среднего звена, чтобы в последующем проследить их изменение.
Чтобы мы понимали друг друга
Чтобы мы говорили «на одном языке с Жуковским» и со мной, учителем словесности, необходимо провести словарную работу: объяснить литературоведческий термин, прояснить значение устаревших и редко употребляемых слов.
Слайд 2
Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Учимся выразительному чтению
Слайд 3
Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад. Аудиозапись можно найти в Интернете, например, по адресу: muzofon.com›search/Кубок Жуковский.
Слушать только первые полторы минуты (монолог царя).
Дальше – стоп-момент: «Внимание! Вопрос!»
О чем говорят и думают дети
Слайд 4
– Зачем царь бросает кубок и вызывает желающего достать его?
– Думаю, испытывает свиту на преданность и верность.
– Может быть, проверяет смелость и решительность. Царь дважды делает упор на слове СМЕЛЫЙ. Он подзадоривает самолюбивых и отважных юношей.
Рисунок 1
– Моя версия, возможно, нелепа: от нечего делать? Для него – это развлечение, зрелище, потеха.
И вовсе не нелепо это предположение! Радует, что мои собеседники входят во вкус собственного проникновения в глубины художественного текста, а в этом случае еще и то приятно, что выступившая выстраивает монологический ответ, а не отделывается репликой.
– Скорее всего, это царский каприз.
– Им руководит желание очередной раз насладиться своей властью, почувствовать свое величие. Посмотрите: он же не говорит, а «ВОЗГЛАШАЕТ!» И этим словом, повторенным дважды, мне кажется, подчеркивается его самолюбование.
Внимание учеников к слову – для меня приоритет во время работы с текстами. Сегодня это слово найдено самостоятельно(!), осмыслено, донесено его толкование.
– Да, это царское желание поиграть жизнями людей, показать окружающим, какой он могучий: ради него, как он предполагает, кинутся на смерть подданные.
– Ищет охотников за золотом?
Заметно, что ученикам самим нравятся их находки; в такие моменты дети очаровательны: одухотворяет их осмысленное перечитывание строк, их озарения, которыми торопятся поделиться с учителем, с одноклассниками – не такая ли активность желанна любому учителю литературы!
О тех, кто стоял в стороне…
Слайд 5
Рисунок 2
После 3-ей строфы, прочитанной учениками, вопрос:
– Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
– Потому что это самоубийство, и никакой кубок, никакое рвение услужить царю не стоит собственной жизни.
Умиляет услышанное далее. Здесь столько детского неумения принять условность литературного слова, а все воспринимается как реальность:
– Они же одеты в тяжелое, металлическое, конечно же, сразу пойдут ко дну. Времени-то снимать латы, кольчуги нет – кубок совсем утонет.
А то, что паж снимал свою епанчу и пояс, не заметили…
Мнение о главном герое
Слайд 6
Рисунок 3
Выразительное чтение 4-8 строфы. Рассуждаем по поводу поступка пажа.
– Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю?
– Желание выделиться, проявить свою отвагу и готовность услужить царю.
– Он же еще очень юн, его подталкивает мальчишеский задор.
– Он тоже хочет быстрее стать рыцарем, а это надо заслужить.
– Хочет скорее стать взрослым.
– Возможно, он еще сам не осознаёт степени опасности.
– Думаю, что он из тех, кто действует по закону: кто же, если не я, сделает это, если другие не могут?
– Хотя он и мальчик, но в нем просматривается мужской характер!
– Так поступают настоящие герои, этим они и выделяются из толпы.
– Это его дерзкий вызов струсившей свите. В тексте так и сказано: он выступает «ДЕРЗКО».
– Он верит в Бога и свою судьбу. В тексте об этом говорится: «Спасителя-бога призвал».
– Он хочет завоевать сердце царской дочери?
– Нет, это будет потом, а пока о любви не было речи в тексте.
– Может быть, хочет угодить царю?
– Вряд ли. Хотя он потом и скажет: «Да здравствует царь!», но я не чувствую нем угодливости, скорее, он гордый!
Так ученики сами по тексту контролируют правильность суждений, наблюдают за хронологией фактов, исправляют ошибающихся. И сколько же интересной интерпретации одного эпизода! И все они имеют право быть! Одна проблема все же выписывается: культура общения не на высоте... Азартные дети забываются, громко требуя права голоса, забивая менее бойких, часто заглушая отвечающих.
Покаяние
Слайд 7
После чтения 9–10 строфы:
– Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
Рисунок 4
– Они чувствуют себя виновными в том, что не они, старшие, а самый юный вынужден был выполнить царское требование.
– Считают себя виноватыми за то, что не сберегли отважного смельчака.
– За то, что не предостерегли, не предупредили о том, что это смертельно опасно.
– За то, что отмолчались перед царём.
– Они, наверно думают: мы-то живы, а самый прекрасный из нас, наверное, уже погиб…
– Мне кажется, что сначала Жуковскому не нравятся эти зрители, они у него «не охнули», а «ВОЗОПИЛИ». Это слово с каким-то неприятным привкусом. Но когда люди опомнились и поняли свою вину за предполагаемую гибель мальчика, они воспринимаются уже лучше.
Такие микро находки часто звучат на уроках словесности и побуждают меня вновь и вновь выделять и приближать к моим собеседникам новые нравственно излучающие эпизоды.
Дети не прощают царя-убийцу
Слайд 8
Прочитан и прокомментирован рассказ чудом спасшегося пажа о красотах и ужасах подводного мира.
Рисунок 5
Перечитан вслух монолог царя, мольба его дочери. Затем – вопрос:
Слайд 9
- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
Рисунок 6
– Царь пожелал узнать все тайны земли и воды, об этом сказано автором. Рассказ юноши заинтересовал, поразил царя, а слова рассказчика:
…смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной,-
он просто не слышит, не хочет слышать. Узнать хочет, но сам-то не рискнёт собой.
– Еще бы - на то он и царь!
Очень по-детски, но забавно!
– Если в первый раз царь, может быть, не думал о степени риска (хотя в это плохо верится), то в этот раз он уже проверяет смельчака на беспрекословность подчинения ему.
– Заметили, что первый раз царь « БРОСИЛ свой кубок златой», а второй раз: « свой кубок златой / В пучину ШВЫРНУЛ с высоты»? Это уже ярость.
Я уверена, что с этим учеником уже сейчас можно делать исследовательские проекты, потому что интуитивное исследование текста он уже проводит.
– Теперь это уже деспотичный эгоизм, царю вздумалось убедиться, что его желание – закон. Не подлежащий обсуждению. Неизменный.
– Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
Слайд 10
Рисунок 7
– Царевна назвала отцову выдумку «опытом», Но это страшная игра со смертью.
– Вообще-то царь хитрый, знает людские слабости и умеет управлять. Если первый раз он «играл» на тщеславии, то теперь он заметил, что между пажом и царевной возникла симпатия. Он использовал это чувство в своих жестоких целях.
– Дочь пыталась его образумить, напомнить, что есть рыцари, в конце концов, если уж так захотелось потешиться, это для него обязаны делать рыцари. Но он и дочери показывает, что его слово – закон.
– А то, что он заявил: «Заступница будет твоею женою», - звучит как угроза царевне, попытавшейся перечить отцу.
– Да. Это так. И чтобы добиться исполнения своего повеления , чтобы не случилось непредвиденного неподчинения, он готов пообещать «золотые горы»: и перстень, и дочь в жены.
– А почему и не пообещать, он же прекрасно понимает, что ждать чуда еще раз бессмысленно?..
– Он выглядит жестоким убийцей. Он убил самого верного подданного. Он убил любовь. И все ради чего?..
Теперь детям не придётся объяснять авторскую мысль, она понята, осмыслены ее разные аспекты, глубинные повороты.
Безумство влюбленных
Слайд 11
Читается предпоследняя строфа.
– Второй раз отчаянным порывом юноши руководит…? (Договорить фразу)
– И опять: «отважность сверкнула в очах» – это сказано в тексте.
– Теперь еще и вспыхнувшее первое чувство к девушке.
– Благодарность за её заступничество, за жалость к нему.
– Желание не разочаровать её.
– Он делом доказывает, что готов за неё «на жизнь и погибель», причем делает это с огромной радостью.
– Он слишком увлекся тем, что испытывает свою судьбу, одержимый желанием заполучить в жены царевну, он действует уже совсем необдуманно, сражаясь с морской стихией.
Сам же недавно говорил: «Смертный пред богом смирись!»
– А, может, все-таки желает заполучить еще и царский перстень?
– Такой корысти у героя нет.
– А в моих глазах он лучший из рыцарей!
Не перевелись романтики и в наше время!..
Задумаемся о вечном и быстротечном…
Слайд 12
Рисунок 8
– Прочитана последняя строфа. Задумаемся над финальными строками:
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
– Становится совсем грустно от трагической смерти юноши.
– От нелепой гибели мальчика.
– Представляешь, как долго и неутешно молодая царевна будет приходить к морю и, глядя на волны, горевать о милом герое.
– Волны сменяют одна другую, но память о таких безумствах влюбленных будет вечна.
– И любить царевна будет долго-долго.
– Задумываешься о том, что есть могучие природные явления: например, морские просторы, морские стихии, покорить которые еще не дано человеку.
– Задумываешься о том, что иногда жизнь человеческая такая же быстротечная, как жизнь волны, особенно жизнь храбрецов, рискующих собой.
Использованные материалы:
В оформлении использованы иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Кубок» Д.И. Митрохина, А.В. Озеровской, А. Кошкина.
Опубликовано на сайте Mosmetod.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Баллада – стихотворное произведение с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, героическую, сказочную или бытовую тему, в основе которого чаще всего лежит необычный случай. Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник – рядовой боец , воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат). Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе. Епанча – широкий плащ без рукавов. Чрево – внутренность чего-либо. Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие . Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом. Мокой – рыба морской волк, род акулы .
Монолог царя
- Зачем царь бросает кубок в бездну и вызывает желающего достать его?
О тех, кто стоял в стороне… - Почему рыцарь и латник не торопятся принять вызов царя?
- Что руководит пажом, вызвавшемся исполнить царскую волю ?
- Почему все свидетели случившегося просят прощения у прекрасного юноши?
Но страшно в подземной таинственной мгле.. И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.
- Зачем царь вторично швырнул кубок в пучину?
- Почему даже мольба дочери не останавливает царя?
- Что руководит второй раз отчаянным порывом юноши ?
Приходит, уходит волна быстротечно: А юноши нет и не будет уж вечно .
В оформлении использованы иллюстрации к балладе В.А. Жуковского «Кубок» Д.И. Митрохина, А.В. Озеровской , А. Кошкина и ресурсы Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 5 класс "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».
Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению....
ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО. Урок литературы 5 класс
Данный урок «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА» разработан по программе «Литература 5-9 класс» В.Я.Коровиной, издательство «Просвещение», 2011 (урок № 82 раздела ...
Визитная карточка урока литературы по теме "Баллада. Баллада В.А.Жуковского "Кубок" 5 класс
Визитная карточка урока литературы...
Методическая разработка "Интегрированный урок: литература, немецкий язык. Баллада Ф.Шиллера«Водолаз» и В.А.Жуковского«Кубок»"
Данный интегрированный урок разработан для учащихся 6-х классов школы с углубленным изучением немецкого языка. Целью урока является более глубокое ознакомление со страной изучаемого языка и ее культур...