В.Г.Распутин «Уроки французского - уроки доброты»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
В.Г.Распутин «Уроки французского - уроки доброты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasputin_uroki_frantsuzskogo.docx | 146.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Г.Распутин
«Уроки французского» - уроки доброты
Оформление:
портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, презентация к биографии писателя.
Цели урока:
образовательные:
1. познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».
2. проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
1. формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2. учить сжато излагать повествовательный текст
3. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
4. продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2. воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал
Тип урока: комбинированный
Словарная работа:
Доброта-
Духовные ценности-
Духовная память-
Ход урока.
^ 1. Слово о писателе.
Урок начинается с краткого сообщения о писателе (подготовленный ученик)
Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет , а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем была написана повесть «Последний срок », «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В.Г. Распутин удостоен Государственной премии. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
^ 2. Работа со статьей учебника.
Обратим внимание на эпиграф к статье о В.Г.Распутине:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н.Толстой – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.
- Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне и кто такая Анастасия Прокопьевна?
3.Сообщение ученицы
Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.
^ 4 Беседа по произведению.
.
- Как вы понимаете смысл слов «духовная память», «духовный опыт»?
(Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей.)
- Какие чувства и мысли вызвал рассказ?
- Что главное в характере мальчика?
- Почему важно, что начало действия относится к 1948 году?
- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?
- Почему мальчик стал играть в «чику»? ( Как относились к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили мальчика?)
Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста. Обращаем внимание на описание природы, которая соответствует настроению героя.
^ Работа по карточкам (Карточки с заданием даются в начале беседы по произведению)
А) Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги. Что изменилось, почему?
Первый отрывок со слов: «Федька повел меня за огороды…» до слов: «Мы подошли..»
Второй отрывок со слов: «За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…» до слов: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».
Ребята сравнивают отрывки, делают вывод:
Эти два описания передают различные внутренние состояния героя; так пейзажная зарисовка помогает охарактеризовать героя. Прием характеристики героя в эпическом произведении.
Б) Работа с текстом. Составить план к рассказу о герое и план произведения В.Распутина.
Примерный план
Простой план
Цитатный план
1. Описание мальчика
1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…»
2. Драка
2. ««Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»
3 Снова избили.
3. « Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб.»
4.Занятия французским языком.
4. « Я шел туда как на пытку.»
5. Игра в «замеряшки»
5. «Что ж, давайте играть по – настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»
6. Лидия Михайловна уехала.
6. « Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.»
5.Презентация к рассказу.(Демонстрирует подготовленный ученик)
6.Рефлексия.
- Определите, какую роль сыграли уроки французского в жизни главного героя, тем самым раскрыв смысл названия рассказа.
- Близок ли вам образ главного героя?
- Какие чувства к нему ты испытываешь?
7.Чтение стихотворения.(Читает подготовленный ученик)
Родной человек
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Любимый учитель, родной человек.
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил.
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких, смешных первоклашек.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
М.Садовский
8.Домашнее задание.
1. Дочитать рассказ, ответить на вопрос: Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?
2.Кроссворд по произведению. Сильные учащиеся составляют кроссворд, слабые разгадывают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
В.Г.Распутин «Уроки французского» - уроки доброты
В.Г.Распутин «Уроки французского» - уроки доброты" Открытый урок по литературе в 6 классе....
«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...
"Уроки французского" - уроки доброты
Открытый урок литературы в 6 классе "Уроки французского" - уроки доброты...
«Уроки французского – уроки доброты»
Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского – уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...
"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"
Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....