В.Г.Распутин «Уроки французского - уроки доброты»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

В.Г.Распутин   «Уроки французского - уроки доброты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin_uroki_frantsuzskogo.docx146.83 КБ

Предварительный просмотр:

Изображение для плейкаста

В.Г.Распутин

«Уроки французского» - уроки доброты

Оформление:

портрет В.Г.Распутина, рисунки к эпизодам рассказа, презентация к биографии писателя.


Цели урока:

 образовательные:

1. познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».

2. проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1. формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2. учить сжато излагать повествовательный текст

3. развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4. продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1. подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2. воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

 

Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

Словарная работа:

Доброта-

Духовные ценности-

Духовная память-

Ход урока.

^ 1. Слово о писателе.

Урок начинается с краткого сообщения о писателе (подготовленный ученик)

Валентин Григорьевич Распутин родился в приангарской деревне в 1937 году. Он закончил Иркутский государственный университет , а затем стал работать журналистом. Известность приходит к писателю после опубликования его повести «Деньги для Марии». Затем была написана повесть «Последний срок », «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар», каждая из которых становится значительным явлением в литературе наших дней. В.Г. Распутин удостоен Государственной премии. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

^ 2. Работа со статьей учебника.

Обратим внимание на эпиграф к статье о В.Г.Распутине:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н.Толстой – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

- Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне и кто такая Анастасия Прокопьевна?

3.Сообщение ученицы

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

^ 4 Беседа по произведению.

.

- Как вы понимаете смысл слов «духовная память», «духовный опыт»?

(Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей.)

- Какие чувства и мысли вызвал рассказ?

- Что главное в характере мальчика?

- Почему важно, что начало действия относится к 1948 году?

- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его?

- Почему мальчик стал играть в «чику»? ( Как относились к этой игре Вадик и рассказчик? Почему Вадик и Птаха избили мальчика?)

Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста. Обращаем внимание на описание природы, которая соответствует настроению героя.

^ Работа по карточкам (Карточки с заданием даются в начале беседы по произведению)

А) Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги. Что изменилось, почему?

Первый отрывок со слов: «Федька повел меня за огороды…» до слов: «Мы подошли..»

Второй отрывок со слов: «За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…» до слов: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

Ребята сравнивают отрывки, делают вывод:

Эти два описания передают различные внутренние состояния героя; так пейзажная зарисовка помогает охарактеризовать героя. Прием характеристики героя в эпическом произведении.

Б) Работа с текстом. Составить план к рассказу о герое и план произведения В.Распутина.

Примерный план

Простой план

Цитатный план

1. Описание мальчика

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…»

2. Драка

2. ««Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»

3 Снова избили.

3. « Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб.»

4.Занятия французским языком.

4. « Я шел туда как на пытку.»

5. Игра в «замеряшки»

5. «Что ж, давайте играть по – настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»

6. Лидия Михайловна уехала.

6. « Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.»

5.Презентация к рассказу.(Демонстрирует подготовленный ученик)

6.Рефлексия. 

  • Определите, какую роль сыграли уроки французского в жизни главного героя, тем самым раскрыв смысл названия рассказа.
  • Близок ли вам образ главного героя?
  • Какие чувства к нему ты испытываешь?

7.Чтение стихотворения.(Читает подготовленный ученик)

Родной человек

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский

8.Домашнее задание.

1. Дочитать рассказ, ответить на вопрос: Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

2.Кроссворд по произведению. Сильные учащиеся составляют кроссворд, слабые разгадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Г.Распутин «Уроки французского» - уроки доброты

В.Г.Распутин  «Уроки французского» - уроки доброты" Открытый урок по литературе в 6 классе....

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

"Уроки французского" - уроки доброты

Открытый урок литературы в 6 классе "Уроки французского" - уроки доброты...

«Уроки французского – уроки доброты»

Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского – уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)...

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....