Литературный час «Жизнь и творчество М. А. Шолохова»
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс) на тему
Литературный час
«Жизнь и творчество М. А. Шолохова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_sholohova.docx | 345.96 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя школа»
Николаевского района Волгоградской области
Литературный час
«Жизнь и творчество М. А. Шолохова»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Жукова Валентина Егоровна
2016г
Мне думается, что отношение к Шолохову уже давно должно стать мерилом истинной человечности, художнической честности, любви к людям и своей земле.
Виталий Закруткин.
Цели и задачи занятия:
- Дать обзор жизненного и творческого пути М. А. Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
- Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
- Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы и приёмы: сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, показ слайдов.
Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М. А. Шолохова.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя:
Сегодня мы посвящаем литературный час жизни и творчеству М. А. Шолохова. Трудным и драматичным путём, через суровые испытания пришёл Шолохов в литературу. Сам он редко и неохотно рассказывал о себе, но тем драгоценнее его немногословные воспоминания о детстве, о юности.
- Выступление ученика в роли писателя от первого лица.
-Нас в семье было немало. Я меньший… Ходили мы, мальчуганы, на рождество по дворам, христословили. Мне семь лет было. Заглянули к богатым купцам. Гляжу, на комоде лягушонок резиновый… Мои приятели, мальцы, как и я, поют. Я тоже рот раскрываю, а от лягушонка не могу отвести глаз. Блестящий, зелёный, с жёлтым пузиком… До чего же очаровал! Хозяева заметили мой восторг, подарили… Выходим из хаты, прячу игрушку под шубейку, прижимаю к сердчишку… И так мне было хорошо, что не заметил хозяйского козла. Тот подобрался сзади- и рогами меня… Я бежать, лягушонка ещё крепче прижимаю… Козёл проклятый бодает в спину. Отстал он только за воротами. А мне радостно – лягушонок вот здесь, у сердечка…
3. Ученица рассказывает о детстве писателя.
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилин на Дону. И сейчас старожилы могут показать место, где стоял курень его отца- Александра Михайловича Шолохова. Много лет назад в станицу Вёшенскую приехал дед писателя-Михаил Михайлович Шолохов, уроженец Рязанской области, и поступил на службу к местному купцу. Дослужился до приказчика, женился на дочери своего хозяина, Марии Васильевне, сам начал вести торговые дела. Но богатым купцом так и не стал- слишком велика у него была семья- восемь человек детей. Отец писателя- Александр Михайлович- не получил настоящего образования, он учился только в церковно-приходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своём кругу считался развитым человеком.
На слайде родители М. А. Шолохова.
Отец М. А Шолохова Мать М. А. Шолохова
А. М. Шолохов А. Д. Шолохова
Мать писателя, Анастасия Даниловна, рано осиротела, служила в доме помещика Попова, а потом, переехав в Вёшенскую, стала служить в доме Шолоховых. Здесь то и полюбили друг друга хозяйский сын и горничная. Но родители и слышать не хотели о таком неравном браке. Анастасию Даниловну выдали замуж за пожилого атаманца, а сыну стали подыскивать невесту. Александр Михайлович проявил твёрдость и самостоятельность, настоял на своём: он отделился от отца и взял к себе в дом под видом прислуги свою возлюбленную. Только в 1912 году, после смерти атаманца, они смогли обвенчаться. Все, кто знал Анастасию Даниловну, говорили о её сильном характере, недюжинном природном уме, трудолюбии. У родителей своих Михаил Шолохов был единственным сыном, но рос он, как позднее вспоминал сам, в большой семье: к Александру Михайловичу переехала его овдовевшая сестра Ольга Михайловна с детьми.
В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался от своих сверстников. Вместе с казачатами пропадали все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, весёлые. удалые, с песнями, с плясками, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна. В 1911 году к шестилетнему Мише Шолохову был приглашён местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.
4.Рассказ ученика от лица учителя Т.Т. Мрыхина.
-Мише тогда было около семи лет. Родители пригласили меня поработать с ним на дому- обучить грамоте, на что я охотно согласился. Он был очень хрупким, но очень живым и любознательным мальчиком. Во время наших занятий он всегда внимательно выслушивал объяснение всего нового, легко и быстро одолевал грамоту. Я и теперь ясно представляю себе, как Миша в момент объяснения урока весь превращался во внимание и сидел неподвижно, уставив свои острые глаза на учителя. Самым трудным для Миши на первых порах учёбы было письмо, так как слабые детские пальцы с трудом справлялись с написанием цифр и букв. Но он старательно трудился над письмом и был очень доволен, когда удавалось справиться с каллиграфией буквы или её элемента. В усвоении чтения и счёта Миша не испытывал никаких затруднений и быстро продвигался вперёд. Работа с Мишей доставляла мне полное удовлетворение, так как я видел, что мой труд щедро вознаграждается прекрасными успехами моего прилежного ученика. За шесть-семь месяцев Миша прочно усвоил курс первого класса: хорошо читал, успешно справлялся со счётом в пределах сотни, писал чётко и опрятно. Так протекали наши занятия, в процессе которых вскрывались всё новые и новые качества, новые способности Миши: пытливость, острая сообразительность, растущая жажда к знаниям.
5. Рассказ ученицы «Начало творческой деятельности Шолохова»
В 1912 году Миша начал учиться во втором классе хуторской начальной школы. Год учился в московской частной гимназии, но это оказалось отцу не по средствам. Он в то время заведовал Плешаковской мельницей. В Плешаках и жили Шолоховы до 1919 года- жили прямо на мельнице, в завозчицкой, в небольшом каменном доме. Сюда на каникулах приезжал Михаил и всё лето проводил у родителей. До 1918 года он учился в восьмиклассной мужской гимназии в городе Богучарове, Воронежской губернии. Гражданская война прервала его учёбу, и тринадцатилетний Миша был предоставлен самому себе, он весь отдался чтению художественной литературы: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, Горький… Возможно эти месяцы невольного «ничегонеделанья» и зародили в нём мечту о самостоятельном творчестве… Шолохов начал писать рассказы, некоторые из них посылал в Москву, но ответа не приходило. Нужно было самому ехать в столицу и налаживать литературные связи. Он ничуть не сомневался в своём литературном призвании и своих силах. Удерживала только его любовь к восемнадцатилетней Марии Громыславской. Но со свадьбой год решили подождать. Нужно было становиться на ноги.
Так в Москве появился восемнадцатилетний Шолохов. Творческая деятельность началась в период острой литературной борьбы. С 1923 года Шолохов печатается в молодёжных журналах. газетах, завязывает знакомство с членами литературной группы «Молодая гвардия», участвует в заседаниях этой группы, литературных спорах, читает свои первые рассказы.
«Родинка», «Пастух», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Коловерть», «Смертный враг», «Батраки»- эти рассказы давно вошли в наше читательское сознание… «То, что сделал Шолохов, поражает до сегодняшнего дня глубиной и смелостью. Битву за обновление реализма он разыграл, как Наполеон Аустерлиц», писал польский критик Р. Пшибыльский.
6. Просмотр презентации «М. А. Шолохов. Жизнь, творчество. Личность».
7. Слово учителя о значении творчества М. А. Шолохова.
Действительно, М. Шолохов вошёл в советскую литературу как новатор, обладавший, как и каждый крупный художник, своим художническим зрением. Он видел глубже и дальше многих. И каждое его произведение становилось предметом острой полемики, ожесточённых дискуссий. Такие его романы, как «Тихий Дон», и «Поднятая целина» не могут быть бесспорными, ибо они несут вместе с собой новаторские художественные открытия. Потому они и вызывали бурю восторгов и негодования, споров и разногласий. Шолоховские произведения ярко раскрывают жизненное содержание целой исторической эпохи революционных преобразований, сложные процессы формирования новых человеческих отношений, происходящих без мучительных сомнений и колебаний. И прежде всего поражает необыкновенная глубина и смелость, мужество и бескомпромиссность, с которой Шолохов говорит правду о человеке, прямота и бесстрашие в изображении реальной действительности, пусть горькой и неприглядной.
Литература
Виктор Петелин. Михаил Шолохов. Страницы жизни и творчества. М. «Советский писатель», 1986г.
А. Ф. Бритиков. Мастерство Михаила Шолохова. Издательство «Наука» Москва-Ленинград 1964
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературные викторины "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Викторины "Пушкин в Москве" и "Творчество А.С.Пушкина"....
Литературный журнал "Жизнь и творчество С.Т.Аксакова"
В работе представлен материал о жизни и творчестве Аксакова....
Литературная игра "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова"
Игра-викторина...
Литературная гостиная "Жизнь и творчество У. Шекспира".
Внеклассное мероприятие по английскому языку в 10 классе, посвящённое 450 - летию У. Шекспира в 2014 г....
конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"
конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....
Презентация "Жизнь и творчество М.А. Шолохова"
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество М.А. Шолохова"...
«Презентация о жизни и творчестве М.А. Шолохова «Звонкий певец земли донской»
laquo;Презентация о жизни и творчестве М.А. Шолохова «Звонкий певец земли донской»...