"Тройка" Н. А. Некрасова - романс или песня? Урок литературы в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Стихотворение Некрасова о несчастной "долюшке" русской крестьянки выглядело бы как бытовая зарисовка поэта, тяготевшего к натуральной школе, если бы не стало прекрасным романсом .Однако в романсе звучит только первая часть стихотворения, почему?
Используя технологию проблемной дискуссии, попробуем с 10- классниками ответить на этот вопрос.
Цель урока- способствовать развитию читательской компетентности, ассоциативного мышления, умению интерпретировать текст художественного произведения, работать в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhnaya_i.d._urok_literatury_v_10_klasse.docx | 219.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе в рамках
“Года литературы”
Тема: “Тройка” Н.А Некрасова - роман или песня?
Технология: проблемная дискуссия
Цель: развитие читательской компетентности; дискуссионной культуры обратно – ассоциативного- мышления; умение интерпретировать текст художественного произведения, работать в группах;
Учитель: Бережная И.Д.
Волгоград – 2015.
- Распределение учащихся на 2 группы (по количеству точек зрения).
1 группа будет доказывать, что “Тройка” – романс, вторая, что стихотворение – бытовая песня.
Назначение экспертов.
- Ознакомление с проблемой.
1. Звучит романс “Тройка” в исполнении Л. Зыкиной.
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель. Почему романсом стала только первая часть стихотворения “Тройка”?
- Ориентационный этап.
Подбор аргументов, примеров для подтверждения версии.
2ая группа. Единственная тема классического романа – любовь.
В ней нет места быту: семье, детям, мужу, свекрови, проблемам, неурядицам. Вся же вторая часть стихотворения, начинающаяся с противопоставления
“Да не то тебе пало на долю,
За неряху пойдешь мужика. ”
говорит о том, что перед нами бытовая песня.
Второй аргумент: Никогда (за редким исключением) простая мужичка, крестьянка, даже такая красавица, как наша героин, не могла бы стать женой “проезжего корнета”, офицера – дворянина. Это был бы неравный брак, мезальянс.
Третий аргумент: Это раннее стихотворение романтизма 30х годов 19 века. Женский образ “Тройки” был обязан своей поэзией именно позднеромантической школе. После “Тройки” мы не найдем у Некрасова романтического женского образа выступающего в облике крестьянки. Но даже ранний Некрасов не романтик. Поэтому вторая часть, развертывающая перспективу жизни крестьянской девушки, редко контрастирует с первой: “Будет бить тебя, муж – привередник и свекровь в три погибели гнуть…”
1ая группа.
Первый аргумент: Да, темой романса всегда была чистая любовь: он и она, всегда их чувства – более ничего действительно в нем нет семейных отношений, свойственных бытовых песне. Но в романсе любовь – всегда трагическое чувство: всё заканчивается разрывом отношений между НИМ и ЕЙ, а иногда и трагической смертью, гибелью одного героя. В “Тройке” героиня тоже несчастна; она красива: “Вьется алая лента игриво в волосах твоих черных как ночь” Один только взгляд “чернобровой дикарки” может в “сердце юноши кинуть любовь”. Она мечтает о красивой любви, и корнет не случайно на нее загляделся, потому что, по Некрасову, полюбить ее каждый не прочь. Чем не сюжет романса.
Второй аргумент: Это раннее стихотворения Н. Некрасова, певца “крестьянской долюшки женской, которая вряд ли труднее сыскать”, все-таки романсовое весь набор эпитетов, сравнений взят из романтической поэзии. “лукавый глазок”,” чернобровая дикарка”.
Тема социального неравенства здесь вторична. Главный мотив в концовке стихотворения” … И к другой мчится вихрем корнет молодой” к другой.
Тема измены непостоянства, легкомыслия возлюбленного типична для романса.
Третий аргумент. И наконец, сам образ – символ “Тройка». Образ тройки, мотив дороги был излюбленным в поэзии русского романтизма 30х годов 19 века.
Романсов – “троек” в русской поэзии можно насчитать около сотни: “Однозвучно гремит колокольчик”, “Тройка мчится, тройка скачет”, “Ехали на тройке “и т.д.
- Оценочный этап
Публичное изложение точки зрения, выбор приемов убеждения, корректировка группой высказанной позиции.
- Этап консолидации
Оценка выступлений экспертами, рассмотрение альтернативной позиции участников дискуссии.
- Рефлексивный анализ, подведение итогов.
Реализация умения обобщать, делать выводы.
1ая группа. Женский образ “Тройки” был обязан своим появлением именно позднеромантической школе. Это, без сомнения романс. Правда, после “Тройки” мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в облике крестьянки. Он отойдет к дворянкам (см. “Русские женщины”)
2ая группа. “Тройка” – Эскиз будущей величавой славянки. Стихотворение отразило творческий поиск поэта к изображению неродной жизни. В Некрасовском стихотворении нет противоречия горячо сочувствия “долюшке женской”, простому народу, он в 40ые годы еще не проникся его (народа) мироощущением.
Он оплакивает крестьянскую красоту, которая должна пропасть от тяжести крестьянского труда и которой социальное неравенство не дает “поцарствовать вволю”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова"
Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщин" Н.А. Некрасова...
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...