Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…».
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сергей Есенин «Я покинул родимый дом…».
Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 5класс», Коровина В.Я. и др.-М., «Просвещение», 2013
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока:
1. Путем анализа поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины и природы
2. Учить чувствовать слово, видеть художественно-изобразительные средства
3. Развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся
4. Воспитать вдумчивого, восприимчивого читателя, внимательного к окружающему миру
Оборудование: презентация, портрет Сергея Есенина,
стенд под названием «Родина Есенина. Заокские дали. Мой край задумчивый и нежный»,
(по есенинским местам),
выставка книг со стихами С. Есенина.
Структура урока:
I. Подготовка к погружению в текст
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
II. Погружение в текст
1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
2.Физкультминутка.
3.Закрепление изученного материала.
III. Посткоммуникативный этап
1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учащихся.
Отвечают на вопросы, пересказывают, формулируют тему, записывают число, тему и эпиграф урока в тетрадь, формулируют цель урока, знакомятся с стихотворением Есенина, учатся выразительно читать. Задают вопросы классу, комментируют ответы, пишут в тетради, объясняют слова, записывают значение незнакомых слов, отвечают на вопросы, цитируя отрывки из стихотворения.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха, благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.
Деятельность учителя | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отчизне. |
2.Актуализация знаний
3.Постановка учебной цели. | Чтение учащимися вступительной статьи с краткой биографией С. А. Есенина по учебнику «Литература» 5-го класса. - С каким произведением мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке? -Как будет звучать тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число. Беседа о прочитанном. -Где родился Есенин? -Что вы узнали о родителях Есенина? -Расскажите о его детстве. - Каким вы представляете Есенина? (Кинохроника «Живой Есенин») http://www.liveinternet.ru/community/1015813/post56619193/ Слово учителя. Нам предстоит заочно побывать на Родине Есенина. С какими словами родственно это слово? (род, родитель, родной, родник, народ) В краю голубой Оки 120 лет назад родился мальчик с поэтической фамилией Есенин. В этот день звонили колокола в честь 800-летия Рязани. Мальчика назвали Сергеем в честь Сергия Радонежского. Стихи он начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество он относил к 16—17 годам. Отец Серёжи хотел, чтобы его сын стал сельским учителем. Он должен был поступить в Московский учительский институт, но этого не произошло. Когда ему исполнилось 18 лет, он поехал в Москву, прямо на квартиру А. А. Блока. «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? ( Каково отношение поэта к Родине и природе?)
|
II. Погружение в текст Усвоение новых знаний.
Физкультминутка (пауза релаксации) Работа с текстом (первичное закрепление) | Работа с эпиграфом На доске написаны годы жизни поэта (1895—1925) Эпиграф. Моя лирика жива одной большой любовью—любовью к Родине. Чувство Родины-основное в моем творчестве. Перед вами эпиграф к уроку (на доске). Как вы понимаете эти слова? Итак, сегодня мы знакомимся с ещё одним стихотворением Есенина «Я покинул родимый дом» Словарная работа. Родимый – свой, родной, милый, любезный Покинул – оставил, ушел, бросил Физкультминутка для глаз. (С места встают учащиеся и поочерёдно читают отрывки из стихов): О Русь—малиновое поле И синь, упавшая в реку… Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты—в ризах образа… Не видать конца и края— Только синь сосёт глаза. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. Через любовь к природе он выражал свою любовь к Родине. Прочитайте своё любимое стихотворение. -Каково ваше мнение о прочитанном? Предполагаемые ответы учащихся. -Я считаю, что ученик прочитал стихотворение выразительно. -Он сумел создать рисунок, общую картину стиха. -Он хорошо знает текст. -При чтении соблюдал знаки препинания. -Он правильно ставил логические ударения. -Мне кажется, что чтец видел то, о чём он читал, представлял картины. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем учиться выразительному чтению стихотворения «Я покинул родимый дом…» Чтение стихотворения учителем Беседа по прочитанному. -Какие картины вы представили, когда я читала это стихотворение? - Каковы чувства лирического героя, покидающего дом? Предполагаемые ответы: -Я представил(а) горницу, в которой сидит мать Есенина. Она смотрит на березняк и грустит о сыне. Ночь. -Я вижу отражение луны на воде. Недалеко от дома стоит старый клён. -Какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? -Прочитайте слова, которые выражают его печальное настроение? -Какие художественные средства употребляет для этого Есенин? А какие вы знаете художественные (выразительные) средства? Назовите их. -Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и др. -Что такое эпитет? -Это прилагательное или наречие, при помощи которых автор выражает своё чувство. -Что такое метафора? -Это переносное значение слова, основано на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. -Что такое сравнение? -Сравнение—изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
Работа над выразительным чтением стиха. -Чтение первой строфы, соблюдая знаки препинания. -Какое чувство выразил Есенин в первой строке? -Он выразил чувство тоски по дому. -Какие художественные приёмы он использовал? дом родимый Русь голубая березняк в три звезды мать старая луна золотой лягушкой вода тихая отец седой пурга поет, звенит клен старый похожий на меня Повторное чтение строф, определение логических ударений, пауз внутри строк и построчных пауз. -Какова же основная мысль стиха? -В этом стихотворении Есенин выразил любовь к родному краю и своей родной стране. -Как он называл свою Родину? (Русь.) Слово «Русь» было для него любимой фразой. Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Главные символы художественного мира поэта –земля и небо. В центре - изба с постройками. Герой, родившийся и выросший в деревне, в городе не находит себе места, мечтает вернуться домой. Слушание записи http://muzofon.com/search/ голос Есенина «Я покинул родимый дом» Выразительное чтение стиха несколькими учащимися. Беседа Ученики задают вопросы чтецу. -Какова основная мысль стиха? -Какие картины ты видел(а) ? -Прочитай строчки, которые тебе особенно понравились. -Чем они понравились? -Какие художественные приёмы он использовал?
| |
Закрепление изученного материала | В завершение урока хочу предложить вам послушать романс на стихи Есенина Опишите свои эмоции. Показ слайдов «Родина Есенина. Заокские дали. Мой край задумчивый и нежный" и прослушивание романса в исполнении КоваляИ. http://2x2-tm.ru/melody/%FF+%EF%EE%EA%E8%ED%F3%EB+%F0%EE%E4%E8%EC%FB%E9+%E4%EE%EC Какие чувства передаёт музыка и голос исполнителя
|
III. Посткоммуникативный этап. Рефлексия деятельности.
| На доске прикреплены смайлики. Кому понравился урок, подойдите к улыбающемуся смайлу, а если нет – к другому. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок
|
Домашнее задание.
| Задание на дом: выучить наизусть стихотворение и самостоятельно поработать над выразительным чтением стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…».
. |