Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Интегрированный урок словесности с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.28 КБ |
![]() | 393.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
Технология: развивающее обучение
Предмет – русский язык и литература
Тип урока: интегрированный;урок закрепления знаний, умений и навыков
Форма урока: урок словесности с применением ИКТ
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический
Формы организации учебной деятельности:фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.
Цели:
- Закрепление ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
- Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.
- Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.
- Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Введение
- Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.
Записываем в тетрадях число и тему урока.
Цели. Нам предстоитзакрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.
Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе… Девиз нашего урока «В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)
Для успешной работы на уроке каждый получит буклеты.
Знакомство с автором текста.
Послушаем краткую информацию об авторе текста.(Выступление учащегося)
- Какие произведения нам ещё известны? («На заре туманной юности», «Неизвестный цветок»)
Есть у него и рассказ «Любовь к Родине или путешествие воробья» отрывок из которого мы сейчас послушаем и попробуем проанализировать.
Художественное чтение текста на фоне музыки.
Работа по содержанию текста.
- Доставил ли нам отрывок эстетическое наслаждение?
- Докажите, что перед нами текст. Текст – это… Тип речи…
- Определите тему текста.
- Как можно озаглавить текст?
- Что автор сообщает о музыканте?
- Почему он играет каждый день? ( Музыка утешает…)
- Почему людям так необходимо музыка чудного скрипача?
- Почему автор поставил музыканта играть у памятника Пушкина? Что их объединяет? (Пушкин признанный гений в веках. Скрипач – самоучка, поклоняется искусству.Они служат искусству, людям.)
- Почему скрипач любил играть под вечер? (В тишине звуки доходят до глубины человеческих сердец.)
- Обратите внимание на футляр. (Он закрыт, значит играет не ради денег)
- Что сказано о материальном положении скрипача?
В подземных переходах, на улицах больших городов часто можно видеть музыкантов. Они играют за деньги, хотя такой способ заработка запрещен.
- А что вы знаете о скрипке? (Информация учащегося)
Связь с родной литературой.
- Назовите примеры из русской и тувинской литератур, где главный герой музыкант? («Слепой музыкант» В.Г.Короленко, Ч.Ч. Куулар «Шораан»)
- Что общего у героев этих произведений? (Любовь к музыке помогает переживать боль)
- Какой национальный музыкальный инструмент тувинцев напоминает скрипку?
Релаксация
Сейчас проведем музыкальную терапию. (Играет игил)
Тихо закройте глаза. Представьте себя в красивом лесу или у берега реки. Вокруг тишина, а рядом звучит эта музыка, шелест листьев, веет свежестью… Вам приятно и тепло…
- Почему мы представили себя в фоне пейзажа? В чем связь наступившего года с природой? (Год экологии в России)
- Кажется ли вам игил похожим на скрипку? Знаете из какого материала делают игил?
- Знаете ли вы тувинских мастеров, делающих игил? (МаржымалОндар)
- Кто такой Поганини вы знаете?
Рефлексия.
Вернемся к эпиграфу нашего урока. «В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)
Как это высказывание связано с нашим уроком? (Мы говорили о скрипке, об игиле, о Пушкине, об искусстве вообще. )
-Есть ли связь между музыкой и литературой, живописью? (Это виды искусства)
- Этот текст для нас будет опорой для написания эссе.
- С какой целью выпускник пишет эссе? (В какой-то мере в эссе вы проявите духовно-нравственные ценности, которые вложили в вас учителя и родители)
- Дома напишите сочинение по изученному тексту.
- Подведем итоги нашего общения.
- Что понравилось на уроке?
- Какие трудности у вас возникали? И как вы их преодолевали?
- Что нового вы для себя узнали?
- Если урок понравился, покажите нужный рисунок.
Оценки и комментирование
- Наш урок окончен, благодарю за сотрудничество и сотворчество. Сувенир вам на память, удачи и новых открытий.
1. Нравственно – этическая лексика.
Найти, выписать эти слова.
а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.
б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства. 2. Художественно – изобразительные средства.Найти: а) художественная деталь: закрытый футляр (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)
б) олицетворение: музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
в) эпитеты:нежной и мужественной силой (музыки); высшей, прекрасной жизнью
в) высокая (поэтическая) лексика: подымаются мраморные ступени
г)символы: музыка символизирует счастье, добро, человечность во взаимоотношениях людей.
Роль средств: Мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый.
3. Синтаксические средства.
а) Предложения сложные.
б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.
в) Предложения с однородными членами.
Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу,…
…, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.
Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому чтополучал от государства пенсию и кормился достаточно.
У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.
Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки.
4. Морфологические средства
а) Глаголы: любил играть, трогал струны, умолкали, музыка утешает, обещает, скучал от мысли, что не приносит добра, звуки раздавались, доходили
б) Выписать наречия: обыкновенно, тише и темней, достаточно, изредка, высоко.
в) Слова с частицами (приставками) не – ни:Не знал, не приносит, никакого, некоторые.
Роль – Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного.
5. Выводы. Рефлексия.
Учитель: Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»(Выслушиваются ответы учащихся.)Слайд
Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн. Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.я понял, что…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…меня удивило…
мне захотелось…
я погружаюсь…
музыка дарит…
меня переполняют такие чувства, как…
- Домашнее задание
Учитель: Ответьте письменно на вопросы:
- В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
- Чему вы отдаёте предпочтение?
- Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение.
Предварительный просмотр:
- Нравственно – этическая лексика.
Нравстенность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Эстетика – наука о прекрасном, изящном.
Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.
Речеведческий словарь.
Текст –
Тип речи -
Тема –
Основная мысль –
Проблема –
Пьедестал -
Отличительные признаки текста:
- Авторство
- Смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
- Тематическое и идейное единство.
- Грамматическая связь, между предложениями.
- Абзацное членение – выделение микротем.
- Композиционная стройность, завершенность.
Проблемы:
- Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
- В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?
- Как воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?
- Какую пользу ( и как) может приносить человек обществу?
- Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?
Одинокий скрипач.....
Звуки плавно летели,
Растворялись в пространстве ночной тишины.
Струны грусти душевной, мелодию пели,
Наполняя печалью шатёр темноты.
«В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)
Ооржак Марита Хурен-ооловна- учительница русского языка и литературы
МБОУ Кара-Чыраанской СОШ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-199287-1366553036.jpg)
конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"
Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....
Комплексный анализ художественного текста.
Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/03/picture-295312-1656831126.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-550459-1420985410.jpg)
Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ). Конспект урока в 11классе.
Открытый урок в 11 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-612093-1522676280.jpg)
Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе
Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538845-1416939683.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202447-1360687586.jpg)
Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)
Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...