Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Ооржак Марита Хурен-ооловна

Интегрированный урок словесности с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого урока25.28 КБ
Файл buklet2017.docx393.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Комплексный анализ художественного текста (подготовка к ЕГЭ)

Технология: развивающее обучение

 Предмет – русский язык и литература

Тип урока: интегрированный;урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности:фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цели:

  • Закрепление  ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.
  • Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.
  • Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.

  • Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация.

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2.  Введение

- Сегодня у нас с вами урок интегрированный: урок словесности с применением ИКТ; урок комплексного применения ЗУНов при анализе художественного текста.

Записываем в тетрадях число и тему урока.

Цели. Нам предстоитзакрепить ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Повторить стилистические, лексические, синтаксические, морфологические законы построения текста посредством речеведческой деятельности.

Сформировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

Учитель: Сегодня нас ожидает серьезный разговор о духовных качествах человека, необходимых для жизни в обществе… Девиз  нашего урока «В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)

Для успешной работы на уроке каждый получит  буклеты.

Знакомство  с автором текста.

Послушаем  краткую информацию об авторе текста.(Выступление учащегося)

- Какие произведения нам ещё известны? («На заре туманной юности», «Неизвестный цветок»)

  Есть у него и рассказ «Любовь к Родине или путешествие воробья»  отрывок из которого мы сейчас послушаем и попробуем проанализировать.

Художественное чтение текста на фоне музыки.

Работа  по содержанию текста.

- Доставил ли нам отрывок эстетическое наслаждение?

- Докажите, что перед нами текст. Текст – это…  Тип речи…

- Определите тему текста.

- Как можно озаглавить текст?

- Что автор сообщает о музыканте?

- Почему он играет каждый день? ( Музыка утешает…)

- Почему людям так необходимо музыка чудного скрипача?

- Почему  автор поставил музыканта играть у памятника Пушкина? Что их объединяет? (Пушкин признанный гений в веках. Скрипач – самоучка, поклоняется искусству.Они служат искусству, людям.)

- Почему скрипач любил играть под вечер? (В тишине звуки доходят до глубины человеческих сердец.)

- Обратите внимание на футляр. (Он закрыт, значит играет не ради денег)

- Что сказано о материальном положении скрипача?

В подземных переходах, на улицах больших городов часто можно видеть музыкантов. Они играют за деньги, хотя такой способ заработка запрещен.

- А что вы знаете о скрипке? (Информация учащегося)

Связь с родной литературой.

- Назовите примеры из русской и тувинской литератур, где  главный герой музыкант? («Слепой музыкант» В.Г.Короленко, Ч.Ч. Куулар «Шораан»)

- Что общего у героев этих произведений? (Любовь к музыке помогает переживать боль)

- Какой национальный музыкальный инструмент тувинцев напоминает скрипку?

Релаксация

Сейчас проведем музыкальную терапию. (Играет игил)

Тихо закройте глаза. Представьте себя в красивом лесу или у берега реки. Вокруг тишина, а рядом звучит  эта музыка, шелест листьев, веет свежестью… Вам приятно и тепло…

- Почему мы представили себя в фоне пейзажа? В чем связь наступившего года с природой? (Год экологии в России)

-  Кажется ли вам игил похожим на скрипку? Знаете из какого материала делают игил?

- Знаете ли вы  тувинских  мастеров, делающих игил? (МаржымалОндар)

- Кто такой Поганини вы знаете?

Рефлексия.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)

Как это высказывание связано с нашим уроком? (Мы говорили  о скрипке, об игиле, о Пушкине, об искусстве вообще. )

-Есть ли связь между музыкой и литературой, живописью? (Это виды искусства)

- Этот текст  для нас будет опорой для написания эссе.

- С какой целью выпускник пишет эссе? (В какой-то мере в эссе вы проявите духовно-нравственные ценности, которые вложили в вас учителя и родители)

- Дома напишите сочинение по изученному тексту.

- Подведем итоги нашего общения.

- Что понравилось на уроке?

- Какие трудности у вас возникали? И как вы их преодолевали?

- Что нового вы для себя узнали?

- Если урок понравился, покажите нужный рисунок.

 Оценки и комментирование

- Наш урок окончен, благодарю за сотрудничество и сотворчество. Сувенир вам на память, удачи и новых открытий.

1. Нравственно – этическая лексика.

Найти, выписать эти слова.

а) Глубина человеческих сердец, мысли, добро, счастье, славная жизнь, мужественная сила.

б) Памятник Пушкину, смычок скрипки, музыка, пьедестал, мир искусства. 2. Художественно – изобразительные средства.Найти: а) художественная деталь: закрытый футляр (не требует вознаграждения за свою игру; цель – безвозмездно подарить людям прекрасное; быть полезным обществу)
б) олицетворение: музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

в) эпитеты:нежной и мужественной силой (музыки); высшей, прекрасной жизнью

в) высокая (поэтическая) лексика: подымаются мраморные ступени

г)символы: музыка  символизирует счастье, добро, человечность во взаимоотношениях людей.

Роль средств: Мир искусства – как пьедестал, на который способен и достоин подняться не каждый.

3. Синтаксические средства.

а) Предложения сложные.
б) Предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами.

в) Предложения с однородными членами.

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу,…

…, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому чтополучал от государства пенсию и кормился достаточно.

У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

Роль: подчеркнуть величие искусства, непостижимую красоту музыки.

4. Морфологические средства

а) Глаголы: любил играть, трогал струны, умолкали, музыка утешает, обещает, скучал от мысли, что не приносит добра, звуки раздавались, доходили

б) Выписать наречия: обыкновенно, тише и темней, достаточно, изредка, высоко.
в) Слова с частицами (приставками)
не – ни:Не знал, не приносит, никакого, некоторые.

Роль – Музыка заставляет человека замолчать, прислушаться к своей душе, увлекает в мир прекрасного.

5. Выводы. Рефлексия.

Учитель: Каким образом комплексный анализ художественного текста помог нам ответить на основной вопрос урока: «В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?»(Выслушиваются ответы учащихся.)Слайд

Музыка звучит в моём сердце, в унисон с тобой живёт моя душа, она радуется и волнуется, грустит и думает, шагает в ногу с героями. Ты погружаешься в прекрасный светлый мир, который дарит музыка, вызывая восторг и счастье, наполняет тебя изнутри и очаровывает волшебными звуками. Музыка дарит наслаждение и радость, отправляешься за ней в дальний путь прекрасный и интересный, полный разных сюрпризов и тайн.    Звуки музыки доходят до глубины человеческого сердца, трогают его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.я понял, что…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…меня удивило…

мне захотелось…

я погружаюсь…

музыка дарит…

меня переполняют такие чувства, как…

  1. Домашнее задание

Учитель: Ответьте письменно на вопросы:

  1. В какой взаимосвязи находятся жизненные ценности?
  2. Чему вы отдаёте предпочтение?
  3. Всем ли людям доступно испытывать эстетическое наслаждение.



Предварительный просмотр:

  1. Нравственно – этическая лексика.

Нравстенность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Эстетика – наука о прекрасном, изящном.

Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Речеведческий словарь.

Текст –

Тип речи -

Тема –

Основная мысль –

Проблема –

Пьедестал -

Отличительные признаки текста:

  1. Авторство
  2. Смысловая цельность, зависящая от основной мысли.
  3. Тематическое и идейное  единство.
  4. Грамматическая связь, между предложениями.
  5. Абзацное членение – выделение микротем.
  6. Композиционная стройность, завершенность.

Проблемы:

  1. Как влияет искусство (музыка) на жизнь человека, его душу?
  2. В чем заключается сила настоящего искусства (музыки)?
  3. Как  воспринимают люди окружающий мир и себя в этом мире?
  4. Какую пользу  ( и как)  может приносить человек обществу?
  5. Все ли люди способны испытывать эстетическое наслаждение от музыки?

Одинокий скрипач.....

Звуки плавно летели,

Растворялись в пространстве ночной тишины.

Струны грусти душевной, мелодию пели,

Наполняя печалью шатёр темноты.

75c9a963efcf

«В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение» (Стендаль)

Ооржак Марита Хурен-ооловна- учительница русского языка и литературы

МБОУ Кара-Чыраанской СОШ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

Arinka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...