Источники красоты и вдохновения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс методических разработок
«Методический шедевр»
Номинация «Методическая копилка»
«Открытое мероприятие для детей»
Урок – мастерская творческого письма «Источники красоты и вдохновения»
(5 класс)
Кузнецова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы,
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа
I-II ступеней № 12 города Енакиево»
2016г.
Тема. Урок-мастерская творческого письма «Источники красоты и вдохновения»
Цели урока-мастерской:
- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о цветах, с музыкальными произведениями С.Рахманинова, П.И.Чайковского, сделать вывод об особенностях изображения цветов в них;
- научить создавать свой художественный образ и с его помощью формировать представление о мире природы.
Задачи урока:
- развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся;
-развивать навыки монологической речи, наблюдательности, обостренности восприятия окружающего;
- развивать приемы создания словесного художественного образа;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
- воспитывать творческую активность, способность чувствовать красоту окружающего мира;
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Тип урока: мастерская творческого письма.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: технологические карты, раздаточный материал, музыка С.Рахманинова, П.И.Чайковского.
Ход мастерской творческого письма
1. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок. Я предлагаю вам поработать в технологии мастерской творческого письма. Что это такое? Для начала дайте определение слову «мастерская».
Мастерская - производственное помещение (столярная мастерская, мастерская художника, мастерская ювелира).
Да, это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются (что?) – картины. В мастерской гончара – горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару – ( …), а нам… Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы…
Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Вашим чемоданчиком с инструментами будет лист бумаги (технологические карты). Записывайте в них всё, что услышите сегодня на уроке, потом это поможет вам создать своё творение. А нашим творческим материалом будет СЛОВО.
Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать.
Итак, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в создании поэтического пейзажа, поучиться выражать свои чувства через искусство слова, создавая собственные мини-тексты. На уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться видеть, слушать, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения и создавать свой художественный образ.
Сегодня мы будем работать в группах. Все задания и вопросы урока прописаны в специально приготовленных для вас технологических картах, в них-то и будете работать, т.е. записывать ответы на вопросы и задания.
2. Индуктор
- Ребята, попробуйте догадаться, о чём пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:
Они пахучи и милы, Подскажи-ка мне дружок,
Из них плетут венки, Кто имеет лепесток,
На праздники дарят, Стебелёк, листочки,
Как их называют? Разные …
Запись на доске: Отчего цветет …,
Разгадать никто не мог.
Но … всегда цветет,
День за днём, за годом год. (Константин Бальмонт)
- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. Не только потому, что принадлежит перу Константина Бальмонта, поэта-символиста, переводчика, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века, но и потому, что оно нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке. Вы видите, ребята, что в этом четверостишии пропущены слова? Это слова-ключи. Давайте их восстановим. (Ученики догадываются, что пропущено слово «цветок»).
Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота.
Итак, тема нашей мастерской – цветы. И сегодня каждый из вас будет «творить» свой цветок, создавать его «портрет», дарить красоту и радость и себе, и окружающим.
Ход работы в ней мы будем отражать в индивидуальных листах (технологических картах). В этих картах вы будете собирать свой творческий багаж: свои мысли, словесные зарисовки, творческие находки.
Сделаем первую запись. И слово это будет «цветок».
Закройте глаза и послушайте музыку П.И.Чайковского « Вальс цветов». Передайте свои впечатления с помощью слов–ассоциаций. Я прошу вас записать ассоциации, которые приходят вам на ум при слове «цветок». Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания.
3.Самоконструкция.
- Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЦВЕТОК. Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше).
- А теперь «оденьте» (добавьте прилагательные, глаголы, наречия…) слова (из записанных вами), которые, на ваш взгляд, больше всего подходят для описания цветка. При этом у вас могут получиться красивые сочетания слов, предложения, потому что вы можете использовать различные метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.
- С чем можно сравнить цветы? Напишите определение слова «цветы»: цветы – это…
4. Социализация первичного продукта (первого текста)
- Чтение слов и словосочетаний вслух. Прослушав то, что записали другие ребята, вы можете подкорректировать свои записи. Может быть, вам что-то очень понравилось из того, что вы услышали…
- Представьте свое «произведение» в группе. Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным. Выберите один текст (лучший) от группы для представления всей мастерской.
5.Самоконструкция.
Для каждой группы я приготовила загадку об одном из цветков.
- Прочитайте загадку и отгадайте её. Ответ напишите на месте пропуска в загадке.
1. На листочках там и тут 2. Весной от снега очищаются
Фиолетовый салют. И хвоя, и валежник.
Это в теплый майский день И первым появляется
Распускается ........... В проталине .... …
3. Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие...
- А теперь подумайте, на кого или что похож ваш цветок. С чем или с кем вы сравнили бы его (запишите в таблицу)
- Запишите несколько предложений, закончив фразу: «По-моему, ландыш (сирень, подснежник) похож(а) на …, потому что…»
- Что мы можем сказать о запахе цветка? Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный?
- Используя свой творческий багаж, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о цветке. Выразите к нему своё отношение.
- Зачитайте ваши записи в группе. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свой словарь.
6. Социализация вторичного продукта (второго текста)
- Представьте его в группе и в мастерской.
- Давайте сопоставим наши представления о цветах с тем, что включают в это понятие известные русские поэты и писатели (работа в группах). Я предлагаю вам ознакомиться текстами стихотворений. Прочитайте стихотворения разных авторов и запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся. (Группы получили стихотворения русских поэтов, посвященные цветам: Афанасий Фет «Первый ландыш», С.Я. Маршак «Счастье», Всеволод Рождественский «Сирень» и др. Звучат пьесы «Фея Сирени», «Подснежник» П.И.Чайковского, «Сирень» С.Рахманинова)
7.Рефлексия
Давайте представим, что все вы – цветы, растущие в огромном и прекрасном саду. Кто сирень, кто подснежник, кто ландыш… И все вы растете и радуетесь солнышку, теплу.
Составление рассказов – превращений.
Обсуждение результатов занятия
Мне понравилось (что делать?) _______________________________________
Я радуюсь тому, что _______________________________________________
Теперь я __________________________________________________________
У меня ________________ настроение, потому что ______________________
__________________________________________________________________
Заключительное слово учителя. Хорошо быть цветком. Тебя рисуют, посвящают стихи и музыку, заботятся. Посмотрите на изображения цветов. Помечтайте. Среди алых, белых, розовых, лиловых, жёлтых, оранжевых цветов есть один-единственный, ТВОЙ, самый любимый. Расскажи о нём. Итак, тема домашнего сочинения «Мой любимый цветок».
Я бы хотела, чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления. Чтобы вы однажды вслед за Пушкиным могли сказать: «И пробуждается поэзия во мне…»
8. Домашнее задание.
Пишем тексты (сочинение-миниатюру) на тему по выбору:
- Написать о своих впечатлениях от стихотворений, услышанных о цветах, в письме другу (подруге).
- Разговор цветов.
- Напишите себе письмо от имени любимого цветка.
Интернет-источники
1. Педагогическая мастерская-Литература-Методический материал http://ymoc.my1.ru/publ/literatura/pedagogicheskaja_masterskaja/41-1-0-290
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись как источник вдохновения
Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь...
"Библия как источник знаний и вдохновения"
Общественный смотр знаний по разделу "Библия. Новый Завет"...
интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья
интегрированный урок по русскому родному языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...
Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"
Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна...
Классный час «КРАСОТА, ВДОХНОВЕНИЕ, РАДОСТЬ И ТАЙНА»
Природа вдохновляет, сохраняет память о человеке, способствует раскрытию дущи русского человека, тесно связывает с родиной, лечит, даёт физические и духовные силы. Природа и Человек едины!...
Презентация "Неиссякаемый источник вдохновения"
Презентация ко Дню Матери...
«Природа - вечный источник красоты»
Экологическое движение Комплекс мероприятий по направлению«Природа - вечный источник красоты»...