Источники красоты и вдохновения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

Урок – мастерская творческого письма  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_shedevr.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс методических разработок

«Методический шедевр»

Номинация «Методическая копилка»

«Открытое мероприятие для детей»

Урок – мастерская творческого письма  «Источники красоты и вдохновения»

(5 класс)

                                                                   Кузнецова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы,

Коммунальное учреждение

«Общеобразовательная школа

I-II ступеней № 12 города Енакиево»

2016г.

Тема. Урок-мастерская творческого письма «Источники красоты и вдохновения»

Цели урока-мастерской:

- познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о цветах, с музыкальными произведениями С.Рахманинова, П.И.Чайковского, сделать вывод об особенностях изображения цветов в них;

- научить создавать свой художественный образ и с его помощью формировать представление о мире природы.

Задачи урока:

- развивать ассоциативное мышление, творческие способности учащихся;

азвивать навыки монологической речи, наблюдательности, обостренности восприятия окружающего;

- развивать приемы создания словесного художественного образа;

- развивать умение оценивать результаты своей деятельности;

- воспитывать творческую активность, способность чувствовать красоту окружающего мира;

- воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Тип урока: мастерская творческого письма.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: технологические карты, раздаточный материал, музыка  С.Рахманинова, П.И.Чайковского.

Ход мастерской творческого письма

1.     Вступительное слово учителя

        - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок. Я предлагаю вам поработать в технологии мастерской творческого письма. Что это такое? Для начала дайте определение слову «мастерская».

 Мастерская - производственное помещение (столярная мастерская, мастерская художника, мастерская ювелира).

        Да, это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются (что?) – картины. В мастерской гончара – горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару – ( …), а нам… Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы…

        Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Вашим чемоданчиком с инструментами будет лист бумаги (технологические карты). Записывайте в них всё, что услышите сегодня на уроке, потом это поможет вам создать своё творение. А нашим творческим материалом будет СЛОВО.

        Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать.

        Итак, сегодня у нас урок-мастерская творческого письма, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в создании поэтического пейзажа, поучиться выражать свои чувства через искусство слова, создавая собственные мини-тексты. На уроке мы займёмся несколько необычной работой – мы будем учиться видеть, слушать, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения и создавать свой художественный образ.

Сегодня мы будем работать в группах. Все задания и вопросы урока прописаны в специально приготовленных для вас технологических картах, в них-то и будете работать, т.е.  записывать ответы на вопросы и задания.

2. Индуктор

- Ребята, попробуйте догадаться, о чём пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:  

 Они пахучи и милы,                                              Подскажи-ка мне дружок,

 Из них плетут венки,                                         Кто имеет лепесток,

 На праздники дарят,                                         Стебелёк, листочки,

 Как их называют?                                              Разные …

Запись на доске:     Отчего цветет …,

                                 Разгадать никто не мог.

                                 Но … всегда цветет,

                                 День за днём, за годом год.  (Константин Бальмонт)

- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. Не только потому, что принадлежит перу Константина Бальмонта, поэта-символиста, переводчика, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века, но и потому, что оно нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке. Вы видите, ребята, что в этом четверостишии пропущены слова? Это слова-ключи. Давайте их восстановим. (Ученики догадываются, что пропущено слово «цветок»).

        Цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота.

        Итак, тема нашей мастерской – цветы. И сегодня каждый из вас будет «творить» свой цветок, создавать его «портрет», дарить красоту и радость и себе, и окружающим.

        Ход работы в ней мы будем отражать в индивидуальных листах (технологических картах). В этих картах вы будете собирать свой творческий багаж: свои мысли, словесные зарисовки, творческие находки.

        Сделаем первую запись.  И слово это будет «цветок».

        Закройте глаза и послушайте музыку П.И.Чайковского « Вальс цветов». Передайте свои впечатления с помощью слов–ассоциаций. Я прошу вас записать ассоциации, которые приходят вам на ум при слове «цветок». Это могут быть слова разных частей речи, словосочетания.

3.Самоконструкция.

- Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЦВЕТОК. Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше).

-  А теперь «оденьте» (добавьте прилагательные, глаголы, наречия…) слова (из записанных вами), которые, на ваш взгляд, больше всего подходят для описания цветка. При этом у вас могут получиться красивые сочетания слов, предложения, потому что вы можете использовать различные метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения.

- С чем можно сравнить цветы? Напишите определение слова «цветы»: цветы – это…

4. Социализация первичного продукта (первого текста)

- Чтение слов и словосочетаний  вслух. Прослушав то, что записали другие ребята, вы можете подкорректировать свои записи. Может быть, вам что-то очень понравилось из того, что вы услышали…

- Представьте свое «произведение» в группе. Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным. Выберите один текст (лучший) от группы для представления всей мастерской.

5.Самоконструкция.

        Для каждой группы я приготовила загадку об одном из цветков.

- Прочитайте загадку и отгадайте её. Ответ напишите на месте пропуска в загадке.

1. На листочках там и тут                                2. Весной от снега очищаются

Фиолетовый салют.                                          И хвоя, и валежник.  

Это в теплый майский день                              И первым появляется

Распускается ...........                                          В проталине .... …

                                3. Под забором, у калитки,

                                    Вот, смотри и не дыши:

                                    Как горошины на нитке

                                    Беленькие...

- А теперь подумайте, на кого или что похож ваш цветок. С чем или с кем вы сравнили бы его (запишите в таблицу)

- Запишите несколько предложений, закончив фразу: «По-моему, ландыш (сирень, подснежник) похож(а) на …, потому что…»

 - Что мы можем сказать о запахе цветка? Какими  эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный?

- Используя свой творческий багаж, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о цветке. Выразите к нему своё отношение.

- Зачитайте ваши записи в группе. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свой словарь.

6. Социализация вторичного продукта (второго текста)

- Представьте его в группе и в мастерской.

- Давайте сопоставим наши представления о цветах с тем, что включают в это понятие известные русские поэты и писатели (работа в группах). Я предлагаю вам ознакомиться текстами стихотворений. Прочитайте стихотворения разных авторов и запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся. (Группы получили стихотворения русских поэтов, посвященные цветам: Афанасий Фет «Первый ландыш», С.Я. Маршак  «Счастье», Всеволод Рождественский «Сирень» и др. Звучат пьесы «Фея Сирени», «Подснежник» П.И.Чайковского, «Сирень» С.Рахманинова)

7.Рефлексия

 Давайте представим, что все вы – цветы, растущие в огромном и прекрасном саду. Кто сирень, кто подснежник, кто ландыш… И все вы растете и радуетесь солнышку, теплу.

 Составление рассказов – превращений.

 Обсуждение результатов занятия

Мне понравилось (что делать?) _______________________________________

Я радуюсь тому, что _______________________________________________

Теперь я __________________________________________________________

У меня ________________ настроение, потому что ______________________

__________________________________________________________________

Заключительное слово учителя. Хорошо быть цветком. Тебя рисуют, посвящают стихи и музыку, заботятся. Посмотрите на изображения цветов. Помечтайте. Среди алых, белых, розовых, лиловых, жёлтых, оранжевых цветов есть один-единственный, ТВОЙ, самый любимый. Расскажи о нём. Итак, тема домашнего сочинения «Мой любимый цветок».

Я бы хотела, чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления. Чтобы вы однажды вслед за Пушкиным могли сказать: «И пробуждается поэзия во мне…»
8. Домашнее задание.

Пишем тексты (сочинение-миниатюру) на тему по выбору:

- Написать о своих впечатлениях от стихотворений, услышанных о цветах, в письме другу (подруге).

- Разговор цветов.

- Напишите себе письмо от имени любимого цветка.

Интернет-источники

1. Педагогическая мастерская-Литература-Методический материал http://ymoc.my1.ru/publ/literatura/pedagogicheskaja_masterskaja/41-1-0-290


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись как источник вдохновения

Все художественные произведения –и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,-рождаются из единого источника. Источник этот –сама жизнь...

"Библия как источник знаний и вдохновения"

Общественный смотр знаний по разделу "Библия. Новый Завет"...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна...

Классный час «КРАСОТА, ВДОХНОВЕНИЕ, РАДОСТЬ И ТАЙНА»

Природа вдохновляет, сохраняет память о человеке, способствует раскрытию дущи русского человека, тесно связывает с родиной, лечит, даёт физические и духовные силы. Природа и Человек едины!...

«Природа - вечный источник красоты»

Экологическое движение Комплекс мероприятий по направлению«Природа - вечный источник красоты»...