Никулов А.С.
проект по литературе на тему
Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца, а их свет продолжает идти к людям еще многие годы. Вот таким светом для современных поэтов является поэзия Сергея Александровича Есенина. Традиции есенинского творчества, тематика стихотворений, яркие поэтические образы, мысли и тревожащие душу сомнения продолжают жить в стихах Сергея Александровича Никулова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikulov_a.s.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца, а их свет продолжает идти к людям еще многие годы. Вот таким светом для современных поэтов является поэзия Сергея Александровича Есенина. Традиции есенинского творчества, тематика стихотворений, яркие поэтические образы, мысли и тревожащие душу сомнения продолжают жить в стихах Сергея Александровича Никулова.
Биография С.А.Никулова так похожа на тысячи биографий таких же крестьянских парней, которые с раннего детства знают цену труду, точно знают, за что на селе уважают человека. Сергей Александрович родился 12 сентября 1957 года в селе Морозовы Борки Сапожковского района Рязанской области. Отец, Александр Фролович, работал в колхозе комбайнером. В течение всей своей трудовой жизни был передовиком сельскохозяйственного производства, потому что считал, что работать на земле можно только с полной отдачей сил, иначе земля не простит. Мать, Екатерина Яковлевна, тоже всю свою жизнь работала колхозницей в самой трудоемкой отрасли - животноводстве. В семье царил культ труда, честности, взаимной любви друг к другу. Дети, Сергей и Маша, с малых лет помогали родителям и в домашнем хозяйстве , и на колхозной работе.
В 1975 году Сергей Александрович закончил Морозово-Борковскую среднюю школу и поступил учиться в Сапожковское профтехучилище осваивать профессию водителя. А когда успешно закончил обучение, подоспела пора идти служить в армию. Солдатскую службу Сергей Александрович провел в Казахстане. После короткой побывки дома уехал в Тулу к дяде, потому что работать в родной деревне было негде. В Туле устроился рабочим на завод, заочно поступил учиться в профтехучилище по заводской специальности. Затем заочно поступил в политехнический институт, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Но закончить обучение не удалось из-за сложившихся проблем со здоровьем и изменившимся семейным положением. В этот год Сергей Александрович женился. Семья росла быстро, появились две дочки. А помощи ждать было неоткуда, потому что в восьмидесятые годы в деревнях выживали все, как могли, а жена Татьяна и вовсе была сирота. Так что семейный быт пришлось налаживать трудно.
Поэзия пришла неожиданно и в довольно зрелые годы, когда и взгляды установились и отшумело первое буйство чувств. Сначала в заводских предпраздничных газетах стали появляться дружеские шаржи на товарищей, потом юбилейные поздравления,… а потом уже душа стала просить высказаться о наболевшем в поэтической форме.
В основном темой творчества Сергея Александровича стала ностальгия по родным местам , по отцовскому дому. Отчего-то так стали дороги картины минувшего детства, так понятны запоздавшие истины материнских слов, что очень захотелось крикнуть всем, кто еще не понял :
Не оставляйте счастье «на потом».
Дверь распахни, когда оно стучится.
За призрачным гоняясь журавлем,
Не упусти из рук свою синицу.
Вновь птицу счастья трудно изловить,
Вспорхнет, умчится, словно не бывала.
Хоть близок локоток, его не укусить,
И шея не гибка, да и зубов не стало.
Вся остальная биография Сергея Александровича, как и любого другого поэта, - в его стихах.
Сергей Александрович считает, что право на жизнь получил дважды. В одном из стихотворений он рассказывает , как крестный спас его от сердечного приступа, который мог бы оказаться роковым, если бы крестный не успел вовремя. Чудо своего спасения он сравнивает с историческим случаем из жизни одного княжича, жизнь которого тоже спас его наставник. Впоследствии этот спасенный юноша оказался князем Владимиром – Крестителем Руси. Автор стихов считает, что такие чудесные случаи совсем не случайны:
Вот так же крестный спас меня,
Добыл воды - живой, студеной.
Хоть гнал не дикого коня,
А старенький «москвич» зеленый.
У смерти выиграл забег.
С тех пор заметна перемена –
Легли на волосы, как снег,
Те хлопья белой-белой пены.
Значит, есть в этой жизни что-то очень важное, чего не успел еще сделать человек. Поэтому подаренные ему судьбой годы Сергей Александрович должен посвятить служению людям, должен нести им свет правды и добра. С высоты своего миропонимания Сергей Александрович считает, что имеет моральное право на совет молодым людям, вступающим в жизнь в « наш развращенный лживый век». в качестве наказа и доброго напутствия молодым он в первую очередь советует «не оставлять на потом самого важного: дела, мечты, счастья…» , потому что «…ты к зеркалу , а там –старик, седой старик, беззубый и горбатый».
Мысль о быстротечности жизни, о невозможности «переиграть» прожитое, а также постоянная готовность человека к неожиданным ударам судьбы часто встречается в стихах А.С. Никулова. Он считает, что «водоворот судьбы» лишь правого человека не собьет с пути на обочину, не швырнет в омут, потому что тяжелую ношу осилит только тот, кто по жизни идет «ровною строкой», т.е. не хитрит, не обманывает, а полагается на свои силы.
Повторно жизнь нельзя пройти,
Век так короток.
Подстерегают всех в пути
Водовороты.
В стихах С.А.Никулова оживают древние легенды, предания, исторические эпизоды из жизни известных людей, народные сказания , потому что «…от седых времен Сварога Русь ведет годам отсчет». В стихотворении «Купальская ночь» слышится звон гуслей, напев свирели, гадания, ожидание счастья загадывание желаний…. вся Древняя Русь встает перед читателем. Происходящее вокруг так реально, а папоротник так редко цветет. Он обещает богатство, власть, счастье. Искушение так велико, что счастье может попытать и поэт. Но лирический герой остается верен здоровым и светлым началам своей души : Не нужны богатства кладов,
Не за ними я пришел,
Есть любовь со мною рядом,
Я свой клад давно нашел.
Верность в любви – основной мотив любовной лирики С.А.Никулова. В стихотворении «Легенда об антуриуме» - верность в любви куплена ценой юной жизни. В память о верном сердце девушки среди пепелища расцвел цветок «огня алей», ведь она не захотела идти под венец с вождем племени, который убил на поединке ее любимого.
Рабыней жить – навек позор,
И в платье свадебном – в костер.
Автор утверждает своими произведениями, что истинное чувство в человеке нельзя убить, что добро всегда сильнее зла, а простые русские люди всегда были и есть носителями вечных бессмертных ценностей : Веры, Надежды, Любви.
Народный взгляд на жизнь, мечта о немудреном человеческом счастье, которые всегда были присущи поэзии Сергее Есенина, в стихах С.А. Никулова являются естественными представлениями о счастье, как о добре и справедливости. Это представление вырабатывалось русским народом в течение столетий. Поэтому в творчестве С.А.Никулова так много легенд, где даже картины самой смерти выступают не как реальная кончина , гибель, а как метафора несбывшихся желаний, сожалений о возможном счастье. Это наполняет стихи высоким гуманистическим смыслом.
Сраженный молнией пал вождь…
Когда же стих внезапный дождь,
Народ увидел – средь углей
Живой цветок, огня алей.
Со времен С.Есенина и новокрестьянских поэтов русская деревня в стихах предстала не как удел скорби и тяжкого изнуряющего труда, где страдают и мучаются лучшие люди Руси, а еще и место, где « России душа неприметно живет, где слагаются лучшие песни». Поэтому стихи С.А.Никулова о деревне полны признаний в любви родному уголку, скромно и уютно примостившемуся между двух речушек Сапожковского района Рязанской области. Свидание с родиной всегда долгожданный праздник для поэта. «На свидание с родиной шаг тороплю», - признается он.
Вновь тоскую, не знаю и сам почему.
Поскорей бы весна – тогда отпуск возьму,
Хоть на пару деньков ,а приеду.
Дорог сердцу певучий родной говорок –
Бесконечную вел бы беседу…
Пригласите меня на последний звонок,
Брошу все, непременно приеду.
Поэтическим символом родины для С.А.Никулова в первую очередь стали родники, чистые истоки всего самого лучшего, что унаследовал поэт от родной земли.
Так приятен воды родниковой глоток,
Он заморским напиткам уступит едва ли,
Не случайно невзрачный лесной ручеек
Наши предки Нектаром назвали.
Небольшая речушка Алешня, которой нет ни на одной карте, заметна лишь в часы весеннего разлива, а для автора стихов она - «Родины исток », который «лопочет, словно маленький ребенок, выговаривая первые слова». Но эта « ..Застенчивая, как девичьи грезы, речка течет в Пару-реку », а дальше она омоет астраханский берег и даже принесет на своих водах привет персидским берегам – «листок ольхи рязанской». Так в стихах соединяются малая родина и великая, как единое целое на земле.
Размышления о родине, о красоте и звучности русского слова рождают в сердце поэта гордость за принадлежность к великому русскому народу:
Да, русский я! Не иностранец.
Земля родная, мать мне – Русь,
И я горжусь, что я – рязанец,
Что русским именем зовусь.
Особенно интересны поэтические воспоминания С.А.Никулова о детстве. Со времен А.С.Пушкина мы знаем о великой силе воздействия народных сказок на эмоциональное состояние человека, а значит на приобщение к высокой духовной культуре русского народа слушателей сказок. И конечно же, больше всего в жизни повезло тем детям, у которых были такие чудесные рассказчики, как у А.С.Пушкина, С.А.Есенина, М.Горького и у С.А.Никулова. В стихотворении «Бабушкины сказки» С.А.Никулов пишет о вьюжных вечерах, когда за куделью и прялкой бабушка Алена «баяла или сказывала сказки» им с сестренкой Машей.
Предстанет бабушка то хитрым лисом,
А то, отставив прялку, павою пойдет!
Сыграть так не под силу и актрисам.
Вся в сказке растворяется , живет.
То причитает, а то жалобно поет
Аленушкой на дне глубокой речки,
Придонный холодок мурашками ползет,
Хоть и тепло в избе от русской печки.
От таких сказок конечно же оживали вокруг шорохи, превращаясь в добрых домовых, пришедших послушать бабушкины сказки. А у повзрослевших детей осталось чувство невосполнимой потери и сожаления о несохранившихся , а зачастую и несуществующих фотографиях дорогих и близких людей. И только благодарная память хранит дорогие воспоминания, да в стихотворных строчках оживут детские впечатления:
А сказка тянется , как шерстяная нить,
Поскрипывает старенькая прялка…
Мне этих дней , увы, не возвратить,
И фотографий нет, до боли жалко
Решаю так: дела по дому отложу.
Спасибо памяти, что сохранила краски,
Я внучку на колени посажу
И буду сказывать ей сказки.
В стихотворении «Дом» звучит грустная нотка какой-то вины перед родительским домом, наверное, за то, что покинули его дети, оставили без приюта.
Постарел ты, родительский дом,
Смотрят окна твои с укоризной.
Бесприютен и хмур даже днем,
Не заметно и признаков жизни.
Ты стоишь , как слепой старичок,
Потерявший дорогу в бурьяне.
На калитке оторван крючок,
Петли скрипнули мне на прощанье.
Ты прощаться навек не спеши,
Я к тебе еще в гости приеду.
Как залог оставляю частицу души,
Мы с тобою продолжим беседу.
Потерпи еще малость, уйми свою грусть,
Будут в жизни твоей перемены.
Ты дождись меня, дом, я вернусь,
Пусть и скромной табличкой на стену.
В стихах С.А.Никулова о природе, как и в стихах С.Есенина, деревенские дали приобретают одухотворенную сказочность, чистоту и свежесть красок, родные просторы превращаются во врачующие душу пейзажи.
Прошел короткий дождь грибной,
Легко мне дышится.
В стихах С.А.Никулова «…юных берез хоровод примеряет наряд подвенечный», «туман, будто сказочный змей, потянулся к реке чистой синью умыться», «бежит по просеке тепло зайчишкой рыжим», « Ручей – весны ребенок а цветок на тонкой ножке приставший к личику цветок смахнул ладошкой», «из-за леса жар-птица летит в небеса» и очень много других опоэтизированных картин родной природы.
Традиционна символика есенинских образов : луны, березы-девушки, рябины, радуги, родника. А для сапожковской поэзии стал традиционным образ ольхи:
У излучины ольха-мулатка,
Не решаясь вброд переходить,
Ножкой воду пробует украдкой
И боится платье замочить.
Традиционно в стихах С.А.Никулова неразрывное единство жизни природы и человека. Так что не сразу и разгадаешь, какая же тема важнее в стихотворении – красота природы или переживания человека :
Роща слышит биенье влюбленных сердец,
Исцелит наболевшую душу.
Разливай свои трели, незримый певец,
Твой напев я ничем не нарушу.
А стихотворение «Зимняя ночь » не только темой, но и ритмом напоминает есенинское Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Зимняя ночь.
Ярких звезд повисли листья,
Вечер рано настает.
Свой узор искусной кистью
По стеклу мороз ведет.
Разыгралась злая стужа,
Всех сегодня достает.
Голый лес и тот простужен,
Ночью кашель его бьет.
Прорубь черная дымится.
Вероятно, под водой
В зябком омуте не спится
Топит печку водяной.
В небе и луна озябла,
Хоть и высоко живет.
Легкой дымкой, словно шарфом,
Закрывает мерзлый рот.
Старый дом присел немножко,
Так пробрал его мороз.
Влез в сугробы по окошко,
Вверх трубы нацелив нос.
Серой кошкой, выгнув спину,
Ночь сбежала от зари…
На соседскую рябину
Опустились снегири.
Символичным кажется стихотворение «Росток». Образ маленького ростка, едва пробившегося к солнцу и неожиданно сломанного горячим асфальтом, ассоциируется с судьбой самого автора, стойко переносящего все жизненные невзгоды.
Несчастью своему росток не поддается,
Он кулачком зеленым в камень бьется,
Стучит, асфальт царапает, скребет.
Ломая ногти, из последних сил
Пробился к свету, вопреки законам.
Друг, тяжело тебе, взгляни – росток зеленый
настолько слаб, а камень победил.
Обращение «друг» помогает автору поддержать диалог с читателем, подбодрить в трудную минуту, вселить уверенность в успехе.
Интересна тема любви в лирике С.А.Никулова. Наверное потому, что творчество к поэту пришло уже в зрелые годы, тема любви поражает своей цельностью, прочностью и осознанием совершившегося счастья. В стихотворении «Теремок» лирический герой строит уголок для семейного уюта. Не обещая роскошных дворцов, герой надеется, что вместе с любимой в теремке поселятся согласие, уют, доброта, охраняемые теплом
«святого образка». Вот такая лирическая картина спокойного счастья является для лирического героя идеальной. А редкие минуты вынужденной разлуки герой воспринимает, как тяжкое испытание:
Неделя для тебя, как миг один,
А для меня она, как годы заточенья, -
жалуется лирический герой, отпустив любимую в отпуск к морю. Встречаются в стихах строки –воспоминания о первых проявлениях любви, о первых робких свиданиях. В них лирический герой несмел, неловок, застенчив. В стихотворении «Однокласснице »
герой «робость одолеть не смея, ей ничего не смог сказать», а в « Дальней заводи» «срывались с жарких губ слова, слова признания», «любовь здесь встретилась со мной и здесь потеряна». Несмотря на неудачи , герой по-рыцарски благороден и благодарен за родившееся чувство: Над лесом яркою дугой сияет радуга,
И не пойму я, отчего так сердцу радостно.
Интересен символ любви в поэзии С.А.Никулова – это веточка полыни. Поэт считает, что с годами любовь приобретает горьковатый привкус полыни, потому что вбирает в себя весь аромат душистого лета. Ценность такой любви в том, что она даже в самые сильные морозы не остынет, а «с годами лишь приобретет полынный привкус горьковатый, она , как выдержанный мед, все крепче с каждой новой датой». только счастливый в любви человек может написать в стихах, посвященных жене , такие строчки:
Доволен я своей судьбой,
Иного счастья мне не надо,
Ведь мы не разошлись с тобой,
Однажды повстречавшись взглядом.
Издалека друг к другу шли,
И, значит, так решили Боги,
Когда в единую свели
Такие разные дороги.
Мы много лет идем по ней
Слюбовью, верой и надеждой.
О лете, радость, не жалей,
Ведь ты любима, как и прежде.
Поэт в России всегда больше, чем просто поэт, т.е человек, слагающий стихи о том, что видит и слышит. Через сердце поэта всегда с особой болью проходят кричащие противоречия эпохи. Для поколений русских людей 19, 20 и нынешнего 21 века, наверное не было еще счастливых времен, а самые тяжкие испытания легли на плечи сельчан. Стихотворение о матери С.А.Никулова – это дань памяти всему поколению женщин 20 века, колхозницам, которые работали в неимоверно тяжелых условиях «за палочки и трудодни»:
В нищем колхозе не взять лошаденки,
Их для тяжелых работ берегли.
Видел бы кто, как былинки-девчонки
Салазки из леса с дровами везли.
В засуху все, до последней крупиночки,
Все, даже хлеб семенной,
Где с матюгами, а то и с улыбочкой
В фонд хлебосдачи сметали метлой.
Отведали горюшка полную чашу,
А многие и не одну…
Как же вы выжили, матери наши,
Еще и кормили страну?!
Тема несправедливого отношения города к деревне, чиновничий произвол, особая каста бюрократии в стихах С.А.Никулова носит частный характер, как проблема человеческой совести, которая решается каждым человеком по-своему., лишь иногда поднимаясь до социального обличения. В стихотворении «Чиновникам России» С.А.Никулов сравнивает чиновничий аппарат с наростом черной гнили на здоровом теле страны: «Хождение по мукам хочешь испытать? Попробуй раз хотя б наследство оформлять. Преступникам такое б наказанье надо. Все проклянешь, пройдя кругами ада». Образ города – это образ чиновничьего произвола, где простой смертный виноват уже за то, что пришел .
Отличительной чертой нашего времени оказались бессовестные преступления различных структур, ловко маскирующихся про чиновников. В стихотворении «Нищий» поэт возмущается самой возможностью совершить подобное преступление, от которого не застрахованы доверчивые люди. Потерявшие совесть люди воспользовались несчастьем человека, потерявшего в армии сына. От непомерного горя он запил. Тут как тут явились люди из риэлторской конторы и завладели квартирой старика, оставив его скитаться и попрошайничать. Случай для нас не новый. И это собственно дело милиции – заниматься экономическими преступлениями . Но в поэтических строчках С.А.Никулова звучит призыв к милосердию всех окружающих, ведь никто не застрахован от беды
Сегодня ты достатком избалован
Кто знает, что случится на веку,
Ведь от судьбы никто не застрахован,
Подай на пропитанье старику!
Поэта волнует черствость людей , их необязательность в выполнении гражданского долга перед теми, кто достоин памяти и уважения. В стихотворении «Памятник» звучит призыв почаще воздавать почести павшим воинам, пропавшим без вести, выжившим под гибельным огнем. Он считает, что «…цветы, оркестры, гром орудий заслужили эти мужики».
Но самое суровое осуждение бюрократической машине всевластия и вседозволенности выносит поэт в стихотворении «Солдатский сад». Выжив в страшной войне, залечив раны, вернулся солдат с фронтов Отечественной войны. В память об однополчанах солдат посадил яблоневый сад, назвав деревья именами погибших друзей Но весной, когда сад впервые зацвел, агент из сельсовета пришел собирать подоходный налог с каждой яблони. В ответ на это солдат был вынужден срубить под корень цветущий сад, а через неделю и самого не стало. Не смогла убить солдата немецкая пуля, зато добила своя доморощенная. Казалось бы, в этих стихах давно ушедшая история, и вспоминать о ней не время. Но последние строчки, как никакие другие, оттеняют гражданскую позицию человека – поэта:
С войны пришел, а был ли счастлив?
Ни перед кем не виноват.
Забыт людьми, обижен властью,
Живи в стихах. Живи, солдат!
Забытая история из жизни родного деда до сих пор жжет сердце поэта болью. Ничем нельзя уже помочь в этой несправедливости, но хоть в стихах пусть будет жить солдат. И в этом поэт видит хотя бы частичное искупление чьей-то чужой вины.
Тема совести, справедливости, искупления и покаяния занимает значительное место в творчестве С.А.Никулова. В стихотворении «Камень» автор пытается по-своему решить вопрос о прошении грехов. Под камнем за кладбищенской оградой нашел пристанище грешник. Его душа неотпетая мается. Но лирический герой стихотворения помнит, что Господь учил « не судить». А на земле так трудно прожить, не согрешив. Поэтому:
Я сорвал две ромашки душистые
И на камень горюч положил.
Приобщение к церкви, к христианским заповедям - дело новое для лирического героя С.А.Никулова, но такое необходимое для души, что без веры , кажется, и идти больше некуда.
Что о вере знаю я –
То же, что ребенок,
Злой дурман неверия
Вдыхали мы с пеленок.
А привел нас этот путь
В пустоту и мрак.
Так что же? …в водке утонуть?
Не хочу я так.
Но и этот путь каждый проходит согласно своей совести. «В наш развращенный лживый век и у людей пути кривые». Привыкнув к особому положению в обществе, прихожане и в церкви используют свои льготные права, пробравшись за исцелением к мощам святого в обход общей очереди. Но автор уверен, что «светла душа народа». Неблизкий путь проделала к церкви по-настоящему больная женщина, ей трудно стоять, но она ждет, отказывается пройти «кривой дорогой».
Без очереди – грех большой
Тяжелым камнем ляжет.
Идти не смею я – святой
Мне в милости откажет.
В стихотворении «Письмо брату» - другой страшный человеческий порок заставляет взяться за перо . В осуждении пьянства мы видим не только пропащую жизнь конкретного близкого человека, но и тяжкий груз, которым легла судьба его на плечи общества.
Стоишь и ждешь, похмелием томим,
Когда на службу в храм пойдут старухи.
Не немощен, так что же тянешь к ним
Дрожащие , как в лихорадке руки.
Эта проблема перерастает из частной в общечеловеческую в стихотворении «Колокола». В далеком прошлом колокола били в набат в годины бедствий, звали народ на борьбу с общим врагом, колокола оплакивали и безвинноубиенных, укрепляя веру в людях. но по какому поводу звонят колокола сегодня?
Он и сейчас набатом бьет.
Сказать желает –
У края пропасти народ,
Ведь вымирает.
Почему в мирное время , без войн и голодовки деревни с каждым годом становятся все безлюднее. «Какому же злодею Россия обязана безлюдьем своих деревень?» , - с горечью восклицает поэт. что будет с деревней? Это не новый вопрос в литературе. Сто лет назад он с такою же поразительной болью отзывался в сердце другого русского поэта Сергея Есенина, не понимавшего «Куда несет нас рок событий». И существуют ли ответы на подобные вопросы. И где искать ответ?
В поэзии С.А.Никулова , мне кажется, есть два варианта ответов . Один – это путь смирения, покаяния, признания своей вины и готовность совершать добрые дела. Такой совет мы можем найти в стихотворениях «Старая часовня», «Суд», где преобладает тема смирения перед загадкой жизни. На чаше весов «добрых дел – щепотка скромная, не закрыто даже донышко», но они перетянули непомерную тяжесть темных дел двумя невесомыми песчинками, положенными в стены храма. символом правильно выбранного пути сияет «негасимой лампады свет».
А другой путь обозначен в стихотворении «Ивняк».
У широкого плеса бег смиряет река.
За пологим откосом вырос куст ивняка.
Режут люди лозу, выбирая ровней.
Щиплют козы листву, не жалея ветвей.
А весенней порой половодье ревет.
Как терзает, утюжит его ледоход!
Поддаваться невзгодам ивняк не привык.
Он такой же живучий, как русский мужик.
Сотни лет раздевают, калеча его,
Иногда он хлестнет, как мужик, - не того.
Тема неповиновения, защиты своих прав звучит в новой поэме С.А.Никулова «Коловрат». Сергей Александрович написал эту поэму, отталкиваясь лт «Песни о Евпатии Коловрате» САЕсенина. Но это тема моего дальнейшего исследования.
Познакомившись со стихами С.А.Никулова, я поняла главное, почему проснулся его поэтический дар, почему будоражащие душу мысли вылились в поэтические строчки и образы. Однажды Сергей Есенин сказал, что он пел свои песни в то время, когда его родина была больна. Именно «пел песни», а не писал стихи. Мне показалось это сравнение очень точным. Ведь дорогому человеку во время болезни очень нужны сочувствие, утешение, а это можно выразить поэтично и ненавязчиво именно в песне, в самом народном понимании этого жанра : песня-жалоба, песня- утешение, песня-радость, песня-легенда. Именно такие стихи-песни можно встретить в творчестве С.А.Никулова. Мне его стихи показались очень уместными для проявления своей сыновней любви к родному уголку- деревне Морозовы Борки.