П.П.Ершов. "Конек-горбунок"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к уроку по сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ershov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

 «Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив»

По сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Цели: 1) Учить выявлять основные черты характера героя.

2) Закрепить понятие «Нравственные ценности», свойственное сказкам русских писателей.

3) Обсудить нравственные и социальные проблемы в сказке.

4) Выявить уровень усвоения художественных условностей фольклора.

Оборудование: портрет П.П.Ершова, рисунки детей, книга.

  1. Вступительное слово учителя.

О П.П.Ершове. Сказочников издавна любили и ценили в нашей стране повсюду, но, пожалуй, особенным почетом они пользовались в Сибири. Их с радостью брали с собой на охоту, на рубку леса, на рыбный промысел, слушая сказочников, усталые крестьяне забывали о своих тяготах и уносились мечтой в совершенно иной мир. (Работа с  портретом)

- Что вы можете сказать об этом человеке?  

Петр Павлович Ершов — автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» — уроженец Сибири. Сначала он учился в Тобольской семинарии, а потом в Санкт-Петербургском университете. Здесь, еще в студенческие годы, он и написал веселую сказку, основанную на воспоминаниях о сказках, слышанных в детстве на родине, на картинах сибирского быта. Он показал свое сочинение профессору Плетневу, а тот прочитал его вслух студентам, встретившим «Конька-Горбунка» с горячим одобрением. Плетнев познакомил Ершова и с Пушкиным, которому очень понравилась сказка никому еще тогда не известного автора. Он даже сказал, что теперь ему можно больше и не писать сказок, раз есть такой талантливый молодой сочинитель. Оценка великого поэта окрылила студента.

По словам самого Ершова, это произведение почти слово в слово народное, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; он только привел его в более стройный вид и местами дополнил.

При жизни автора книжка выдержала семь изданий, а в 1864 году на петербургской сцене по сказке Ершова  был поставлен балет «Конек-Горбунок» талантливым советским композитором Родионом Щедриным.

И хотя со времени написанного  прошло более 170 лет, она продолжает оставаться такой же популярной, о чем свидетельствует появление все новых  изданий.

2. Первое впечатление от прочитанного.

- Как вы думаете, в чем же секрет такой  неувядаемой популярности этого произведения?

(Оно очень веселое, даже, можно сказать, озорное, в нем много смешных и занимательных приключений, забавных прибауток и присказок, герои его знакомые, но в то же время имеющие свои  неповторимые лица и характеры; сказка написана живым

языком, в котором хотя и много устаревших слов и выражений, легко воспринимается на слух и хорошо запоминается.

- Понравилась ли она вам? Чем?

Детям очень нравится сказка Ершова своей яркостью, занимательностью, веселой тональностью, звучным стихом; их восхищение вызывают ершовские персонажи — Ванюша, Конек-Горбунок, Чудо-юдо  Рыба-кит, Ерш; запоминаются эпизоды в рыбьем царстве, в небесном селенье. Им по душе авторские улыбка и ирония, которые сопровождают и сказочные приключения героев, и бытовые картины.

3. Объявление темы урока, цели

Тема: Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Нам предстоит сегодня обсудить, какие нравственные проблемы поднимает автор в этой сказке. Каким должен быть положительный герой в сказке и как избавиться от отрицательных качеств.

- О чем эта сказка? (подтвердить текстом)

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;

Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем.

3. Повторение художественных особенностей литературной сказки и фольклорной.

- Сказка «Конек-Горбунрк» - какая это сказка, литературная или фольклорная?

- Какие художественные признаки литературной сказки вы сразу можете назвать?

4. Работа с учебником, введение теоретического материала.

- Работа с учебником (диалог Ивана Калиныча и Проши) – стр.174 -175.

- О какой художественной особенности литературной сказки беседовали наши книжные учителя? (о героях сказки, о сюжете лит. сказки, собственная оценка автора – они зависят от замысла автора).

5. Работа по тексту.

- Наши книжные учителя задают нам несколько вопросов. Давайте на них ответим.

 - Вспомните, как распределяются герои в фольклорной сказке? (на положительные и отрицательные)

- В «Коньке-горбунке» можно выделить положительных и отрицательных героев? (можно)

- Кто здесь положительный герой? (Иван)

- Какие качества делают его похожим на общенародный идеал? Почему именно Ивану помогает Конек-горбунок?

- Если бы на его месте оказался один из братьев, помог ему Конек-горбунок?

- Не напоминает ли вам эта сказка какие-нибудь другие народные сказки? Чем?

(Пятиклассники вспоминают «Сивку-бурку» и «Ивана-царевича и серого волка», потому что в этих сказках тоже действуют волшебные помощники, которые помогают главным героям добиться своего счастья; кроме того, многие приключения Ивана-царевича напоминают приключения ершовского Ванюши; вспоминают ребята и другие сказки, их отдельные сюжетные линии или персонажей (например, «По щучьему велению», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Неумойка» и др.).

- Обобщая ваши  высказывания, можно  говорить о том, что действительно произведение Ершова опирается на широко известные народные мотивы (нанесение ущерба хозяйству, поиски вредителя, постановка трудных задач перед главным героем, появление волшебного помощника, с помощью которого все устраивается, и т.п.), ее сюжет и язык очень близки к фольклорным.

- Скажите, какие социальные слои представлены в этой сказке? Чем они занимаются? (крестьяне, царь, его подданные)

- Значит, литературный конфликт происходит между кем в этой сказке?

- Начнем с того, что главного героя сказки зовут традиционным сказочным именем — Иванушка.

-  В русских народных сказках мы чаще всего встречаем два типа Иванушек. Какие? (Иван-царевич и Иванушка-дурачок.)

- Каким обычно выступает этот герой в сказках? Похож ли герой ершовской сказки на Иванушек из народных сказок? Чем?

(Иванушка из сказки «Конек-Горбунок» — тоже победитель, он выполняет с помощью волшебного помощника задачи любой сложности, умеет добиваться своей цели, отличается настойчивостью, храбростью и удалью).

- А есть ли в нем что-то свое, особенное, то, чего, может быть, нет у героев народных сказок?

- Чтобы лучше разобраться в этом, я написала письма  волшебным помощникам — Сивке-бурке, серому  волку и Коньку-Горбунку, в которых попросила  подробнее рассказать  нам о своих знаменитых хозяевах. Ответы я получила накануне. Давайте их прочтем.

(Учитель достает три конверта с письмами)

Сивка-бурка. Мой хозяин ловкий да находчивый, храбрый да удалый. Я хоть и волшебный конь богатырский, «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», а он меня оседлать сумел. И сколь я

его ни носил по чисту полю, сколь ни скакал, а сбросить с себя не сумел. Ну, думаю, вот это настоящий всадник-богатырь, хозяин добрый, такому и служить за честь будет. И лишнего он не спрашивает, волю мне дает, отпускает во чисто поле, широкое раздолье. А еще Иванушка мой смекалистый, себе на уме. Это он только прикидывается дурачком, той поры дожидается, пока все его достоинства сами собой скажутся.

Серый волк. А мой Иван-царевич добросовестный, совестливый, честный. , Коли он что кому пообещал, слово непременно сдержит. Вон старшие его братья, ленивые да лживые, даже похитника уследить не смогли: перед сном не устояли, а Иван-царевич углядел-таки вора. А когда он за Жар-птицей отправился, а я его коня съел, он все равно домой не вернулся и дальше пеший пошел, чтобы батюшкину волю исполнить Добрый Иван-царевич, исполнительный, а только больно на красоту падкий. Говорил я ему: не бери золотой клетки, не трогай драгоценной уздечки — не было бы беды лишней. А он не устоял! Но и то сказать, не тронь он этих вещей, не было б у него жены-красавицы Елены Прекрасной, не было б и коня златогривого, и Жар-птицы для батюшки. А батюшкина воля-то для моего Иванушки превыше всего!

Конек-Горбунок.

Мой Ванюша прост лишь с виду,

Он не даст себя в обиду.

Мою маму-кобылицу

Он заставил покориться.

Удальцом удивлена,

Родила меня она

«На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами»,

Чтоб Ванюше послужить

И товарищем с ним быть,

В люту зиму согревать,

Летом от жары спасать,

В голод хлебом угощать,

Жажду медом утолять

И все трудные задачи

Вместе с ним решать впридачу.

По душе мне мой Ванюша,

Он хозяин самый лучший:

Гриву в кольца заплетет,

Песню на ухо споет.

Любим мы плясать вприсядку,

Индо поиграем в прятки.

А на трудное на дело

Он меня седлает смело.

Мы все делим пополам.

Успеваем тут и там.

По совету моему

Удается все ему,

А уж коль его нарушит,

Я на помощь мчусь Ванюше.

Не всегда послушен он,

Но зато весел, смышлен,

И в ловцы Жар-птиц годится,

И похитник Царь-девицы,

С чудом-юдом рыбой-кит

Он без страха говорит,

И на небе был посол,

Даже Месяц он нашел,

Говорил с ним, будто свой.

Вот какой Ванюша мой!

- Итак, в чем же отличие Иванушки из сказки Ершова от героев народных сказок?

- Дает ли автор его портрет? Почему нет?

- Какие качества характера проявляются в поступках Ивана? (добрый, любит свою родину, приветливый, справедливый, скромный, всегда приходит на помощь страдающим, готов сразиться с любым врагом, сообразительный)

- Есть ли авторская прямая оценка Ивана? Какая? Что хочет этим сказать, сразу подчеркнуть автор? (Он его называет Иваном-дураком в начале сказки, а потом Иван-дурак оказывается умнее других, лучше  других во всем найдите подтверждение в сказке. Конец 1 главы)

- Так высоко ценит его Конек-Горбунок, а окружающие называют его дураком. Что же им кажется глупостью в его поведении? (подтвердите текстом – мнения братьев, служба у царя)

(Иван не льстится на богатство и довольствуется тем, что ему предлагают.  Когда братья украли у него золотогривых  коней, чтобы продать «за тысячу Рублев» ; они предложили ему вместо честной доли  «Красну шапку с позвонком / Да сапожки с  каблучком», и Иван, не раздумывая, согласился на заведомо несправедливый делёж.

Не прельщают его и должностные чины.  Когда царь назначает Ивана начальником  своих конюшен, он относится к этому назначению даже со скрытой насмешкой и соглашается, будто делает одолжение:

То есть я из огорода

 Стану царский воевода.

Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь, тебе служить.

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!

- А кто отрицательные герои в этой сказке?(спальник, царь, братья)

- Отрицательные герои в народных сказках что воплощают? (зло)

- Какое главное качество Спальника? (зависть). Это отрицательное качество?

- В царе какое главное отрицательное качество? (глупость)

- Братья чем отличились? (жадностью)

- Что же получается? Что считает Ершов злом?

- А как он изображает это зло? (через характеры)

- Чему же учит нас эта сказка? (злые качества могут быть в каждом из нас в большей или меньшей степени. Но нужно от этих качеств избавляться, если хочешь быть хорошим человеком).

- Кто обладает  злыми  качествами в этой сказке  – фантастические существа  или простые люди?  (Достоинством этой литературной сказки является то, что отрицательные качества присущи простым людям, да не простым, даже царю).

- Похож ли на них Иван? (он не унижается ради цели, независим и смел, не стремиться заполучить богатство и чин. Именно он в конце концов становится царем и женится на Царь-девице)

- Автор ненавидит своих героев или смеется над ними? (смеется)

- А над Иваном? (подшучивает, любя)

- Через кого он это делает? (через Конька-горбунка или повествователя) – докажите текстом.

- Заслужил ли он свое счастье? (Да. Он выполнил все трудные задачи, проявил смекалку, удаль, храбрость. Ничего случайного, даже в сказке,  не бывает)

6. Подведение итогов.

- Имеет ли значение происхождение человека, или важно то, какой этот человек по отношению к себе, окружающим?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Дома вам предстоит подумать, есть такие «сказочные» персонажи среди нас. Кого бы вы назвали Иваном? Напишите мини-сочинение на тему: «Сказка - ложь, да в ней намек…»

 

Урок по сказке П.П.Ершова

«Конек-Горбунок»

5 класс

                Учитель МОУ СОШ №1

                Мельник Н.В.

2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. П. Ершов "Конек-горбунок"

раткая история жизни и творчества ПП Ершова...

Вн./чт. Литературная сказка. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», П. Ершов «Конек-Горбунок»

Урок внеклассного чтения по литературной сказке, задачей которго является воспитание внимательного читателя....

Внеклассное мероприятие " П.П.Ершов «Конек-Горбунок»"

Внеклассное мероприятие, посвященное 185-летию со времени выхода сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок"...

П. Ершов "Конек-Горбунок" Узнай героя.

Проверочная работа по сказке П. Ершова на узнавание героя по цитате....

П. Ершов "Конек-Горбунок" лучшие иллюстрации

иллюстрации к сказке П. Ершова...