П.П.Ершов. "Конек-горбунок"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив»
По сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»
Цели: 1) Учить выявлять основные черты характера героя.
2) Закрепить понятие «Нравственные ценности», свойственное сказкам русских писателей.
3) Обсудить нравственные и социальные проблемы в сказке.
4) Выявить уровень усвоения художественных условностей фольклора.
Оборудование: портрет П.П.Ершова, рисунки детей, книга.
- Вступительное слово учителя.
О П.П.Ершове. Сказочников издавна любили и ценили в нашей стране повсюду, но, пожалуй, особенным почетом они пользовались в Сибири. Их с радостью брали с собой на охоту, на рубку леса, на рыбный промысел, слушая сказочников, усталые крестьяне забывали о своих тяготах и уносились мечтой в совершенно иной мир. (Работа с портретом)
- Что вы можете сказать об этом человеке?
Петр Павлович Ершов — автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» — уроженец Сибири. Сначала он учился в Тобольской семинарии, а потом в Санкт-Петербургском университете. Здесь, еще в студенческие годы, он и написал веселую сказку, основанную на воспоминаниях о сказках, слышанных в детстве на родине, на картинах сибирского быта. Он показал свое сочинение профессору Плетневу, а тот прочитал его вслух студентам, встретившим «Конька-Горбунка» с горячим одобрением. Плетнев познакомил Ершова и с Пушкиным, которому очень понравилась сказка никому еще тогда не известного автора. Он даже сказал, что теперь ему можно больше и не писать сказок, раз есть такой талантливый молодой сочинитель. Оценка великого поэта окрылила студента.
По словам самого Ершова, это произведение почти слово в слово народное, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; он только привел его в более стройный вид и местами дополнил.
При жизни автора книжка выдержала семь изданий, а в 1864 году на петербургской сцене по сказке Ершова был поставлен балет «Конек-Горбунок» талантливым советским композитором Родионом Щедриным.
И хотя со времени написанного прошло более 170 лет, она продолжает оставаться такой же популярной, о чем свидетельствует появление все новых изданий.
2. Первое впечатление от прочитанного.
- Как вы думаете, в чем же секрет такой неувядаемой популярности этого произведения?
(Оно очень веселое, даже, можно сказать, озорное, в нем много смешных и занимательных приключений, забавных прибауток и присказок, герои его знакомые, но в то же время имеющие свои неповторимые лица и характеры; сказка написана живым
языком, в котором хотя и много устаревших слов и выражений, легко воспринимается на слух и хорошо запоминается.
- Понравилась ли она вам? Чем?
Детям очень нравится сказка Ершова своей яркостью, занимательностью, веселой тональностью, звучным стихом; их восхищение вызывают ершовские персонажи — Ванюша, Конек-Горбунок, Чудо-юдо Рыба-кит, Ерш; запоминаются эпизоды в рыбьем царстве, в небесном селенье. Им по душе авторские улыбка и ирония, которые сопровождают и сказочные приключения героев, и бытовые картины.
3. Объявление темы урока, цели
Тема: Не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Нам предстоит сегодня обсудить, какие нравственные проблемы поднимает автор в этой сказке. Каким должен быть положительный герой в сказке и как избавиться от отрицательных качеств.
- О чем эта сказка? (подтвердить текстом)
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь на службе царской
При конюшне государской;
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем.
3. Повторение художественных особенностей литературной сказки и фольклорной.
- Сказка «Конек-Горбунрк» - какая это сказка, литературная или фольклорная?
- Какие художественные признаки литературной сказки вы сразу можете назвать?
4. Работа с учебником, введение теоретического материала.
- Работа с учебником (диалог Ивана Калиныча и Проши) – стр.174 -175.
- О какой художественной особенности литературной сказки беседовали наши книжные учителя? (о героях сказки, о сюжете лит. сказки, собственная оценка автора – они зависят от замысла автора).
5. Работа по тексту.
- Наши книжные учителя задают нам несколько вопросов. Давайте на них ответим.
- Вспомните, как распределяются герои в фольклорной сказке? (на положительные и отрицательные)
- В «Коньке-горбунке» можно выделить положительных и отрицательных героев? (можно)
- Кто здесь положительный герой? (Иван)
- Какие качества делают его похожим на общенародный идеал? Почему именно Ивану помогает Конек-горбунок?
- Если бы на его месте оказался один из братьев, помог ему Конек-горбунок?
- Не напоминает ли вам эта сказка какие-нибудь другие народные сказки? Чем?
(Пятиклассники вспоминают «Сивку-бурку» и «Ивана-царевича и серого волка», потому что в этих сказках тоже действуют волшебные помощники, которые помогают главным героям добиться своего счастья; кроме того, многие приключения Ивана-царевича напоминают приключения ершовского Ванюши; вспоминают ребята и другие сказки, их отдельные сюжетные линии или персонажей (например, «По щучьему велению», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Неумойка» и др.).
- Обобщая ваши высказывания, можно говорить о том, что действительно произведение Ершова опирается на широко известные народные мотивы (нанесение ущерба хозяйству, поиски вредителя, постановка трудных задач перед главным героем, появление волшебного помощника, с помощью которого все устраивается, и т.п.), ее сюжет и язык очень близки к фольклорным.
- Скажите, какие социальные слои представлены в этой сказке? Чем они занимаются? (крестьяне, царь, его подданные)
- Значит, литературный конфликт происходит между кем в этой сказке?
- Начнем с того, что главного героя сказки зовут традиционным сказочным именем — Иванушка.
- В русских народных сказках мы чаще всего встречаем два типа Иванушек. Какие? (Иван-царевич и Иванушка-дурачок.)
- Каким обычно выступает этот герой в сказках? Похож ли герой ершовской сказки на Иванушек из народных сказок? Чем?
(Иванушка из сказки «Конек-Горбунок» — тоже победитель, он выполняет с помощью волшебного помощника задачи любой сложности, умеет добиваться своей цели, отличается настойчивостью, храбростью и удалью).
- А есть ли в нем что-то свое, особенное, то, чего, может быть, нет у героев народных сказок?
- Чтобы лучше разобраться в этом, я написала письма волшебным помощникам — Сивке-бурке, серому волку и Коньку-Горбунку, в которых попросила подробнее рассказать нам о своих знаменитых хозяевах. Ответы я получила накануне. Давайте их прочтем.
(Учитель достает три конверта с письмами)
Сивка-бурка. Мой хозяин ловкий да находчивый, храбрый да удалый. Я хоть и волшебный конь богатырский, «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», а он меня оседлать сумел. И сколь я
его ни носил по чисту полю, сколь ни скакал, а сбросить с себя не сумел. Ну, думаю, вот это настоящий всадник-богатырь, хозяин добрый, такому и служить за честь будет. И лишнего он не спрашивает, волю мне дает, отпускает во чисто поле, широкое раздолье. А еще Иванушка мой смекалистый, себе на уме. Это он только прикидывается дурачком, той поры дожидается, пока все его достоинства сами собой скажутся.
Серый волк. А мой Иван-царевич добросовестный, совестливый, честный. , Коли он что кому пообещал, слово непременно сдержит. Вон старшие его братья, ленивые да лживые, даже похитника уследить не смогли: перед сном не устояли, а Иван-царевич углядел-таки вора. А когда он за Жар-птицей отправился, а я его коня съел, он все равно домой не вернулся и дальше пеший пошел, чтобы батюшкину волю исполнить Добрый Иван-царевич, исполнительный, а только больно на красоту падкий. Говорил я ему: не бери золотой клетки, не трогай драгоценной уздечки — не было бы беды лишней. А он не устоял! Но и то сказать, не тронь он этих вещей, не было б у него жены-красавицы Елены Прекрасной, не было б и коня златогривого, и Жар-птицы для батюшки. А батюшкина воля-то для моего Иванушки превыше всего!
Конек-Горбунок.
Мой Ванюша прост лишь с виду,
Он не даст себя в обиду.
Мою маму-кобылицу
Он заставил покориться.
Удальцом удивлена,
Родила меня она
«На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»,
Чтоб Ванюше послужить
И товарищем с ним быть,
В люту зиму согревать,
Летом от жары спасать,
В голод хлебом угощать,
Жажду медом утолять
И все трудные задачи
Вместе с ним решать впридачу.
По душе мне мой Ванюша,
Он хозяин самый лучший:
Гриву в кольца заплетет,
Песню на ухо споет.
Любим мы плясать вприсядку,
Индо поиграем в прятки.
А на трудное на дело
Он меня седлает смело.
Мы все делим пополам.
Успеваем тут и там.
По совету моему
Удается все ему,
А уж коль его нарушит,
Я на помощь мчусь Ванюше.
Не всегда послушен он,
Но зато весел, смышлен,
И в ловцы Жар-птиц годится,
И похитник Царь-девицы,
С чудом-юдом рыбой-кит
Он без страха говорит,
И на небе был посол,
Даже Месяц он нашел,
Говорил с ним, будто свой.
Вот какой Ванюша мой!
- Итак, в чем же отличие Иванушки из сказки Ершова от героев народных сказок?
- Дает ли автор его портрет? Почему нет?
- Какие качества характера проявляются в поступках Ивана? (добрый, любит свою родину, приветливый, справедливый, скромный, всегда приходит на помощь страдающим, готов сразиться с любым врагом, сообразительный)
- Есть ли авторская прямая оценка Ивана? Какая? Что хочет этим сказать, сразу подчеркнуть автор? (Он его называет Иваном-дураком в начале сказки, а потом Иван-дурак оказывается умнее других, лучше других во всем найдите подтверждение в сказке. Конец 1 главы)
- Так высоко ценит его Конек-Горбунок, а окружающие называют его дураком. Что же им кажется глупостью в его поведении? (подтвердите текстом – мнения братьев, служба у царя)
(Иван не льстится на богатство и довольствуется тем, что ему предлагают. Когда братья украли у него золотогривых коней, чтобы продать «за тысячу Рублев» ; они предложили ему вместо честной доли «Красну шапку с позвонком / Да сапожки с каблучком», и Иван, не раздумывая, согласился на заведомо несправедливый делёж.
Не прельщают его и должностные чины. Когда царь назначает Ивана начальником своих конюшен, он относится к этому назначению даже со скрытой насмешкой и соглашается, будто делает одолжение:
То есть я из огорода
Стану царский воевода.
Чудно дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить.
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
- А кто отрицательные герои в этой сказке?(спальник, царь, братья)
- Отрицательные герои в народных сказках что воплощают? (зло)
- Какое главное качество Спальника? (зависть). Это отрицательное качество?
- В царе какое главное отрицательное качество? (глупость)
- Братья чем отличились? (жадностью)
- Что же получается? Что считает Ершов злом?
- А как он изображает это зло? (через характеры)
- Чему же учит нас эта сказка? (злые качества могут быть в каждом из нас в большей или меньшей степени. Но нужно от этих качеств избавляться, если хочешь быть хорошим человеком).
- Кто обладает злыми качествами в этой сказке – фантастические существа или простые люди? (Достоинством этой литературной сказки является то, что отрицательные качества присущи простым людям, да не простым, даже царю).
- Похож ли на них Иван? (он не унижается ради цели, независим и смел, не стремиться заполучить богатство и чин. Именно он в конце концов становится царем и женится на Царь-девице)
- Автор ненавидит своих героев или смеется над ними? (смеется)
- А над Иваном? (подшучивает, любя)
- Через кого он это делает? (через Конька-горбунка или повествователя) – докажите текстом.
- Заслужил ли он свое счастье? (Да. Он выполнил все трудные задачи, проявил смекалку, удаль, храбрость. Ничего случайного, даже в сказке, не бывает)
6. Подведение итогов.
- Имеет ли значение происхождение человека, или важно то, какой этот человек по отношению к себе, окружающим?
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание. Дома вам предстоит подумать, есть такие «сказочные» персонажи среди нас. Кого бы вы назвали Иваном? Напишите мини-сочинение на тему: «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Урок по сказке П.П.Ершова
«Конек-Горбунок»
5 класс
Учитель МОУ СОШ №1
Мельник Н.В.
2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П. П. Ершов "Конек-горбунок"
раткая история жизни и творчества ПП Ершова...
Вн./чт. Литературная сказка. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», П. Ершов «Конек-Горбунок»
Урок внеклассного чтения по литературной сказке, задачей которго является воспитание внимательного читателя....
Внеклассное мероприятие " П.П.Ершов «Конек-Горбунок»"
Внеклассное мероприятие, посвященное 185-летию со времени выхода сказки П.П. Ершова "Конек-горбунок"...
П. Ершов "Конек-Горбунок" Узнай героя.
Проверочная работа по сказке П. Ершова на узнавание героя по цитате....
П. Ершов "Конек-Горбунок" лучшие иллюстрации
иллюстрации к сказке П. Ершова...