Н.Некрасов "Русские женщины"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к проведению уроков по поэме Н.Некрасова "Русские женщины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nekrasov_russkie_zhenshchiny.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Некрасов. поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Работа над 1 частью поэмы.

Знание на уроке: сведения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, поэма, сюжет, композиция и ее художественная роль.

I. Знакомство с содержанием статьи «Н.А.Некрасов» из учебника. Обучение составлению плана статьи.

  1. стихи «Еду ли ночью по улице темной…» - начало известности Некрасова.
  2. Детство в имении Грешнево.
  3. Ярославская гимназия и мечты о творчестве.
  4. Жизнь в Петербурге, литературная деятельность.
  5. Некрасов – издатель журнала «Современник».
  6. Борьба с общественной неправдой – пафос поэзии Некрасова.

II. Выразительное чтение наизусть любимого стих Некрасова

III. Поэма «Русские женщины». История создания произведения (по учебнику).

Учитель может воспользоваться книгой А.Гессена «Во глубине сибирских руд», чтобы подробнее рассказать о героине поэмы Некрасова (гл.8)

Кратко об Екатерине Ивановне Трубецкой можно сказать следующее. Ее отец – французский эмигрант граф И.С.Лаваль. его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. В этом особняке незадолго до 14 декабря 1825 года великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной. Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого, будущего декабриста. Она была первой из жен декабристов, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в сибирскую ссылку.

IV. «Княгиня Трубецкая», часть1.

Читается 1 часть поэмы.

Задание. Определить по тексту героев, события и их последовательность во времени. Наблюдения по тексту обобщаются.

«На диво слаженный возок» стремительно скользит по бесконечной дороге. Сборы были основательно продуманы: отец возок попробовал «не раз, не два», «шесть лошадей в него впрягли», не забыли «образок».

  1. Что такие сборы говорят о характере героини: порыв или твердое решение руководить ее действиями?
  2. Каким композиционным приемом пользуется автор, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом? «Княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь». Она уже в дороге. Поэтому сцена прощания с отцом возникает в ее воспоминаниях или как обрывки снов.
  3. С какой целью автор намеренно нарушает рассказ о ходе событий?

Обращаем внимание на тяжесть драмы разрыва человека с привычной жизнью, с родными, местом, где он родился. И тем не менее нравственный выбор сделан: воспоминания передают, видимо, внутреннюю борьбу Трубецкой на пути к окончательному решению.

Мотив дороги связан с темой нравственного выбора, с темой восхождения к подвигу (воспоминания в дороге как внутренняя борьба и нравственный выбор героя).  

V. Работа со справочными материалами из учебника. Изучение статьи «Герой литературного произведения». Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие о композиции произведения.

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Тема подвига русских женщин, отправляющихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Работа над 2 частью поэмы.

Знание на уроке: драма как род литературы, монолог, диалог, приемы раскрытия характера литературного героя в драматическом произведении.

I. Какие художественные приемы указывают, что встреча Трубецкой с губернатором – самое последнее и тяжелое испытание на пути к поставленной цели?

Уч-ся должны отметить, что сцена драматична. Уточняется по словарю значение терминов «диалог» и «монолог».

II. Основным средством воплощения содержания в драматическом произведении является речь действующих лиц (монологи и диалоги). Характер драматического персонажа раскрывается в его действии, обусловленном внутренним порывом.

1. Какие доводы против продолжения пути излагает губернатор? Каким отношением к княгине проникнут его первый монолог?  

Губернатор Цейдлер хорошо знал лично графа Лаваля, «семь лет служил при нем». Его отношение к дочери графа полно сочувствия, он искренне готов помочь ей.

2. Какую помощь он хотел бы оказать Трубецкой и какую княгиня ждет от друга своего отца?

Задание. Проследить по тексту, как губернатор наращивает психологическое давление на молодую женщину с целью заставить вернуться ее домой. (Для одной половины класса).

А) Дорога наша так трудна,

Вам нужно отдохнуть…

Б) Напоминание о том, какой властью «в здешней стороне» он обладает:

Покуда я не прикажу,

Его не подадут…

В) Бумага.

Г) но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас?

Д) Невозможно вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником ее горькой судьбы:

…с вами не знавать

ему счастливых грез…

е) Напоминание о славе и знатности рода:

Когда б не доблестная кровь

Текла в вас – я б молчал.

Ж) Обращение к женской гордости:

И что ж? …бежите вы за ним,

Как жалкая раба!

З) Угроза добираться до Нерчинска «этапом»:

Вас по этапу поведут

С конвоем…

Задание. Проследить по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в ее душе порыв к свершению героического деяния. (Для второй половины класса).

А) Княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг ее отца, ускорит встречу с мужем.

Так прикажите ж! Я прошу…

Б) Княгиня выдерживает напоминание о горе отца:

На долг другой… меня зовут…

В) Морально готова к жизни на каторге:

Ужасна будет, знаю я…

Живут же люди в том краю,

Привыкну я…

Г) Княгиня бесстрашна:

Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть!..

Д) Тверда и мужественна:

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

Е) На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа:

Там места нет, там друга нет

Тому, кто раз прозрел!

Ж) Высота гражданских чувств княгини Трубецкой:

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя…

З) Готовность к героическому поступку:

Велите ж партию собрать –

Иду! Мне все равно!

3. Как воспринимается финал этого поединка?

Уч-ся без труда оценят исход поединка между стражем государственного порядка и беззащитной женщиной как ее нравственную победу. Характер Трубецкой – уже сложившийся, мужественный, сильный. Сюжет сцены движет психология зарождения подвига в душе человека.

Д./з.: сочинение «Княгиня Трубецкая в поэме Некрасова «Русские женщины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).

«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...

Классный час «Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках!»

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов, посвященная "Дню матери"...