М.Е.Салтыков- Щедрин, "сказки", 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы для подготовки к урокам по сказкам Салтыкова-Щедрина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saltykov-shchedrin.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е.Салтыков-Щедрин. Образ писателя. Работа со статьей учебника

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство со сказкой

Знание на уроке: сатирическая сказка, гротеск.

Повторение: повесть, сказка, басня – жанровые особенности, аллегория, гипербола, фантастика.

  1. Слово о писателе (по статье учебника и дополнительному материалу).

27 января 1826г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, которому предстояло в будущем стать великим русским писателем.

Это действительно великий писатель, художественные произведения которого непреходящи и в наше время поражают свежестью, глубиной и силой мысли, заставляют задуматься.

Говорят, все начинается с детства. Каким оно было у Салтыкова? Как прослеживается в нем необычность будущей судьбы мальчика?

Отец писателя – Евграф Васильевич Салтыков – принадлежал к старинному , но небогатому дворянскому роду. Хотя родословная дворян Салтыковых украшена легендами о знатности происхождения, даже о родстве с царской фамилией, большинству представителей этого рода так и не удалось выбиться их мелкопоместного служилого дворянства. Оскудевала родовая вотчина Салтыковых, и чтобы исправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста – пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца.

Брак по расчету не принес личного счастья. Неласково встретили Ольгу Михайловну в доме мужа, особенно незамужние сестры Евграфа Васильевича, которые стали прообразами «тетенек-сестриц» в «Пошехонской старине».

Но молодость Ольги Михайловны скоро прошла, и из безответной «молодухи» она сделалась властной барыней, подчинившей всех. Колоритная фигура матери, ее хозяйственные распоряжения, отношения с окружающими нашли отражение во многих произведениях писателя, прежде всего, в образе Арины Петровны Головлевой.

Ольга Михайловна не только остановила разорение салтыковской вотчины, но и сумела сделать значительные приобретения. После покупки в 1829 г. богатого села Заозерья с деревнями Салтыкова оказались в числе богатейших помещиков Тверской губернии.

Образовывать Михаила мать решила домашними средствами. К шести годам он бойко говорит по-французски и по-немецки; а через год-два научился писать и по-русски. У Салтыкова не было своей Арины Родионовны. «Замечательно, что между многочисленными няньками, которое пестовали мое детство, - читаем в «Пошехонской старине», - не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которого служило богатство, а еще более – генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом…»

Сказочный мир.

Первые щедринские сказки («Сказка о том, как один мужик двух генералов накормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик») были опубликованы в «Отечественных записках» еще в 1869 году. Все остальные произведения, включенные писателем в знаменитый сказочный цикл, создавались в 1880-е годы.

Щедринские сказки, по единодушному мнению читателей и исследователей являлись своеобразным итогом исканий сатирика. Существует немало работ о связях сказок Салт.-Щ. С традициями народного поэтического творчества.

Интересно сравнение сказочных сюжетов «Повести о том…» и «Дикого помещика». В первой сказке у глупых, беспомощных, но привыкших властвовать генералов, чудом оказавшихся на необитаемом острове, срабатывает инстинкт самосохранения, и они отыскивают неизвестно как попавшего на остров мужчину, который спасает их от голодной смерти и переправляет на лодке через «океан-море» в Петербург. Во второй сказке, наоборот, глупый и самонадеянный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те в свою очередь молят бога, чтобы избавиться от притеснения помещика. Все дальнейшее течение сказки – как бы как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами (если бы не отыскался мужик, они бы одичали, озверели.) таким образом, Салтыков-Щедрин в «Диком помещике» словно бы доводит до логического завершения свои свои сказочно-сатирические предложения.

Неразлучны с элементами фольклора дальнейшие ситуации обеих сказок (постоянные эпитеты: «тело белое», «пряник печатный», «звери дикие», присказки, троекратные повторения, гиперболы). И за всем тем поступает главный, уже не сказочный намек: мужиком живет Россия, трудом его и заботами, подневольный мужичий труд сохраняет помещичье благополучие.

2.Задание перед чтением сказки:

«Повестью о том, как…» С.-Щ. Открывает свой цикл «Сказок для детей изрядного возраста». Слушая сказку, подумайте, какие взрослые проблемы (вопросы) ставит в ней автор.

3. Чтение сказки учителем.

  1. Проблема жанра: повесть? Сказка? А может, басня?

Реальное в «Повести…»

Сказочное в «Повести…»

Генералы, регистратура, пенсия

Сказочные формулы: по щучьему велению, по моему хотению; ни в сказке сказать, ни пером написать; там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Необитаемый остров.

А что делает «Повесть…» похожей на басню? (Аллегория)

Повторим по словарю литературоведческих терминов в учебнике определения аллегории, гиперболы, фантастики. Найдите в сказке применение этих литературных приемов.

Например:

Аллегория – генерал не может сам сорвать яблока с дерева, то есть он совсем не приспособлен к жизни, ничего не умеет делать сам.

Гипербола – генералы уверены были, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают.

Фантастика – генералы попадают, заснув, на необитаемый остров.

 С какой целью используются в этой «Повести…» эти приемы? (Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют и не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).

Критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния называется сатирой. А сказка, служащая этой цели, называется сатирической сказкой.

Чтобы усилить сатирический эффект, С.-Щ. Использует в своих сказка гротеск. Прочитаем еще раз сцену «остервенениягенералов». Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у другого палец, а в другом – ухо. И, наконец, орден. Как вы джумаете, почему сватирик остановился на последнем варианте? (Предельное увеличение, доведенное до абсурда – орден принимается генералами как часть тела! – максимально раскрывает обличительный, сатирический смысл сцены). Таким образом, гротеск – неотъемлемая часть сатирической произведения.

  1. Ответ на вопрос: почему «сказки для детей изрядного возраста»?

Построены на аллегории, служат для обличения пороков современного автору общества: тупости и неприспособленности к жизни генералов, рабской покорности все умеющего мужика.

  1. д./з.

А) Перечислите случаи из жизни генералов на необитаемом острове, показавшие их полную беспомощность.

Б) Расскажите, что предпринял «мужичина», чтобы выручить генералов из беды.

В) Напишите, что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?

Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение его покорности

Знание на уроке: сатира и юмор в сказке.

Повторение: Н.С.Лесков «Левша».

  1. Опрос дом.зад.
  2. Работа над терминологическими понятиями.

Чтение статьи учебника «Юмор, сатира». В отношении кого из героев С.-Щ. Использует юмор, сатиру (словарь литературоведческих терминов), а в отношении кого – сатиру?

Почему иронию автора в отношении мужика можно назвать «горькой»?

  1. Левша и «мужичина». Что их объединяет? (Оба сметливы, умны, талантиливы, оба умеют найти выход из безвыходных стуаций). В чем различие в отношении к ним авторов? (С.-Щ. Так же, как и Лесков, восхищается способностями своего героя, но он и испытывает боль за его унижение, осуждает мужика за покорность и самоуничижение).
  2. В чем «горькая» ирония финала?
  3. Дом./зад.: Читать сказку «Дикий помещик».

Внеклассное чтение. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

На прошлом уроке уч-ся говорили о том, что генералы спасались на необитаемом острове только благодаря необыкновенным способностям мужика. А что было бы с генералами, не окажись «спасителя» под рукой? Предложим уч-ся пересказать сказку, найти в ней черты сатирического произведения.

Вопросы:

  1. Почему в поместье помещика не стало мужика?
  2. Какие преимущества видел помещик в отсутствии мужика и какие неудобства при этом испытывал?
  3. Кто и почему называл помещика «глупым»?
  4. Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?
  5. Какие литературные приемы использует сатирик, рисуя картину одичания помещика?
  6. Как изображен народ в сказке?

Вывод. Докажите на примере прочитанных вами сказок, что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ.

Сатира и гротеск в сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина

Знание на уроке: 1. Идейно-художественный смысл сказок С.-Щ.

  1. Литературные приемы, свойственные сатирическому произведению
  2. Позиция писателя.

Повторение: юмор и сатира, их отличие; аллегория, гипербола, гротеск как средства художественной выразительности; язык художественного произведения.

I. Викторина на знание текста.

  1. В чем заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Налима первоначально надо высечь, а когда печень его от огорчения увеличиться, кидать в уху.)
  2. Какое яркое свидетельство реальности в прошлом библейского Потопа приводит один из генералов? (Наличие в настоящем допотопных животных).
  3. Почему генералов сначала тошнило при чтении «Московских ведомостей», а потом ничего, читали? (Сначала генералы были голодны, а газета предлагала исключительно «гастрономические новости»).
  4. Какие сведения из географии известны генералам? Почему они не смогли ими воспользоваться? (Они знали, что если развернуться на север, то справа будет восток, а слева – запад, но не знали, как найти север).
  5. Что генералы знали о пище до того, как попали на необитаемый остров? (Генералы были уверены, что пища в том виде родится, в каком попадает на стол).
  6. В чем необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове? (Они в ночных рубашках, но с орденами на шее).
  7. Как генералы наградили мужика по возвращении домой? (Мужик получил рюмку водки и пятак серебра).
  8. Почему в сказке «Дикий помещик» мужики пролетели над городом «роем», а не «стаей»? (Важно сравнение с трудолюбивыми пчелами).
  9. Какой важной части тела так и не смог приобрести одичавший помещик? (Хвоста).
  10. Какое слово, вычитанное в газете «Весть», укрепляло дикого помещика в его правоте? (Старайся).

II. Вопросы по теории литературы.

  1. Чем отличается юмор от сатиры?
  2. Какие черты повести, сказки или басни присутствуют в сказках С.-Щ.?
  3. Какой литературный прием лежит в основе следующих высказываний?

«…признаться, я и до сих пор думал, что будки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»

«…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

«…мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

«Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова». Этою веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Для справок: фантастика,  аллегория, гипербола, гротеск.

III. Язык художественного произведения.

1. Приведите пример использования в тексте просторечий и канцеляризмов. Как употребление их в речи характеризует героев?

IV. Работа по карточкам. (Задание проблемно-поискового характера).

Прочитайте след. Текст. Найдите в нем «приметы» сказок С.-Щ., доказывающие, что отрывок надлежит перу великого сатирика.

Топтыгин 1-й был «старый-служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. Но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он, во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий. Так что об чем бы с ним ни заговорили: об торговли ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!»

За это лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальний лес, вроде как воеводой, внутренних супостатов усмирять».

V. Кого, в чем и каким образом обличает в своих сказках С.-Щ? (Заполнение на доске недостающих граф таблицы).

Кого обличает сатирик?

В чем обличает?

Как обличает?

1.генералов, помещика

2. мужика

В глупости, в невежестве, неумении трудиться и ценить чужой труд, в неблагодарности.

Через аллегорию: мужик сам вьет веревку, чтобы не сбежать от генералов.

VI. Докажите на примере прочитанных вами сказок С.-Щ., что источником как материальных благ, так и духовной культуры для правящих классов является народ.
VII. Недоброжелательные критики часто упрекали С.-Щ. В том, что он не любит русский народ, так как постоянно выставляет его на посмешище. Как опровергнуть эти упреки, опираясь на прочитанные вами сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки писателя. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок

Урок литературы проведён в 7 классе. В общей системе уроков по творчеству  М.Е. Салтыкова-Щедрина - это первый урок.  Здесь приведены краткие сведения из биографии писателя с целью показать ...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Малая сатирическая энциклопедия. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки"

Данный урок проводится в разделе "Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина", расширяет представления учащихся о жанре сатирической сказки, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литерату...

Тест М.Е Салтыков- Щедрин "Сказки"

Тест   предназначен для проверки самостоятельного чтения  обучающимися сказок Салтыкова -Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".  задания буд...

Тест. М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки"

Тест. М.Е. Салтыков-Щедрин. "Сказки"...

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. "Сказки для детей изрядного возраста"

Данная презентация поможет учителю при моделировании урока по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина. Содержит материал по "Сказкам для детей изрядного возраста"...