Л.Н.Толстой "Детство"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Л.Н.Толстой. глава из повести «Детство» - «Классы». Детство как открытие мира; самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.
Знание на уроке: автобиографическая повесть, нравственное становление.
Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.
Почему это происходит? Что особенного в мире детства?
(Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он еще не ведает лжи, клеветы, притворства, он чист душой.)
нам предстоит познакомиться с отрывком из повести Л.Н.Толстого «Детство». Сама повесть интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения. Повесть автобиографична. Главный герой – Николенька Иртеньев – прообраз самого автора, не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своем поведении, старается понять поступки взрослых, помочь им.
Предварительные замечания.
Действующие лица:
Николенька – главный герой, повествователь;
Володя – его брат;
Карл Иванович – немец, домашний учитель;
Николай – слуга в доме Иртеньевых.
Предыстория:
Домашнее обучение детей должно смениться гимназическим. Дети покинут родную усадьбу и отправятся в город, где будут жить у родственников и учиться. Карла Ивановича увольняют, несмотря на то, что он прожил в этом доме более двенадцати лет и считал семью Иртемьевых своей (он учил еще мать Николеньки!). все герои расстроены предстоящей разлукой.
Чтение главы «Классы» и беседа по вопросам:
- Какими вы представляете себе Николеньку и Карла Ивановича?
- Проследите, как в связи с какими событиями меняется отношение Николеньки к Карлу Ивановичу в продолжение одного утра?
- Что больше всего обидело Карла Ивановича, что огорчает его сильнее всего? Отсутствие благодарности.
- задание. Найдите в главе «Классы», в сцене разговора Карла Ивановича с Николаем слова, объясняющие, на кого и за что до слез обижен старый учитель. (От слов: «да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? Где благодарность?… до слов: «Оттого, что меня не будет, они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба… не так ли, Николенька?»)
- Представьте себе, что вы, так же как Николенька, случайно услышали отрывок этого разговора. Конечно, подслушивать нехорошо, но вместе с героем поняли, что в этом благополучном, прекрасном доме происходят какие-то грустные, тяжелые события. Какие?
Наталья Николаевна, мать Николеньки, которую любит и уважает Карл Иванович, судя по его словам, не имеет решающего голоса в доме. Все решают «иные люди». Кто же? Отец.
- Найдите строки, показывающие, что Николенька понял все, что сказал Карл Иванович. Как мальчик отнесся к горю учителя? «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».
- задание. Найдите в толковом словаре, какое значение имеют слова: сочувствие, согласие, благодарность. Это слова многозначные, из всех значений данных слов выберите именно те, которые соответствуют смыслу текста. Как видим, из-за разногласий в семье страдают не только непосредственные участники конфликта, но, прежде всего, дети, так как они не наблюдают за жизнью взрослых, а со-страдают, со-переживают, со-чувствуют вместе с теми, кого любят.
- Как Карл Иванович «отомстил» своему обидчику? И вообще, возможно ли соединить такие понятия как месть и Карл Иванович? За 12 лет преданности, любви, самоотверженности Карл Иванович получил конверт с жалованьем и отказ от его дальнейших услуг, так как «дети стали большими и им надо учиться». Но разве будет Карл Иванович мстить этому дому? Причинять зло, вред? Он отомстил по-своему. «Лицо его не было угрюмо, как прежде, оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесенную ему обиду».
- Запишите в тетрадь закон жизни, сформулированный добрейшим Карлом Ивановичем и внушенный его ученикам: «Из всех пороков самый тяжкий есть неблагодарность».
Это, действительно, закон, и, как все законы, его необходимо соблюдать.
Дом./зад.: прочитать главу 13 «Наталья Савишна».
«Наталья Савишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.
Знание на уроке: самоанализ и самооценка персонажа.
Теория литературы: жизненный материал и художественный сюжет.
Люди как реки: вода во всех
одинаковая и везде одна и та же, но
каждая река бывает то узкая, то
быстрая, то широкая, то тихая, то
чистая, то холодная, то мутная, то
теплая… каждый человек носит в себе
зачатки всех свойств людских и
иногда проявляет одни, иногда другие
и бывает часто совсем непяохож на
себя, оставаясь все между тем одним
и самим собою.
Л.Толстой
- Моделирование проблемной ситуации. Наталья Савишна – скромная добрая старушка, которая никогда ничего не требует для себя. «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь была любовь и самопожертвование».подходят ли к ней слова нашего эпиграфа?
- задание. Определите по толковому словарю значение слова «самопожертвование». Подберите синонимы к этому слову. Самопожертвование – жертвование собой, своими личными интересами для блага других. Синонимы: самоотречение, жертва.
- Докажите, что жизнь Натальи Савишны – пример бескорыстного служения, преданности, самоотдачи.
- Какие эпизоды жизни героини выделены особо:
А) ЕЕ попытка устроить свое личное, семейное счастье.
Как расценил ее желание дедушка? Неблагодарность.
Б) ее обида на свою барышню, когда, желая вознаградить свою няню, Наталья Савишна отвергает такой подарок, расценивает это как желание прогнать ее.
В) Эпизод со скатертью.
На этом, последнем эпизоде стоит остановиться особо, так как в нем, как в жизни, много сложного. Почему Нат.С. так резко, так грубо наказала Николеньку? Видимо, разгадка заключена в словах матери, когда Николенька уронил графин и облил скатерть.
Найдите эти слова: «Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика».
Итак, Николенька – любимчик, а с тех, кого любишь, и спрос больше. Вот Н.С. наказала мальчика, как наказала бы собственного сына.
А затем начинается обдумывание, осмысление этого случая. Николенька обиделся, больше всего его задела вот эта бесцеремонность: «… бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку».
А как переживает сама Н.С.? Какими лексическими средствами это выражено? Робко подошла, начала увещевать, «простите меня, дуру», «я виновата», «мой голубчик». И уже обильные слезы текут не от злости, а от любви и стыда.
- Закрепление понятия «автобиографическая повесть».
Взрослый человек по-новому, с иных позиций, чем в детстве, может оценить пережитое.
Задание. Найдите в главе «Н.С.» пример «двойного взгляда» на пережитое: «С тех пор, как я себя помню, помню я и Н.С., ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка».
Дом./зад.: прочитать статью Н.К.Гудзия «Как работал Толстой» и повесть «Детство» полностью.