И.Бунин. Рассказ "Цифры"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Разработка урока по рассказу И.Бунина "Цифры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a.bunin_tsifry.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

Знание на уроке: психологический рассказ.

Повторение: герой-повествователь.

I. Чтение части 1 и ответы на вопросы:

  1. Какие слова и замечания дяди, обращенные к ребенку, особенно ярко передают его любовь и привязанность? («Мой дорогой», «…нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моими сердцем»).
  2. Почему же дядя после крупной ссоры не торопиться с примирением и называть себя при этом «очень умным дядей»? (Он стремиться дать мальчику время осознать случившееся, а не просто попросить прощения.)
  3. Почему именно к дяде, а не к маме и не к бабушке обращается мальчик с просьбой показать цифры? Почему именно ссора с дядей стала для него трагедией? (Он тоже любит дядю и даже немножко боготворит его: дядя приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат дядиным словам и поступкам).

II. Из-за чего в семье произошла ссора? Как она развивалась? Пересказ-анализ с параллельным составлением таблицы:

мальчик

Дядя

«Покажи цифры»

«Ну хорошо же, дядька! – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе!». Грохот стульев в детской.

Начал подпрыгивать и вскрикивать, стараясь перебить разговор старших.

«Сам перестань!»

Истерика.

Просьба о прощении.

«Сейчас не хочу. Завтра».

Не обращает внимания на шум.

«Перестань».

Схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.

Внешне старается сохранить спокойствие.

Радость примирения.

III. Беседа по вопросам.

  1. В чем, по-вашему, был виноват мальчик? (В том, что грубо и дерзко разговаривал с дядей, капризничал, нарочно досаждал старшим).
  2. Был ли дядя виноват перед ребенком? В чем? (В том, что из-за собственной лени лишил ребенка радости, солгал про царский день. В том, что в ответ на шалости ребенка позволил злобе захватить все свое существо, допустил крик, испугавший ребенка, больно схватил мальчика за руку и вытолкнул из комнаты).
  3. Почувствовал ли дядя свою вину? («Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не глядя на бабушку»)
  4. Какой урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (Любая радость должна быть заслежена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами. Недаром в данной ситуации дядя представляет себя олицетворением жизни. Зачитать из части 6(со слов:»Ты открыл утром глаза,…» до слов: «Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни…»)
  5. Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга? (Со слов: «Глубоко дыша от волнения…»)
  6. От чьего лица ведется повествование? Каково отношение рассказчика к героям и описываемым событиям?
  7. Чем привлекательны для вас главные герои рассказы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Бунин И., фотоматериал

Презентация содержит фотоматериал по бмографии И.Бунина...

Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...