И.Бунин. Рассказ "Цифры"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.
Знание на уроке: психологический рассказ.
Повторение: герой-повествователь.
I. Чтение части 1 и ответы на вопросы:
- Какие слова и замечания дяди, обращенные к ребенку, особенно ярко передают его любовь и привязанность? («Мой дорогой», «…нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моими сердцем»).
- Почему же дядя после крупной ссоры не торопиться с примирением и называть себя при этом «очень умным дядей»? (Он стремиться дать мальчику время осознать случившееся, а не просто попросить прощения.)
- Почему именно к дяде, а не к маме и не к бабушке обращается мальчик с просьбой показать цифры? Почему именно ссора с дядей стала для него трагедией? (Он тоже любит дядю и даже немножко боготворит его: дядя приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат дядиным словам и поступкам).
II. Из-за чего в семье произошла ссора? Как она развивалась? Пересказ-анализ с параллельным составлением таблицы:
мальчик | Дядя |
«Покажи цифры» «Ну хорошо же, дядька! – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе!». Грохот стульев в детской. Начал подпрыгивать и вскрикивать, стараясь перебить разговор старших. «Сам перестань!» Истерика. Просьба о прощении. | «Сейчас не хочу. Завтра». Не обращает внимания на шум. «Перестань». Схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты. Внешне старается сохранить спокойствие. Радость примирения. |
III. Беседа по вопросам.
- В чем, по-вашему, был виноват мальчик? (В том, что грубо и дерзко разговаривал с дядей, капризничал, нарочно досаждал старшим).
- Был ли дядя виноват перед ребенком? В чем? (В том, что из-за собственной лени лишил ребенка радости, солгал про царский день. В том, что в ответ на шалости ребенка позволил злобе захватить все свое существо, допустил крик, испугавший ребенка, больно схватил мальчика за руку и вытолкнул из комнаты).
- Почувствовал ли дядя свою вину? («Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не глядя на бабушку»)
- Какой урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры? (Любая радость должна быть заслежена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криком, топотом и слезами. Недаром в данной ситуации дядя представляет себя олицетворением жизни. Зачитать из части 6(со слов:»Ты открыл утром глаза,…» до слов: «Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни…»)
- Какая сцена показывает, что герои раскаялись, рады примирению и простили друг друга? (Со слов: «Глубоко дыша от волнения…»)
- От чьего лица ведется повествование? Каково отношение рассказчика к героям и описываемым событиям?
- Чем привлекательны для вас главные герои рассказы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Бунин И., фотоматериал
Презентация содержит фотоматериал по бмографии И.Бунина...
Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...
Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)
Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....
И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)
Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...
Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"
Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...