Лекция по творчеству Ф.М.Достоевского
статья по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф.М.Достоевский (1821 – 1881)
Достоевский прожил глубоко трагическую жизнь. Его одиночество было безгранично. Современники видели в нем только проповедника гуманности , певца «бедных людей». Тургенев, Толстой, Гончаров эпически изображали незыблемый строй русского общества. Д. кричал, что этот космос непрочен, а над ним хаос. Он один говорил о крушении культуры и надвигающейся катастрофе, о появлении в России «бесов», которые сметут русскую культуру. Философы, а не писатели откликнулись на зов Д., в статьях Д.Мережковского, Н. Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, впервые раскрылась философия Д. 20 век увидел в Д. не только писателя, но религиозного мыслителя. Жизнь и творчество Д.неразделимы..
Детство
Отец – участник Бородинского сражения, полковой лекарь Человек неуравновешенный и жестокий. Мать из купеческого рода Нечаевых. Кроткая, болезненная. 6 детей в семье. Она привила любовь к литературе, знала наизусть всего Пушкина. «Если бы у нас не было траура по маме, я бы носил его по Пушкину».
Инженерное учил ище в Петербурге. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этой тайной. Я хочу быть человеком»
В 1842 году произведен в прапорщики, служба тяготит , выходит в отставку. « Насчет моей жизни не беспокойся, кусок хлеба всегда заработаю. Я буду адски работать, теперь я свободен». В 1843 году в Петербург приезжает Бальзак, имел огромный успех. Достоевский переводит «Евгению Гранде», это помогло найти свой стиль. Из письма брату : « У меня есть надежда, я кончаю роман. « Живет вместе с Григоровичем. «Денег хватает на первую половину месяца. Остальные 2 недели питаемся ячменным кофе и булками»
В 1843 – 1845 - глубокий душевный кризис. Закончилась романтическая юность, начинается литературная зрелость. Работая над романом «Бедные люди», глаза его открылись: » нет ничего фантастичнее действительности. Мотив любви старика к романтической девушке является главным. Двусмысленное сплетение эротизма и отеческой приязни – один из устойчивых в творчестве Д. Первый роман – событие в отеч. Литературе.
С этого романа началась дружба с Белинским, Некрасовым, Тургеневым. Многолетняя вражда между Д. и Т началась, как часто бывает, в юности с влюбленности, Но вскоре произойдет пробуждение от райского сна, это приведет к очередному кризису и приступу.
«Двойник» Писатель пользуется гоголевским приемом механизации. Герой изображен в виде куклы с пружиной внутри. На этом комический эффект заканчивается. Сюжет «Двойника» - история сумасшедшего чиновника Голядкина, развивает гоголевскую тему сумасшествия. («Записки сумасшедшего». Если у Гоголя мотив сумасшествия дан в финале, Д. делает его главными герой показан в начале заболевания. У Гоголя сумасшествие – это тонкая стилизация(дневник и переписка двух собачек). Д. углубляется в психологию безумца, в генезис болезни. Достоевский устранил элемент анекдота (нос) и создал жуткое явление двойника. Титулярный советник, Яков Петрович Голядкин – порождение петербургского тумана. По сравнению с Макаром Девушкиным , он добился благополучия: у него есть квартира, высокая должность, деньги, но он находится в вечном страхе, что его выгонят со службы. Голядкин замечает, что общество несправедливо, все блага достаются ловкачам . Долгое время утешал себя мыслью, что он честен. Но это не спасло от безумия. Он вращается в фантастическом мире департаментов ,канцелярий, интриг, рапортов. Бюрократический строй давит на человеческую личность. Государство регистрирует номер, чин, каждого, но не знает лица. Схема человеческих ценностей заменена на табель о рангах. Все чиновники похожи друг на друга, а значение их определяется должностью. Отношения между людьми – механизированы, а люди превращаются в куклы. В департаменте появляется двойник Голядкина, и ни один человек этого не замечает. Разве у вещи есть лицо? Вещи легко заменяются. Каким должен быть человек, служащий этой бюрократической машине? Он должен жить в состоянии страха, всеугрожаемости. Однажды начальник устроил бал и пригласил гостей. Голядкин не попал в число приглашенных. Тогда он черным ходом пробрался в дом, делал глупости : вальяжно развалился в кресле, пригласил на танец дочь начальника . Ему кажется, что эти действия совершает не он, а его двойник.
Доказать, что он единственный, его заменить нельзя. «Ветошка с амбициями» так характеризует Голядкина писатель. Достоевский пытается освободиться от требований «натуральной школы», в нем начинает звучать пробуждающийся голос философа. Он пытался в старую форму произведения вложить новое содержание. Это вызвало раздражение в кружке Белинского.
Нагромождение деталей, растянутые описания делали повесть нудной и тяжелой для чтения. Писатель согласен с критиками, но «Зачем мне терять превосходную идею, величайший тип по своей важности?» (брату). Повесть осложнена сложными психологическими переживаниями. Это вызвало непонимание в кружке Белинского. Демократический читатель холодно встретил повесть. Отношения с кружком Белинского становятся натянутыми. Великий критик разочаровался, как он говорит Некрасову «в новом Гоголе», в письме Анненкову Белинский пишет:»Надулись же мы, друг мой, с Достоевским –гением», а влюбленность в Панаеву, Авдотью Яковлевну, стала предметом насмешек. Поссорившись с окружением Некрасова, Достоевский сходится с Аполлоном Майковым (на всю жизнь), братьями Бекетовыми, которые приведут его на пятницы Буташевича – Петрашевского.
8 неудачных произведений: «Хозяйка», «Ревнивая жена», «Чужая жизнь», «Господин Прохарчик», «Рассказы бывалого человека», «Елка и свадьба»,»Ползунков», «Неточка Незванова»
«Белые ночи» 1848
Герой произведения ассоциируется с автором, который называет повесть «сентиментальной» Исповедь озарена нежным светом петербургских белых ночей. Текст разделен на 4 ночи и утро, диалоги ночей и развязка утром составляют 5 актов классической комедии.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству Ф.М.Достоевского
Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы...
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Презентация к урокам по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Но говоря про Достоевского, многие представляют его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", а мне бы хотелось рас...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского
Цель и задачи урока :Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»Задачи:Обучающие-- познакомить обуч...
Урок литературы в 10 классе на тему: "Дети в творчестве Ф.М.Достоевского".
"В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму",- писал Ч.Айтматов. Эти слова писателя проходят красной нитью через весь урок. Среди "униженных ...
Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".
Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах....
Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Ответы на экзаменационные вопросы по роману:1. Причины преступления Раскольникова.2. Почему Раскольников признался в убистве им...