Мы играем "Ревизора"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кокорина Ольга Валерьевна

Урок-игра по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" для 7 класса (по программе Курдюмовой)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon гоголь урок по ревизору35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ТЕАТР  «МЫ  ИГРАЕМ  «РЕВИЗОРА»

Цель урока: способствовать формированию компетентностей в области проектирования, необходимых для развития индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Задачи:  1) совершенствовать систему работы по внедрению проектной деятельности;

                2) формировать проектную компетентность участников образовательного процесса;

                3) повышать мотивацию участников образовательного процесса для участия в проектной деятельности;

                4) расширять практическое использование проектных работ обучающихся в рамках социально-ориентированного урока;

                5) обеспечить достижение личностных и межпредметных связей на уроках литературы.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, выставка книг Н.В.Гоголя, высказывания критиков о Гоголе и «Ревизоре», детские рисунки, литературоведческие термины.

Ход урока

  1. Оргмомент. Слово учителя.  Сегодня мы подводим итог знакомства с бессмертной комедией великого творца русского слова Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». В ходе этого урока нам важно проверить, как мы научились понимать комедию, владеть речью комедии, как мы можем творить вместе с комедией и проектировать свою деятельность. Итак, тема нашего урока «Мы играем «Ревизора».
  2. Устная работа.  А перед тем, как сыграть отрывок из комедии, предлагаю поработать устно. Давайте вспомним основные события пьесы. Озвучьте мне, пожалуйста, фабулу (сюжетная основа литературного произведения) комедии (В город N приходит известие о приезде Ревизора, за которого принимают проезжающего в свою деревню молодого повесу Ивана Александровича Хлестакова). Где в комедии завязка? (Известие о приезде Ревизора). Как развивается действие? (Все чиновники городка N стараются угодить Ревизору). Кульминация (VI явление III действия, когда Хлестаков нагоняет страх на чиновников). Наконец, развязка. (Почмейстер вскрывает письмо Хлестакова, из которого следует, что Хлестаков вовсе не Ревизор;  известие о приезде настоящего Ревизора; немая сцена, наполненная страхом и ужасом; открытый финал комедии).
  3. Исследовательская работа. Что движет конфликт комедии? Какие силы? Почему чиновники  и «очень неглупый по-своему человек» Городничий верят Хлестакову? Предлагаю обличить Хлестакова, исследовав его реплики, по которым можно понять, что он вовсе не Ревизор.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФРАЗЫ ХЛЕСТАКОВА».

Работа с текстом.

Повторю свой вопрос: что же заставляет чиновников верить Хлестакову? (Страх). Две силы управляют конфликтом комедии: страх и смех. Страх заметили все, но почему, по мнению Гоголя, «никто не заметил честного лица, бывшего в пьесе… Это честное, благородное лицо был - смех»?

  1. Инсценирование  фрагмента комедии. Давайте оживим образы, написанные Н.В.Гоголем. Какая сцена вам понравилась?
  2. Анализ спектакля. Сегодня вы попробовали себя в разных ролях. Это не только герои комедии, но и люди, работающие над созданием самого спектакля. Кто-то был художником по костюмам, кто-то художником – оформителем, кто-то занимался музыкальным сопровождением пьесы.   Позвольте каждому из вас задать по вопросу. Художнику по костюмам: какая деталь костюма подчёркивает индивидуальность характера каждого персонажа? Художнику – оформителю: какая деталь интерьера может отразить настроение его хозяина? Музыкальному оформителю: какую музыку  вы предпочли подобрать для комедии: классическую или современную? Актёрам: Кто вы, ваша манера одеваться, привычки, интересы. Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу в наши дни?
  3.       Итог урока. Я благодарю всех участников сегодняшнего проекта. Ваша работа на уроке будет оцениваться троекратно: за подготовку к уроку, за работу на уроке и за выступление.
  4. Домашнее задание. И ещё одну оценку вы получите за домашнее задание. А какую -выбираете вы сами. На доске и на карточках вопросы разного уровня сложности. Первый вопрос на оценку «3», второй на «4», третий на «5».

Домашние вопросы. 1. Что нам известно о прошлом Хлестакова?

                                      2. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

                                      3. Каковы жизненные идеалы героя Гоголя и чем они определяются?

VIII. Заключение. Хочется верить, что современный человек научится справляться со своим страхом (особенно перед  вышестоящим чиновником); что на вашем жизненном пути такие Хлестаковы не встретятся и не заставят вас плясать под свою дудку, а вы в свою очередь не будете чувствовать себя дураками! (музыкальное сопровождение данной фразы – песня кота Базилио и лисы Алисы из к/ф «Приключения Буратино»).