А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-мастерская по сказке А.Погорельского "Черная курица,или Подземные жители" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-мастерская по сказке А.Погорельского | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение
Форма проведения – урок-мастерская
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание сказки; уметь проводить сравнительную характеристику, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, исследовательская деятельность, работа в группах.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия)
Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.
Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.
Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, ватманы, маркеры, клей, скотч, карточки с заданиями и вариантами ответов.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, и начнём наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». К какому литературному жанру относится это произведение?
-Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?
-Чем отличается русская народная сказка от литературной?
(у литературной сказки есть автор.)
-Сейчас нам предстоит определить тему сегодняшнего урока. Итак, кто из героев нас будет интересовать? (Алеша, его поступки, нравственные и безнравственные(СЛАЙД)).
-Что значит нравственные?(добрые…), а безнравственные?(злые…)
-Можно ли сказать, что сказка А. Погорельского учит нас различать нравственные и безнравственные поступки? Значит, учит нас нраву и значит она… нравоучительная.(СЛАЙД)
-Сформулируйте тему урока.
-Тема урока: «Черная курица как нравоучительное произведение». И нас будут интересовать поступки, дела Алеши до получения конопляного зернышка и после. (СЛАЙД)
ЗАДАЧИ(СЛАЙД)
-Нам предстоит: мыслить, анализировать, сравнивать, решать, вспоминать, находить и делать.
Актуализация знаний.
-Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»(СЛАЙД)
-Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто это.
- «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…» (Алеша)
- «…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих…» (Чернушка)
- «…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях…» (король подземной страны)
- «маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым…» (Чернушка-министр)
- «…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…» (Алеша)
-А вот как вы видите героев сказки «Черная курица…». Группа девочек приготовила выставку-презентацию ваших рисунков.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РИСУНКОВ
-Но перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение на своем столе и прикрепляете рядом. (Зеленый цвет):
ОСОБЛИВО - особенно
ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы
БУКЛИ - волнистые завитки волос, локоны.
ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.
ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих волос.
САЛОП - широкое дамское пальто.
ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.
БЕРГАМОТ – сорт груш.
ШАНДАЛЫ – подсвечники.
ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.
ПАЖ – мальчик из дворянской семьи, прислуживавший знатным господам, королю.
ФИЗМИНУТКА
Вот мы руки развели, словно удивились,
И друг другу до земли низко поклонились!
Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись!
А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и хорошенькие!» и тихонечко сели.
-Ну, что ж, отправляемся вслед за Алешей, идем дорогою добра, отталкиваясь от камня на распутье с тремя словами: ДОБРОДЕТЕЛЬ, ПОРОК, ПРАЗДНОСТЬ.
Что же это такое? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(домашнее задание )
Вот какие толкования этих слов дает словарь:
ДОБРОДЕ́ТЕЛЬ - положительное нравственное качество, высокая нравственность.
ПРАЗДНОСТЬ – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.
ПОРОК – предосудительный недостаток, позорное свойство.
Как вы считаете, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает?
-Что сделал Алеша не так, как он изменился, как это повлияло на его дальнейшую жизнь, нам предстоит разобраться.
Итак, приступаем к работе над проектами, задания на столах, в добрый путь!
РАБОТА В ГРУППАХ, ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ:
ГРУППА1. Презентация «Петербург 1829 г.»
ГРУППА 2. Дать сравнительную характеристику Алеши до получения конопляного семечка и после
ГРУППА 3. Найти изобразительно-выразительные средства речи в предложенных отрывках
ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»
-Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» была впервые опубликована в Петербурге в 1829 году. Давайте окунемся в ту этоху, эпоху начала 19 века и посмотрим, что происходило тогда в Петербурге и в России, послушаем сообщение и посмотрим презентацию, сделанную ребятами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ГРУППА №1)
-Что сделал Алеша не так, как он изменился, какой из этого следует сделать вывод, нам поможет сравнительная характеристика героя.
ГРУППА 2. Сравнительная характеристика Алеши до получения конопляного семечка и после (оранжевый и голубой цвет)
ДО: 1) характер: «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…любимым его занятием…было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам…»
2) отношение к Чернушке: «…между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою…лучшие кусочки приносил ей…он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло…с твердостью отдал за Чернушку империал»
3) отношение со сверстниками: «…все его любили и ласкали…», «…бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме… »
4) поведение: «…дни учения для него проходили скоро и приятно… горько чувствовал свое одиночество… единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки…»
ПОСЛЕ: 1) характер: «…сначала стыдился похвал…стал к ним привыкать…много стал о себе думать…из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным…становился хуже…»
2) отношение к Чернушке: «…И Чернушка меня оставила…он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…он боялся увидеть Чернушку…»
3) отношение к сверстникам: «…важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их…день ото дня товарищи менее его любили…теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова…»
4) поведение: «…Алеша сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…вовсе не учился…нарочно шалил более обыкновенного…внутренне смеялся над угрозами учителя…»
Вывод: после получения конопляного зёрнышка Алёша постепенно начал совершать безнравственные поступки, а нужно было не предавать друзей, учиться хранить чужие тайны, быть скромным…
ГРУППА 3. Найдите изобразительно-выразительные средства речи (желтый цвет)
«С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу…»
ЭПИТЕТЫ: с поникшею головою
МЕТАФОРА: растерзанным сердцем; стыд и раскаяние наполняли его душу
СРАВНЕНИЕ: как убитый
«Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергался. Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным…»
ЭПИТЕТЫ: тяжёлым сном, послушным, добрым, скромным и прилежным
Вывод: чтобы точнее передать внутренние переживания Алёши, автор использует различные изобразительно-выразительные средства.
ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»
ИТОГ УРОКА: В разговоре с Алешей Чернушка произнесла такую фразу:
ЧЕРНУШКА: «Не полагай, … что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»
А позднее УЧИТЕЛЬ: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,…тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…»
Сравните две эти фразы, они об одном и том же? Почему пороки входят в дверь, а выходят через щёлочку, что нам этим хотел сказать автор? (пороками очень легко обрасти, а избавиться от них очень сложно)
- Актуальна ли эта сказка в наше время?
Домашнее задание: мини сочинение
«Я получил в подарок волшебное зернышко…» (написать на доске)
Рефлексия
-А теперь вернемся к нашему камню, от которого мы отталкивались в начале урока. Выберите ту дорогу на распутье, на какую бы встали вы сейчас, после нашего урока.
-Наведите порядок на рабочих местах.
-Молодцы! Нужно всегда идти дорогою добра! Предлагаю закончить наш урок этой замечательной песней!
-Спасибо за урок. Все свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно - реальное в сказке. Нравоучительное содержание"...
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".
¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...
Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание...
Урок литературы в 5 классе Тема: «А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
Урок литературы в 5 классе. А. Погорельский "Черная Курица, или Подземные жители". Фантастическое и достоверно - реальное в сказке....
А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение
Урок-мастерская по сказке А.Погорельского "Черная курица,или Подземные жители" . Открытый урок по ФГОС в 5 классе...
Разработка урока литературы в 5 классе «А. Погорельский. Сказка "Черная курица, или Подземные жители.» Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
Урок способствует формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители"; развитие навыков выразительно...
Антоний Погорельский "Черная курица или подземные жители" как нравоучительное произведение.
Презентация к уроку литературы в 5 классе. Антоний Погорельский "Черная курица или подземные жители" как нравоучительное произведение....