Музыка в изучении творчества Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка в изучении творчества Л. Н. Толстого
10 класс
«Севастопольские рассказы» легли в основу оперы «Июльское воскресенье» композитора Владимира Рубина. Опера по роману «Война и мир» Сергея Прокофьева. Симфония по этому роману австрийским композитором Марселем Рубина и словенским композитором Блажем Арничем. Роман «Воскресенье». Оперы итальянского композитора Франко Альфано и словацкого композитора Яна Циккера, симфоническая поэма французского композитора Альбера Русселя. Балет «После бала» - Генрих Вагнер. Особое место занимает опера «Война и мир» С. Прокофьева. Это наше национальное достояние. Дать музыкальный пересказ всего романа Л. Толстого – задача безнадежная. С. Прокофьев к этому не стремился. У него «мир» - это первые семь картин, «война» - остальные 6. Действующих лиц в опере 70. С. Прокофьев в основу либретто оперы положил текст Толстого. Кроме этого использовал записки Дениса Давыдова и тексты народных песен эпохи 1812 года. Композитор сумел услышать и понять музыку романа. Юность, весна, любовь всегда находили в музыке Прокофьева удивительное воплощение. В «Войне и мире» эти темы поданы в тонах трепетно-поэтических. Вальс. Два ариозо Андрея, обрамляющие 1-ю картину оперы. Музыка словно расцвечивает роман новыми красками – светлые и чуть-чуть грустные предчувствия, робкая надежда и крепнущая уверенность в возможность счастья слышится в ней. Лучшие сцены для урока: «Перед Бородинским сражением (до появления Кутузова); ария Кутузова из 10 картины; финальный хор. Первый фрагмент показывает героическую решительность русского народа победить врага. Показывает Андрея, Денисова и Пьера как представителей народных устремлений, слившихся в данный момент с народной массой. Второй раздел сцены («кутузовский») не нужен на уроке. Воплощая героев Толстого, Прокофьев шел от Толстого. Изменения коснулись меньше всего Андрея, больше – Наташи, еще больше – Кутузова. У Прокофьева Кутузов – старый солдат, могучий народный вождь. При прослушивании арии Кутузова из 1-й картины подчеркнем значение первой фразы: «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов, ты раскинулась перед нами, Москва». Эта тема является лейтмотивом Родины, Москвы, народа-победителя. Она прозвучит и в сцене расставания Андрея с жизнью, и в финальном народном хоре. После прослушивания арии Кутузова даем сразу звучание финального хора «За Отечество шли мы в смертный бой», чтобы закрепить тему. Борьба жизни и смерти, воплощенная Прокофьевым глубоко западает в сознание чуткого слушателя. И дает развернутую и разностороннюю характеристику героя. В сознании Андрея возникает то, что дорого ему. Начало утверждению Толстого в музыке положил Прокофьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворды по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"
Кроссворды для уроков литературы. Используются при изучении творчества Л.Н. Толстого в 10 классе....
Учебно-методическое пособие по творчеству Л.Н.Толстого
Пособие содержит методические указания, вопросы по тексту романа "Война и мир", тестовые задания в формате ЕГЭ...
Опрос по биографии и творчеству Л.Н.Толстого
Проверочная работа по биографии и творчеству великого писателя....
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"
quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...