Представление о летописи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur.predstavlenie_o_letopisi.docx | 8.7 КБ |
tehnokarta.predstavlenie_o_letopisi.docx | 10.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Представление о летописи”.
Урок открытия новых знаний
Цели и задачи:
- познакомиться с жанром летописи;
- узнать особенности;
- узнать, какие литературные произведения являются представителями данного жанра.
Ход урока:
- Организационный этап (1-2 минуты).
- Актуализация знаний (5-7 минут).
Беседа.
- Ребята, скажите, какой сейчас год? (2016)
- А откуда вы об этом узнали? (из календаря)
- Скажите, а от какого момента сейчас считается 2016 год? (от Рождества Христова)
- А как считали до появления Христа? (от сотворения мира)
- Как вы думаете, сразу ли стали считать годы так, как это делаем мы? (нет: различные варианты учеников)
- А с какой целью, как вы думаете, люди стали записывать годы? (фиксация важных событий)
- А кто-нибудь знает, как называлась такая запись важных событий по годам? (если ученик отвечает, переходим к записи темы; если же нет - плавно подвести к слову “летопись” вопросом:“Сколько тебе лет?”)
Формулировка и запись темы.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
- Первичное усвоение новых знаний (10-12 минут).
Морфемный разбор слова, обсуждение его значения и запись определения.
Слайд (словарная работа).
- Как назывался человек, который составлял летописи?
Запись в словарь.
- А каким он изображён на картине?
- Как он записывает в книгу различные важные события? (от руки)
- Раньше книги были очень дорогими, так как создание одной книги требовало огромного труда и большого количества времени, поэтому записывали только самое важное. Как вы думаете, а какие важные события могли быть записаны? С какой целью?
- Как вы думаете, что происходило с летописью, когда летописец умирал?
- Что вы ещё знаете о летописях? (различные варианты)
- Первичная проверка понимания (10-12 минут).
Работа с учебником. Стр. 66-68. Самостоятельно прочитать статью в учебнике, найти ответы на вопросы (вопросы на раздаточном материале):
- в каком веке и в связи с какими событиями появилась письменность на Руси? (9 в, после крещения Руси)
- на каком материале записывались первые летописи? (на выделанной коже)
- как назывались сокращенные слова, которые использовали для экономии места и материалов? (титлы)
- как называлось умение красиво выводить буквы? (каллиграфия)
- сколько нужно вычесть, чтобы годы, обозначенные в летописи, перевести в привычные нам? (5509)
- какая летопись лежит в основе Лаврентьевской и Ипатьевской? (“Повесть временных лет”)
- на каком языке писали древнерусские писатели? (на церковно-славянском или старославянском).
*фронтальная проверка.
- Первичное закрепление (7-10 минут).
Составление собственной ленты времени.
- Что станет началом вашей ленты?
- Ребята, скажите, в каком порядке вы будете записывать события? (в хронологическом)
- Помните, что вы сейчас выступаете в роли летописца, поэтому вам необходимо писать очень красиво и кратко: не забывайте про экономию места и материала.
- Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).
- Что такое летопись?
- Какие события записывались?
- Почему летописи старались составлять по возможности кратко, без излишнего художественного вымысла?
- Д/З (1-2 минуты): Составить летопись основных событий истории Петербурга.
Особенности жанра летописи
- в каком веке и в связи с какими событиями появилась письменность на Руси? ___________________
____________________________________________________________________________________________
- на каком материале записывались первые летописи? _________________________________________
- как назывались сокращенные слова, которые использовали для экономии места и материалов?
____________________________________________________________________________________________
- как называлось умение красиво выводить буквы? ___________________________________________
- сколько нужно вычесть, чтобы годы, обозначенные в летописи, перевести в привычные нам? ______
- какая летопись лежит в основе Лаврентьевской и Ипатьевской? _______________________________
- на каком языке писали древнерусские писатели? ____________________________________________
Моя лента времени
о-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------->
год | событие |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Представление о летописи”.
Урок открытия нового знания
Цели и задачи:
- познакомиться с жанром летописи;
- узнать особенности;
- узнать, какие литературные произведения являются представителями данного жанра.
УМК: литература под ред. Сухих
УУД:
- планирование необходимых действия, операций;
- решение проблемных задач, добывание необходимых знаний из различных источников (учебник, раздаточный материал, иллюстрации, слова учителя), понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний;
- построение понятных для собеседника высказываний;
- самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- установление причинно-следственных связей;
- рефлексия.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. (1-2 минуты) | Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку. | Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя. |
Актуализация знаний. (5-7 минут) | Задаёт наводящие вопросы, заставляющие учеников задуматься о возникновении летоисчисления и необходимости фиксировать важные события. Беседа.
| Отвечают на вопросы учителя, выстраивают логические цепочки с целью сформулировать тему урока. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1-2 минуты) | Анализирует знания учащихся. | Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему. |
Первичное усвоение новых знаний. (10-12 минут) | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. Организует морфемный разбор слова, обсуждение значения слова летопись и запись определения. Слайд (словарная работа).
Запись в словарь.
| Выполняют задание с целью расширить представление о приставках и их значениях. Выполняют морфемный разбор слова летопись, высказывают своё мнение по поводу значения этого слова, записывают определение. Работают со слайдом. Записывают необходимую информацию. Отвечают на вопросы учителя, чтобы определить для себя, с какой целью создавались летописи. Озвучивают то, что знают о летописях. |
Первичная проверка понимания. (10-12 минут) | Устанавливает осознанность восприятия. | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Работают с учебником. Стр. 66-68. Самостоятельно читают статью в учебнике, находят ответы на вопросы (вопросы на раздаточном материале):
*фронтальная проверка. |
Первичное закрепление. (7-10 минут) | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.
| Составление собственной ленты времени. Работа с раздаточным материалом. |
Рефлексия. (1-2 минуты) | Организует рефлексию.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1-2 минуты) | Инструктирует учащихся | Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "День космонавтики — особая страница в летописи Янтарного края"
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого калининградским космонавтам...
Сценарий"Страницы школьной летописи"
Сценарий конкурсно-познавательной игры, посвященной истории образования в России и истории родной школы...
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...
Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать 70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...
02Страницы летописи станицы
Фото о станице Канеловской...
Интегрированный урок по литературе и истории для 6 класса «Русские летописи. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях».
Данная разработка продолжит знакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказания о белгородском киселе».«Повесть временных лет» была о...
Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".
Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....