Шергин Борис
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
В презентации представлены основные вехи жизни и творчества Шергина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shergin.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Борис Викторович Шергин , русский писатель, сказочник, художник, родился 28 (по старому стилю 16) июля 1896 г. (по другим данным – 1893 г.) в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов. Род Шергиных – очень древний и известный в истории Севера, большинство его представителей были священниками.
«Родина моя – город Архангельск. Семья наша принадлежала к «морскому сословию». Отец был корабельный мастер и мореходец. Отцовы друзья и знакомые тоже строили корабли и ходили в море. Все эти люди до тонкости изучили природу Севера. Безошибочно предсказывали погоду по самым неуловимым оттенкам неба и воды. Проникновенное знание природы обогащало ум, рождало интерес к истории родного края...»
Жизнь родителей Бориса Шергина, его собственные детство и юность связаны с Городом (так – с большой буквы – писатель называл в дневниках Архангельск) и с морем. Воспоминания его о родителях, о родном доме овеяны счастьем. Жизнь, полная любви друг к другу, праведных трудов, увлечения «художеством», навсегда становится для него эталоном жизни. Любовь к искусству Севера – к народному поэтическому творчеству и поморской «книжности», иконописи и росписи по дереву, к музыке и слову, ко всей богатейшей народной культуре зародилась именно здесь. Еще в школьные годы Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
Бориса Шергина называют «поэтической душой русского Севера». Им созданы сказки, рассказы, поэмы, воспевающие жизнь народов.
С 1903 по 1912 г. он учился в Архангельской мужской губернской гимназии. В 1913 г. отправляется в Москву и становится студентом Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Жизнь его теперь делилась между Москвой и Севером, куда он приезжал на каникулы. Этот период был чрезвычайно важным для становления творческой личности Шергина, для формирования его художественного самосознания.
В 1917 г., по окончании училища молодой человек возвращается в Архангельск и работает в местном Обществе изучения Русского Севера, а затем – в кустарно-художественных мастерских. Признан его вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости). Шергин занимался и археографической работой – собирал старинные книги, альбомы стихов, песенники, древние лоции, записные тетради шкиперов. В 1919 г. с ним случилось несчастье – попал под трамвай и потерял правую ногу и пальцы левой ноги. В 1922 г. Борис Викторович переезжает в Москву и становится сотрудником Института детского чтения Наркомпроса. Жил он в подвале, бедно, но постепенно входил в литературную жизнь столицы. В 1924 г. выходит его первая книжка – «У Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная им самим.
Федор Абрамов увидел Шергина таким: «Комната — подвал. К вечеру было дело, темновато. <...> Но — свет. Свет от старичка на кроватке. Как свеча, как светильник. В памяти вставал почему-то Зосима Достоевского, в последний раз наставляющий Карамазовых, деревенские старики, которые уже «сожгли» всю свою плоть. Бесплотные, бестелесные... <...> Впечатление — благость, святость, неземная чистота, которая есть в картинах Вермеера Дельфтского. Слепой старик. А весь светился».
После выхода второй книги – сборника сказок «Шиш московский» (1930) – Шергин становится членом Союза писателей, делегатом Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934). Он переходит на профессиональную литературную работу, выступает в различных аудиториях, читая как народные сказки, былины, баллады, так и собственные произведения, написанные на основе фольклорных источников, под впечатлением рассказов земляков-поморов, воспоминания о детских и юношеских годах. Выходят сборники «Архангельские новеллы» (1936), «У песенных рек» (1939).
Книга «Поморщина-корабельщина» (1947) появилась вскоре после выхода печально знаменитого партийного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» и подверглась сокрушительному разгрому официозных критиков. Автора обвиняли в любви к старому поморскому быту, в консерватизме, в отсутствии связей с современностью. Естественно, после этого перед ним закрылись двери всех издательств. Жил Шергин по-прежнему в подвале, был полуслеп (не мог фактически ни читать, ни писать). Лишь в 1957 г. удалось издать очередную книгу – «Поморские были и сказания»; она вышла в «Детгизе» с иллюстрациями знаменитого графика В. Фаворского. В 1959 г. появляется один из самых объемных сборников писателя – «Океан море русское», а в 1967 – самое полное из прижизненных изданий – «Запечатленная слава».
В конце 1970-х и начале 1980-х книги Шергина издавались и в столице, и в Архангельске довольно часто и большими тиражами. Так случилось, что последние 15 лет своей жизни Шергин был слепым. Дети, внуки, заходя в его кабинет, видели, как он своими старческими сухими руками гладил парусник, который подарил ему отец, когда Борис в 18 лет уходил из дома, с такими словами: «Помни, сынок, свой родной дом».
Умер Шергин 30 октября 1973 г. в Москве. Уже после смерти мультфильмы по его сказкам («Волшебное кольцо», «Мартынко» и другие) сделали имя Шергина достаточно популярным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"
Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....
Борис Шергин
Борис Шергин-биография...
Борис Шергин
Борис Шергин-биография...
"Держатель чудесного сказа" (о Б.В.Шергине)
Презентация является иллюстрацией к рассказу о Б.В. Шергине на уроке по литературе Севера в 5 классе....
Песенка фронтового шофёра (муз. Бориса Мокроусова, сл. Наума Лабковского и Бориса Ласкина)
Презентация военной песни....
«Борис Шергин – певец нашего Архангельского севера»
Писатели Севера - детям!...
Интерактивная игра «Жизнь и творчество Бориса Викторовича Шергина»
В наше время мы часто слышим разговоры о сохранении традиций, народной культуры. 2022 год даже объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. И это вполне сп...