Авторы проекта |
Фамилия, имя, отчество | Шорина Елена Николаевна, Фроленко Татьяна Сергеевна |
Город, область | Аксайский район, п. Рассвет |
Номер, название школы | МБОУ Рассветовская СОШ |
Описание проекта |
Название темы вашего учебного проекта |
Растим читателя |
Краткое содержание проекта |
В качестве основы проекта «Формирование квалифицированного читателя» использованы этапы: подготовка к анализу произведения, обучение анализу, с учетом особенностей авторского повествования и поэтики, обучение разным видам речевых высказываний (диалогических, монологических, устных и письменных), формирование самостоятельной творческой деятельности. |
Предмет (ы) |
Литература |
Класс |
5 - 9 |
Приблизительная продолжительность проекта |
16 часов |
Основа проекта |
Образовательные стандарты |
Стандарт среднего общего образования по литературе |
Планируемые результаты обучения |
«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: -личностные: 1. знание отличительных особенностей стилей в рамках программы проекта; 2. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному: 3. владение различными типами создания творческих работ. 4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, потребности в самостоятельном чтении. -метапредметные: - умение составлять связное устное высказывание;
- умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
- умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
- умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
- умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и творческих работах;
- умение выражать свое мнение и аргументировать его;
- умение анализировать текст;
- умение вести дискуссию.
9. умение извлекать информацию из различных текстов; 10. умение составлять план прочитанного; 11. умение отбирать материал по заданной теме; 12. умение выделять тезисы, находить ключевые слова;
-предметные: 1. восприятие художественных произведений как части историко- литературного процесса. 2. представление о литературном процессе в рамках проекта; 3. овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах(жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего предмет) 4. овладение умениями творческого чтения, анализа художественных произведений, выявление в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания. -частные предметные: 1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. 2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем. 3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. 4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи. 5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. 6. Умение осваивать художественную идею произведения.
|
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Я читатель…А умею ли читать? |
Проблемные вопросы учебной темы | Что остается в душе, когда книга прочитана? О чем говорил со мной автор? Как он выражал свои мысли? Легко ли мне было понять его замысел? |
Учебные вопросы | Какие теоретические знания необходимы для понимания произведения? Важно ли соблюдать правило: путь к художнику идет через познание его личности? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Изучен круг чтения; Проанализированы устные и письменные навыки учащихся; Обсуждены темы предстоящих занятий; Учтены интересы детей. | Выделяют ключевые слова и позицию автора; Выявляют авторскую концепцию, замысел, идею; Определяют стиль, направление; Преобразуют сюжетные линии в схемы; Анализируя, использует различные методы: исследовательские, эвристические, поисковые. Создают устные и письменные работы; Пишут продолжение текста, опираясь на авторскую концепцию и стиль: Анализирую работы друг друга, исправляя речевые и грамматические ошибки; участвуют в дискуссиях и полемике.
| анализируют тексты различных стилей; создает тексты различных жанров: отзыв, рецензию, эссе… демонстрирует умение выделять тезисы, аргументы; делает обобщения после анализа, задает проблемные вопросы к прочитанному; оценивает текст, речь, исходя из манеры изложения, формы подачи; оценивает форму и содержание в единстве. Рефлексия!!!!!!!!!!!!!!!!! |
Описание методов оценивания |
Мозговой штурм: отвечают на неожиданные вопросы, учатся видеть главное. Оценивание представленных работ: создание работ (буклет, презентация, эссе, отзыв, статья) по окончании исследования позволит комплексно представить результаты ученических исследований для всей аудитории, сделать выступление более показательным и выразительным. Итоговая конференция: ученические конференции, на которых ученики берут на себя ответственность за организацию и обсуждают свои темы, рассматривая задачи, работы и бланки самооценки.
|
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки Смысловое чтение, умение кратко пересказать прочитанное, |
Навык работы с различными источниками информации, навыки работы на ПК, навык работы с цифровой камерой. |
Учебные мероприятия |
1 урок: 1 | Актуальность темы. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИТЕРАТУРА | 2 | Использование активных форм и методов для развития читательских интересов школьников на уроках литературы. | 3 | Овладение литературно-теоретическими знаниями и методами анализа художественного текста; | 4 | Овладение литературно-теоретическими знаниями и методами анализа художественного текста; | 5 | Ключевые слова как разгадка авторского замысла. | 6 | Рассказ от имени героя (речевое развитие) | 7 | Театрализация. | 8 | Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого | 9 | Роль личности творца для понимания авторской концепции. | 10 | Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся. | 11 | Сотрудничество учителя и библиотекаря в воспитании квалифицированного читателя. | 12 | Роль семейного воспитания в развитии у детей интереса к книге, чтению. | 13 | Формирование читательских интересов учащихся в рамках проведения внеклассных мероприятий по литературе | 14 | Проведение внеклассного мероприятия по литературе | 15 | Основная задача литературы – поиски решения жизненных проблем. | 16 | Итоговый урок. Я хочу поделиться прочитанным. |
|
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) |
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной |
|
Одаренный ученик |
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии — оборудование |
|
Технологии — программное обеспечение |
|
Материалы на печатной основе |
|
Другие принадлежности | --- |
Интернет-ресурсы |
|
Другие ресурсы |
|