Олимпиада по литературе 7-11 классы
олимпиадные задания по литературе на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Олимпиадные задания  по литературе предназначены для обучающихся 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_literatura.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородский район

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 г.

Предмет: Литература

Класс: 7-11

Составители:

Любезнова Ю.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Школа №35»;

Михайлова О.Е.,

 к.ф.н., учитель русского языка

МБОУ «Школа  №35»

Согласовано:

 Методист РМК  Воротникова  О.Г.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Школа №7»

Нижегородский район

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 г.

Предмет: Литература

Класс: 7-8

Время на выполнение заданий: 180 минут

Задание №1

Во время поездки в Европу по межшкольному обмену вы посетили одну из школ, и ваши ровесники попросили вас рассказать о каком-нибудь особенно популярном в России литературном герое.

Подготовьте и напишите текст небольшого выступления (примерно на 3 минуты) на эту тему, учитывая специфику культурной среды. Для характеристики выбранного персонажа вы можете использовать сравнения с героями, изображёнными в европейской и мировой литературе – это поможет слушателям представить себе описываемый вами литературный образ (не более 300 слов).

Задание №2

Представьте, что вам предстоит опубликовать статью об известном поэте и его творчестве в хрестоматию для школьников. Подумайте, о жизни и  творчестве какого поэта вы бы хотели рассказать. Почему? Какую информацию вы бы включили в статью? Какие комментарии вы бы сделали? Какие строчки из стихотворений этого автора добавили бы?

Напишите небольшую вступительную статью для будущих читателей.

Удачи!

Нижегородский район

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 г.

Предмет: Литература

Класс: 9

Время на выполнение заданий: 300 минут

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Г.Р.Державин

Лебедь

Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.

В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.

Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.

Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.

Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.

С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских, вод
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,

Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь, —
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:

«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил». —

Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.

1804

Опорные вопросы:

  1. Какие мысли и чувства вызывает у вас стихотворение Г.Р.Державина «Лебедь»? О чем оно?  Каковы ключевые образы этого стихотворения?
  2. Что интересного вы заметили на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях стихотворения? Как они связаны с развертыванием сюжета стихотворения?
  3. Укажите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении Г.Р.Державина «Лебедь» и определите их роль в создании художественных образов.
  4. К какому литературному направлению можно отнести стихотворение?  Обоснуйте свое мнение.

Задание №2

Представьте, что вас попросил друг выступить по школьному телевидению с сообщением «Книга, которая может изменить мир». Подготовьте и напишите текст небольшого выступления (примерно на 3 минуты) на эту тему. Продуманно и логично постройте свое рассуждение. Не забудьте, что в вашем сообщении должны быть вступление, основная часть и заключение.

Удачи!

Нижегородский район

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 г.

Предмет: Литература

Класс: 10-11

Время на выполнение заданий: 300 минут

Задание №1

Дайте сопоставительный анализ стихотворений или анализ прозаического произведения (на  выбор). Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

На стоге сена ночью южной…

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

 

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

 

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

 

И с замираньем и  смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону.

Афанасий Фет                      1857

Посреди мира

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.

Я Нестор, летописец мезозоя,
Времен грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.

Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И - боже мой! - какой-то мотылек,
Как девочка, смеется надо мною,
Как золотого шелка лоскуток.

Арсений Тарковский           1958

Тропа

В тайге у меня была тропа чудесная. Сам я ее проложил летом, когда запасал дрова на зиму. Сушняка вокруг избы было много – конусообразные лиственницы, серые, как из папье-маше, были натыканы в болоте, будто колья. Избушка стояла на пригорке, окруженная стланиковыми кустами с зелеными хвойными кисточками – к осени набухшие орехами шишки тянули ветви к земле. Сквозь эти стланиковые заросли и проходила к болоту тропа, а болото когда-то не было болотом – на нем рос лес, а потом корни деревьев сгнили от воды, и деревья умерли – давно, давно. Живой лес отошел в сторону по подножью горы к ручью. Дорога, по которой ходили автомашины и люди, легла с другой стороны пригорка, повыше по горному склону.

Первые дни мне было жаль топтать жирные красные ландыши, ирисы, похожие на лиловых огромных бабочек и лепестками, и их узором, огромные толстые синие подснежники неприятно похрустывали под ногой. У цветов, как и у всех цветов Крайнего Севера, запаха не было; когда-то я ловил себя на автоматизме движения – сорвешь букет и поднимаешь его к ноздрям. Но потом я отучился. Утром я рассматривал, что случилось за ночь на моей тропе – вот распрямился ландыш, раздавленный моим сапогом вчера, подался в сторону, но все же ожил. А другой ландыш раздавлен уже навсегда и лежит, как рухнувший телеграфный столб с фарфоровыми изоляторами, и разорванные паутинки с него свисают, как сбитые провода.

А потом тропа вытопталась, и я перестал замечать, что поперек моего пути ложились ветви стланика, те, которые хлестали мне лицо, я обломал и перестал замечать надломы. По сторонам тропки стояли молодые лиственницы лет по ста – они при мне зеленели, при мне осыпали мелкую хвою на тропку. Тропа с каждым днем все темнела и в конце концов стала обыкновенной темно-серой горной тропой. Никто, кроме меня, по ней не ходил. Прыгали на нее синие белки, да следы египетской клинописи куропаток видал я на ней много раз, и треугольный заячий след встречался, но ведь птица и зверь не в счет.

Я по этой собственной тропе ходил почти три года. На ней хорошо писались стихи. Бывало, вернешься из поездки, соберешься на тропу и непременно какую-нибудь строфу выходишь на этой тропе. Я привык к тропе, стал бывать на ней, как в лесном рабочем кабинете. Помню, как в предзимнюю пору холодом, льдом уже схватывало грязь на тропе, и грязь будто засахаривалась, как варенье. И двумя осенями перед снегом я приходил на эту тропу – оставить глубокий след, чтобы на моих глазах затвердел он на всю зиму. И весной, когда снег стаял, я видел мои прошлогодние метки, ступал в старые следы, и стихи писались снова легко. Зимой, конечно, этот кабинет мой пустовал: мороз не дает думать, писать можно только в тепле. А летом я знал все наперечет, все было гораздо пестрей, чем зимой, на этой волшебной тропе – стланик, и лиственницы, и кусты шиповника неизменно приводили какое-нибудь стихотворение, и если не вспоминались чужие стихи подходящего настроения, то бормотались свои, которые я, вернувшись в избу, записывал.

А на третье лето по моей тропе прошел человек. Меня в то время не было дома, я не знаю, был ли это какой-нибудь странствующий геолог, или пеший горный почтальон, или охотник – человек оставил следы тяжелых сапог. С той поры на этой тропе стихи не писались. Чужой след был оставлен весной, и за все лето я не написал на этой тропе ни строчки. А к зиме меня перевели в другое место, да я и не жалел – тропа была безнадежно испорчена.

Вот об этой тропе много раз пытался я написать стихотворение, но так и не сумел написать.

В.Шаламов (1967)

Задание №2

Представьте, что вам необходимо выступить на школьной конференции по теме «Взаимосвязь литературы и Интернета». Подготовьте и напишите небольшое выступление, сформулируйте вопросы и проблемы по этой теме. Продумайте вступление и заключение, а также логику вашего сообщения.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе в 8 классе

Задания для школьного тура....

Олимпиада по литературе в 6 классе

Олимпиада содержит задания разного уровня сложности...

Олимпиада по литературе 7-11 класс

Материал заданий олимпиады можно использовать для подготовки к олимпиадам по литературе 7-11 кл...

олимпиада по литературе 7-11 классы, муниципальный этап

В этой папке находится материал олимпиады по литературе 7-11 классы, 2012 год, ключи...

Олимпиада по литературе 7-11 классы

p { margin-bottom: 0.21cm; } Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в Волгоградской области в 2012/2013 учебном году...

Олимпиада по литературе в 5 классе

Олимпиада по литературе в 5 классе...

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2

Олимпиада по литературе в 5 классе № 2...