рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе, 8 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе ( 5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.
(см. – "Программы общеобразовательных учреждений. Литература,
5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2006,
с. 40 – 48).
Программой, и Учебным планом предусмотрено на изучение курса 70 часов ( 2 часа в неделю ).
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 – 9 и 10 – 11 классы).
Внутри первого концентра три возрастные группы ( 5 – 6, 7 – 8 и 9 класс).
Вторая группа ( 7 – 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Основные виды устных и письменных работ.
Устно:
- правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; - подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
- использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
- письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
- создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
- создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного ); - создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Произведения для заучивания наизусть.
- Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
- М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
- Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
- Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
- А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
- О Родине и родной природе ( 2 – 3 стихотворения на выбор).
Основные умения и навыки
1. Введение. Русская литература и история. – 1 час
- знать о тесной связи истории и литературы,
- видеть отражение в литературе истории русского народа.
2. Устное народное творчество – 2 часа
- усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
- видеть отражение в литературе истории русского народа.
3. Житийный жанр в древнерусской литературе – 3 часа
( внеклассное чтение - "Шемякин суд")
- видеть отражение в литературе истории русского народа;
- знать житийный жанр, автобиографическую литературу.
4. Из литературы 18 века.
4.1. Д. И. Фонвизин – 2 часа
( + 1 на развитие речи )
- определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
- уметь выделять основной конфликт;
- знать особенности драматургического произведения;
- уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
5. Из литературы 19 века
5.1. И. А. Крылов
( Внеклассное чтение – И. А. Крылов "Басни" ) – 1час
- понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
- единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.
5.2. К. Ф. Рылеев – 1час
- осваивать понятия традиции;
- образ автора в художественном произведении;
- уметь выразительно читать произведение наизусть;
5.3. А. С. Пушкин.
( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама» ) – 8 часов
( + 1 на развитие речи )
- понятие о языке художественных произведений;
- определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.
5.4. М. Ю. Лермонтов – 3 часа
( + 1 на развитие речи )
- знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
5.5. Н. В. Гоголь
( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь «Шинель» ) – 5 часов
- знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
- уметь читать произведение по ролям.
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин – 1 час
( + 1 на развитие речи )
- понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
- единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
- знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
- знать содержание глав романа "История одного города";
- уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
- повторить понятие "аллегория".
5.7. Н. С. Лесков – 1 час
- усвоить понятия "характер и судьба";
- понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
- знать содержание произведения.
5.8. Л. Н. Толстой
( Внеклассное чтение – Л.Н. Толстой «Отрочество» ) – 2 часа.
- уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
- распознавать антитезу как способ построения произведения;
- обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
- уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.
5.9. А. П. Чехов – 3 часа.
- понимать особенности творчества писателя;
- усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".
6. Из литературы 20 века.
6.1. И. А. Бунин – 1 час.
6.2. А. И. Куприн – 1 час.
( + 1 на развитие речи )
- знать основные вехи жизни и творчества писателя;
- знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.
6.3. А. А. Блок
( Внеклассное чтение – А. А. Блок "На поле Куликовом" ) – 1 час.
6.4. С. А. Есенин – 2 часа.
- знать особенности стихотворной речи;
- уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
- выразительно читать наизусть.
6.5. И. С. Шмелев – 1 час.
6.6. Писатели улыбаются – 3 часа
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;
- выразительно читать изученные произведения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
- пересказывать фрагменты произведения.
6.7. А. Т. Твардовский
( Внеклассное чтение – А. А. Платонов "Возвращение" ) – 3 часа.
- осваивать понятия традиции;
- образ автора в художественном произведении;
- уметь выразительно читать произведение наизусть;
- усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – 1 час
( + 2 на развитие речи )
- усвоить понятие исторической памяти народа;
- понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.
7. Из зарубежной литературы
( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") – 4 часа
У.Шекспир – 2 часа
- уметь выделять основной конфликт;
- знать особенности драматургического произведения;
- уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Ж.-Б. Мольер – 2 часа
- уметь выделять основной конфликт;
- знать особенности драматургического произведения;
- уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Развитие речи – 7 часов
- уметь выразительно читать художественные произведения;
- уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
- уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
- рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя ( групповую, сравнительную);
- уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;
- уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- уметь использовать словари различных типов
- уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.
Внеклассное чтение – 9 часов
- развивать свой интерес к чтению;
- знать русскую и зарубежную литературу в пределах возраста;
- уметь правильно подбирать литературу для чтения.
Календарно-тематическое планирование
(70 часов) к учебнику В.Я. Коровиной
№ | Дата | Тема | Требования к уроку | Текущий контроль | УУД | Межпредметные связи | |||||
1 | Итоги летнего чтения. Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история | Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История | |||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | Музыка | ||||||||||
2 | Русское народное поэтическое творчество. Исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ. | Опрос. Выр. чт. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Музыка. История | ||||||
3 | Лирические и хороводные песни. «В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…» Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни в частушках. Разнообразие тематики частушек | Раскрыть особенности содержания и художественной формы лирических и хороводных песен. | Пересказ или выр. чт, 2-3 частушки Проверочная раб. по УНТ | - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История | ||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | История | ||||||||||
4,5 | Житие как жанр древнерусской литературы. Великий князь Александр Ярославич как историческая личность. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие. Защита русских земель от вражеских нашествий и набегов. Бранные подвиги Александра Невского. Духовный подвиг самопожертвования Демократическая литература. «Повесть о Шемякином суде» | Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского" Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского. | Пересказ фрагментов жития Сергея Радонежского | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. -Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | История | ||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII В. | |||||||||||
6 | Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены). | Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии. Подвести учащихся к мысли, что комедии не только высмеивает невежество, но и указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей. | Сообщение | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. . | История, ИЗО | ||||||
7,8 | Практикум. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века". Домашнее сочинение №1 | Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях. Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. | Выр. чт. отрывка | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО | ||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА | |||||||||||
9 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Осмеяние самонадеянности, зазнайства. Выразительное чтение наизусть | Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов. | Выр. чт. наизусть | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО | ||||||
10 | К.Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы. Предводитель казаков Ермак Тимофеевич – романтический герой Рылеева. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке | Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества. | Выр.чт. наизусть | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История | ||||||
11 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? | Сообщение, краткий пересказ | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История, география | ||||||
12 | А.С. Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка» | Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки". | План статьи, пересказ отрывка | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | История, география | ||||||
13 | Гринев: жизненный путь героя. | Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева | Вопросы с.211-212 | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | |||||||
14 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать | Вопросы с.211-212, выр. чт. сцены | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||||||
15 | Изображение народной войны и ее вождя. | Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести. | Вопросы с.211-212, выр. чт. сцены | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||||||
16 | Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева. | Вопросы с.211-212, задание по гр. | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | История | ||||||
17 | Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Домашнее сочинение №2 | Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам. | План рассказа о Гриневе или Пугачеве | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | |||||||
18 | Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" ( урок обобщения и контроля). | Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История | |||||||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ". | Выр. чт. наизусть стих в прозе | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История ИЗО, география | ||||||
20-21 | Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Цитатный план, выр. чт. наиз. 6 или 8 гл. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История ИЗО, география | ||||||
22 | Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" Классное сочинение №1 | Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ. | |||||||||
23 | Н.В. Гоголь. О замысле, написании и постановке «Ревизора». Афиша комедии, замечания для -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы актеров | Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии. | Сообщение | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО, история | ||||||
24 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор". | Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке. | Выр. чт. по ролям | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО, история | ||||||
25 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина. | Выр. чт. по ролям | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО, история | ||||||
26 | Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии. | Выр. чт. по ролям | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО, история | ||||||
27 | Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". | Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению. | Выр. чт. по ролям Вопр.11 на с. 345 | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||||
28 | Внеклассное чтение "Шинель" | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. | |||||||||
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок). | В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев". | Терминологический опрос | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | ИЗО | ||||||
30 | Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города". | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ||||||||
31 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". | Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека. | См. чтение | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ИЗО | ||||||
32 | Л.Н. Толстой: страницы биография. Рассказ «После бала» | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала". | Сообщение | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме | История, ИЗО | ||||||
33 | Художественные особенности рассказа «После бала». Образы повествователей. Художественное время. Зеркальная композиция. Система образов и персонажей. Конфликт рассказа | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни. | План рассказа | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО | ||||||
34 | Проблема самовоспитания. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей. Историзм литературы | Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы. | Выступл. уч-ся | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | |||||||
35 36 | А.А. Фет «Первый ландыш». А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…». Ф.И. Тютчев «Смотри, как роща зеленеет», «Осенний вечер». Чтение стихотворения наизусть | Вопр. 7 на с.40 | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Музыка, изо | |||||||
37 | Р.Р.№5 Анализ лирического стихотворения | Выр. чт. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | ||||||||
38 | А.П. Чехов: «Мое святое святых…». Трилогия. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников | Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения. | Беседа | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | |||||||
39 | «О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека от лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии | Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу. | План-характеристика | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||||
40 | Р.Р.№6 Классное сочинение №2 (обучающее) по рассказам А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | -Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. -Использовать речь для регуляции своего действия | |||||||||
41 | Вн.чт. «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников | Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы. | Сообщение | - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. -Использовать речь для регуляции своего действия | |||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В. | |||||||||||
42 | И.А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «темные аллеи». Рассказ «Муза» | Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви. | Выр. чт. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, география, ИЗО | ||||||
43 | А.И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини | Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" | Выр.чт., сообщ. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, география, ИЗО | ||||||
44 | Р.Р.№7 Классное сочинение №3 "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). | ||||||||||
45 | А.А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Стихотворный цикл «На поле Куликовом» | Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной | Сообщ., выр. чт. наиз. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО. | ||||||
46 | С.А. Есенин как поэт-лирик. Драматическая поэма «Пугачев» | Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке" | См. чт. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО, музыка | ||||||
47 | И.С. Шмелев «Как я стал писателем». М.А. Осоргин «Пенсне». Теффи «Жизнь и воротник». Мир вещей. М.М. Зощенко «История болезни». Отрывки из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»» | Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения | Пересказ | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | История, ИЗО, музыка | ||||||
48 | М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне". | Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне" | |||||||||
49 | Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. | Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | ||||||||
50 | Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни". | Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении. | |||||||||
51 | А.Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Теркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Перед боем» | Познакомить учащихся с фактами биографии А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина" | Словар. работа, выр. чт. | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО, музыка | ||||||
52 | «Василий Теркин». Главы «Переправа», «О войне», «Теркин ранен», «О награде» | Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся. | Выр. чт. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | История | ||||||
53 54 | Главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?» Чтение наизусть. | Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся. | Выр. чт. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | |||||||
55 | «Василий Теркин» - лироэпическая поэма. Образ автора. Сюжет и композиция. Язык поэмы читателями-фронтовиками. Любимые главы Р.Р.№8 Домашнее сочинение №3 «Теркин – кто же он такой?» | Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. | Пересказ с цитированием | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. - Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. | История | ||||||
56 | А.П. Платонов «Возвращение». Ключевые образы рассказа.Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны | Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения. | Беседа | -Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. -Использовать речь для регуляции своего действия | |||||||
57 | Стихи и песни о ВОВ | Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения | Выр. чт. | - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО, музыка | ||||||
58 | В.П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя. | Сообщ. | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||||
59 | «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжет. Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе. Яркость и красочность языка Астафьева. Рассказы из книги в.П. Астафьева «Последний поклон» | Отзыв о др. рассказах | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | ||||||||
60 | В.П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни довоенного времени в рассказе | Сообщ. | -Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | ||||||||
61 |
Р.Р.№9 Домашнее сочинение №4 «ВОВ в произведениях писателей ХХ века» | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. | -Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. -Использовать речь для регуляции своего действия | ||||||||
62 | Лирика поэтов ХХ века. Анализ одного из стихотворений. Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. | Выр. чт., анализ | -Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. -Использовать речь для регуляции своего действия | ||||||||
63 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное | |||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |||||||||||
64 65 | У. Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности | Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе. Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. | Чтение, беседа | -Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме - Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. | История, ИЗО, музыка, география | ||||||
66 67 | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. | История, ИЗО, музыка, география | ||||||
68 | Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" | Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы. | Внеклассное чтение № 8 Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" | Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы. | История, ИЗО, музыка, география | ||||||
69 | В. Скотт. "Айвенго". | Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел. | Внеклассное чтение № 9. В. Скотт. "Айвенго". | Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел. | История, ИЗО, музыка, география | ||||||
70 | Заключительный урок |
Итого: 70 ч., из них по развитию речи: 9ч.
Сочинений: классных – 3ч.,
домашних – 4ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...