"Капит. дочка" сочинение.
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тема 1. Становление личности Петра Гринева
- Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
- Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
- Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
- История любви к Маше.
- История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).
- Основные черты героя, оценка образа.
Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
- История в творчестве А. С. Пушкина.
- Портретная характеристика Пугачева.
- Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
- Пугачев и народ.
- Взгляды Пушкина на восстание.
Тема 3 «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
- Что общего у Гринева и Швабрина?
- Как каждый из героев относится к людям?
- Как поступают герои в ситуациях выбора?
- Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
- Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 4 Смысл названия повести «Капитанская дочка».
- Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?
- Какие черты характера проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева), Швабрину, Гриневу?
- Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?
- Как относятся к Маше другие герои повести?
- Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург к Екатерине II?
- Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.
Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».
- Положение Савельича в семье помещиков Гриневых
- Как проявляется характер Савельича, его качества?
- Попадает ли Савельич в ситуации выбора?
- Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?
- Как характеризует Савельича его речь?
- Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?
- Мое отношение к Савельичу
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника 8 марта с Лунтиком и бабой Капой
сценарий утренника 8 марта для 2-й младшей группы...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ЗПР "Уроки мышки Капы"
Данный конспект разработан с учетом психо-физических особенностей детей с задержкой психического развития...