Урок нравственности "Постарайтесь творить всякие добрые дела"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок нравственности по древнерусской литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstvennosti_8_klass.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок нравственности (8 класс)
Тема. «Постарайтесь творить всякие добрые дела».
«Поучение» Владимира Мономаха.
Цель: продолжить знакомство учащихся с духовной литературой;
способствовать развитию умений работать с художественным и
литературоведческим текстами,
способствовать развитию самостоятельности творческого мышления
учащихся;
прочитать фрагменты «Поучения « Владимира Мономаха, выявить
общенравственный смысл и христианские традиции произведения.
Оборудование: портрет Владимира Мономаха., карта «Киевская Русь
в ХI-ХII веках», записи на плакатах с цитатами из «Поучения Владимира
Мономаха», тексты для анализа ( текст Д.С. Лихачева, отрывки
из Священного писания, тексты «Поучения»);
мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Слово учителя (художественное чтение)
Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы повели в свои кочевья… измученных, печальных , костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…» - так описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия половецкого набега на Русь конца Х1 века. Половцы безнаказанно разоряли русские области, и во всей земле слышался только грай воронов. По степному бездорожью, прямо через бескрайние степи, оставляя на земле глубокие борозды от колес, половецкие кибитки поспешно двигались к морю. Обессиленные голодом, изнемогая от жажды, раня босые ноги о камни, пленники окончательно выбились из сил. Пощады не было никому. Иногда, видя, сто человек совсем выбился из сил, его убивали ударом копья. Однако в расчетах хана было доставить на невольничий рынок возможно большее количество рабов, и поэтому орда останавливалась на краткие ночлеги. Одна женщина прижимала к груди самое дорогое, что у нее было, - грудного ребенка. Но она чувствовала, что дитя ее уже не живет. Маленькая душа уже взлетела теплым дыханием на небеса. Женщина завыла, как ранены зверь, устремляя взоры к бесчувственному небу. Один из половцев схватил мертвого младенца и швырнул его в чертополох. Мать кинулась за ним со страшным криком, но ее схватили за руки…
-Гибель наша пришла! Гибель! – тихо причитали люди.
В толпе плелся монах, как можно было судить по его черному одеянию, превратившемуся в жалкое рубище. Он сокрушался :
-Лукавые подожгли наш монастырь и все истребили огнем. Что теперь ждет нас в неведомой стране? Горе нам! Но это – кара христианам за прегрешения! В наказание послал Бог нам эти испытания. Увы, опустели наши города, а поля заросли волчцами, стали обиталищем для диких зверей…
- Как вы думаете, почему страдала земля Русская?
(Русские князья ссорились между собой, превращая ссоры
в разорительные войны. Для вооруженного решения своих распрей
некоторые из князей приглашали и нанимали половецкие войска. Эти
новые кочевники, вторгшиеся с востока на Русь, раньше жили
в степях между русскими землями и Черным морем.)
- К чему вела непрерывная борьба между князьями?
( К постепенному обособлению земель и разделению Киевской Руси на «отчины», которые все более превращались в самостоятельные государства. Конечно, раздробленность Руси ослабляла способность противостоять внешним врагам.)
- А были среди князей благочестивые, которые боролись за объединение, сплочение великой державы – Руси?
( Великий князь Владимир, его сын, тоже великий князь ,
Ярослав Мудрый; великий князь Всеволод; его сын Владимир
Мономах, великий князь.)
3. Объявление темы урока, постановка целей урока
О великом князе Владимире Мономахе мы и поговорим сегодня.
Тема сегодняшнего урока «Постарайтесь творить всякие добрые дела».
Мы продолжим знакомство с духовной литературой; прочитаем фрагменты из «Поучения» Владимира Мономаха, постараемся выявить и понять общенравственный смысл и христианские традиции произведения.
4.Работа над эпиграфами к уроку (Слова Д.С. Лихачева и Владимира Мономаха) - Эпиграфами к уроку не случайно станут слова Владимира Мономаха и слова человека, имя которого неразрывно связано с древнерусской литературой. Дмитрий Сергеевич Лихачёв – переводчик, исследователь и знаток древнерусской литературы, великий мыслитель, настоящий патриот.
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.(Д. С. Лихачев)
Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло,
и живи во веки веков.( Владимир Мономах)
- Выделите ключевые слова в каждом из высказываний. (Нравственность, добро, мир)
- Пусть на уроке у нас царит мир и добро.
5. Чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
6.За что же почитал народ Владимира Мономаха?
Индивидуальное сообщение ученика о деятельности Владимира Мономаха ( с использованием презентации, подготовленной совместно
с учителем).
7. Работа над портретом Владимира Мономаха
- Обратимся к портрету Владимира Мономаха.
Каким вы представляете себя великого князя Владимира Мономаха?
- О чём может сказать имя Владимир Мономах?
Владимир – владелец мира. Корень –мир- показывает принадлежность к знатному роду, Мономах, (в переводе с греческого) – «мономахос» – единоборец.
- Почему его так называли?
(Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неё с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).
- Вот о чём вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил, веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царём всея Руси»
О чём свидетельствует запись старого монаха?
- Владимир Мономах – автор «Поучения». Определение поучения как жанра древнерусской литературы- Как вы думаете, в каком возрасте Владимир Мономах написал своё «Поучение»?
Словарная работа
Поучение – один из жанров древнерусской литературы. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.
Поучение = побуждение к учению.
Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.
Повторение теоретического (литературоведческого) материала
- Когда возникла древнерусская литература, в связи с каким событием?
(ХI век, принятие христианства)
- На каком языке была написана древнерусская литература и в каком варианте она существовала? (Древнерусский язык. Рукописный вид.)
- Назовите жанры древнерусской литературы. (Летопись, предание, поучение, хождение, слово, повесть, житие, рассуждение, легенда, похвала, наставление)
9. Композиция и структура «Поучения» Владимира Мономаха
«Поучение» Владимира Мономаха состоит из трех частей:
-собственно поучение, обращенное к детям;- рассказ о своей жизни;- письмо Олегу Святославовичу, князю Черниговскому, на глазах у которого
убили юного сына Мономаха Изяслава.
10.Работа с текстом «Поучения» Владимира
- Чтение подготовленным учеником отрывка из «Поучения» Владимира Мономаха на древнерусском языке.
Словарная работа (по тексту «Поучения»).
(«Поучение» прочитано школьниками дома. ( Учебник. Литература. 8 класс. (Авт.-сост. А.Г. Кутузов. Глава Духовная литература. Духовная литература и её традиции. Поучение Владимира Мономаха. В сокращении. Перевод Д.С. Лихачёва.)
Что пишет князь в начале своего «Поучения»?
В старину мертвых в церковь возили обычно на санях. Выражение «сидя на санях» следует понимать только так: готовясь к дальнему пути.
- Я, худой… - о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения(«стройный» или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?
- Слушал эту грамотку… - излишняя ли буква «К» в последнем слоге? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?
- Милостыню подавайте нескудную… - отличается определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?
- Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?
- Кроткие - состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?
- Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли оно генетически со словом «богатый»?
- Быть благочестию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?
- «Поучение» Владимира Мономаха называют духовным завещанием. Подтвердите эту мысль обращением к тексту.
- Какова личность Владимира Мономаха? Чем он отличается?
( - образованностью, нравственностью, имеет богатый жизненный опыт, социальный статус. (Найти доказательства в тексте)
- Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?
(Воспитывался на Священном Писании, святоотеческой и житийной литературе. Псалтырь брал всегда с собой в дорогу).
11. Работа по вариантам (с различными текстами))
1 вариант – текст «Поучения»;
2 вариант – Размышления Д.С. Лихачёва о мировосприятии древнерусского человека;
3 вариант – Цитаты из Священного Писания, выписанные Владимиром Мономахом.
Задание. Познакомившись с размышлениями Д.С. Лихачева о мировосприятии человека
Древней Руси, обратившись к тексту «Поучения» Владимира Мономаха», к цитатам, которые Владимир Мономах выписал из Священного Писания, укажите из свода нравственных правил те, которым следовал автор и которые он считал обязательными, те, которые лично вам
кажутся современными. (Ответы учащихся)
Индивидуальное задание. Используя указанные учителем адреса сайтов в интернете или обращаясь к поисковой системе Jandex, подобрать иллюстративный материал ( портреты князя Владимира Мономаха, репродукции картин, миниатюры из летописей и т.п.) для создания художественной «галереи» по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха».
hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml
hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml
hppt: //znat.narod.ru/ и др.
Примечание. Задание проверяется учителем в конце урока, материала могут использоваться учителем и другими учащимися при выполнении домашнего задания.
- Заключительная беседа с учащимися
- Какие задачи общегосударственного порядка должны решаться правителем в первую очередь? ( Продуманная внешняя и внутренняя политика, забота о церкви, о подданных).
- Каким нравственным критериям должен , по мнению Мономаха. соответствовать правитель? ( Образованность, трудолюбие, заинтересованность в делах и умение их делать, отвага, решительность)
- Какие свойства характера необходимо, по мнению автора, воспитывать в себе князю?( Милосердие, правдивость и т. д.)
- Какой характер внушаемой Владимиром Мономахом добродетели? («Трудиться, не лениться, выполнять три важных дела: покаяние, слёзы, молитва»).
- Владимир Мономах – верующий человек? Он истинный христианин?
(В основе добродетели Владимира Мономаха – огромный опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого предавать смертной казни. Владимир Мономах убеждает посещать больных, провожать на кладбище, не забывать говорить приветливые слова. Он внушает гостеприимство, убеждает в том, что нужно постоянно учиться. Говоря о себе, Мономах не хвалится, во всём видит промысел Божий.)
- «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь…» - так сердечно звучат слова Владимира Мономаха.
- Какие советы Владимира Мономаха вы обратили бы к своим ровесникам?
(… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.
… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.
… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
… напоите и накормите просящего…
… убогих не забывайте и подавайте сироте…
… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
… соблюдайте своё слово…
… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
… Не пропустите человека, не приветив его.
… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.)
Подведение итогов
- В чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Почему просит автор принять «грамотку» «в свое сердце»?
- Итоговое тестирование
( Тестирование проводится с использованием сетевой программы Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы в 7 классе. Древнерусская литература. Урок 03.) (Приложение №4)
- Рефлексия
? Готовы ли вы принять «грамотку» Владимира Мономаха в своё сердце?
(Да, всей душой и сердцем. Хотелось бы ещё к ней обратиться.
Необходимо ещё её прочитать.
Не знаю, не уверен.)
16.Домашнее задание
Учащимся предлагается самим написать «поучение» брату, другу, сестренке и т. д., используя лексику «Поучения». ( Можно дать учащимся опережающие задания и предложить учащимся в качестве образцов. Показ и чтение творческих работ.)
Задание творческой группе: создать буклеты по теме урока.
Указатель ресурсов сети Интернет
по теме «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха»
- hppt://www.monomah.vladimir.ru/picture.thml
Древнерусская литература. Антология.
- hppt: //old-rus.narod.ru/01.thml
Сайт содержит материалы о Владимире Мономахе и его творчестве: биографические сведения, тексты произведения и т.д.
- hppt://festival.1september.ru/
- hppt://his.1september.ru/2001/05/2.htm
- hppt://methal.vladimir.rode.ru/
- hppt://www.somoylova.sch1552.edusite.ru/
Планирование уроков по древнерусской литературе
- hppt://www.saratov.fio.ru/finals/works/067/fedoruk.n/
Владимир Мономах (презентация)
- hppt: //znat.narod.ru/
Сайт, посвящённый истории правления и биографии великих князей Киевских, Владимирских, Московских
- hppt: //www.pisatel.org/old/
Сайт посвящён древнерусской литературе
- hppt: //www.drewne.ru/
Древнерусская литература. Образовательный портал
- hppt: //www.geocities.com/stoglav/
Сайт содержит множество произведений среднерусской литературы,
большое количество информации по русской истории, материалы
православной тематики
- hppt: //www.krotov.org/library/old/rus.htm/
Размещены памятники древнерусской литературы на церковно-славянском языке
- hppt: //old-russian.chat.ru/10fevron.htm/
Сайт древнерусской литературы
- hppt: //www.drewne.ru/study/petr.htm/
- hppt: //infolio.ast.ru/philol/lichachev/great10.thm/
Д.С. Лихачёв. Великое наследие
Библиография
- Головин Н.Н. Моя первая Русская История в рассказах для детей. –
М., 1992.
- Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. – М., 1992.
- Из истории русского и западноевропейского искусства. – М., 1960.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М. «Современник», 1993.
- Киево-Печёрский государственный историко-культурный заповедник; Фотоальбом. – Киев, 1984.
- Книга хождений: Записки русских путешественников XI – XV вв. – М., 1984.
- Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М., 1991.
- Лихачёв Д.С. Национальное самосознание древней Руси (Очерки из области русской литературы XI-XVII вв.).- М.
- Осетров Е. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной и печатной. – М., 1989.
- Полевой Н. Клятва при гробе Господнем. – М., 1992.
- Рассказы о Древней Руси. – М., 1992.
- Рассказы русских летописей XII – XIV вв. – М.,1968.
- Соловьёва С.М. Об истории Древней России. – М., 1992.
- Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Фёдорова, Т.А. Сумникова. – 2-е изд. – М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творим добрые дела
Ребята пришкольного лагеря «Город детства» при МБОУ «Токурская СОШ» Принимают участие в акции «Творим добрые дела»...
Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!», посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике
Сценарий отчетного концерта «Творите добрые дела!»,посвященный Году Человека труда в Чувашской Республике 1 ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! 2 ведущая: Добрый вечер, уваж...
Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс
Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....
Урок обществознания "Человек славен добрыми делами"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе на тему: «Человек славен добрыми делами»...
«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)
В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...
Конспект урока обществознания "Человек славен добрыми делами" 6 класс
Конспект урока обществознаня по теме "Человек славен добрыми делами". 6 класс...
- Мне нравится (1)