Критическое мышление (мастер-класс)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Абзеппарова Екатерина Викторовна

Даны приемы и содержние отдельных этапов данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon абзеппарова мастер-класс61 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №40»        

        

Мастер-класс

«Использование приемов технологии критического мышления при изучении литературных терминов»

учитель русского языка и литературы

Абзеппарова Е.В.

Старый Оскол

2016

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят ее.

Цели технологии критического мышления звучат следующим образом:

  • Роль педагога – быть вдумчивым помощником.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Задачи:

1.Научить работать с текстом. Работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учащихся столь же привычная, как и разного рода письменные работы.

2. Сформировать навыки критического мышления.

Основные научные идеи.

Технология «Развитие критического мышления» относится к технологиям открытого образования. Технологии открытого образования ориентированы на создание индивидуальных траекторий развития обучающегося в учебном процессе. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

Краткая характеристика учащихся, результативности:

Данная технология применяется в 5-7 классах на уроках литературы, результативностью являются результаты сдачи ОГЭ по литературе – 100% качество знаний.

Проблемы и перспективы:

Проблемами данной технологии являются научность и адаптивность литературоведческих статей. Перспективы: обобщение опыта учителя.

Представление системы уроков:

Относительно содержания можно выделить следующие формы деятельности: соревновательные (игры, викторины), научные (оформление памяток, стенгазет, дневников).

Этапы технологии РКМ

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • активизировать обучаемого;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление;
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем.

Описание этапов технологии РКМ в системе уроков

Стадия (фаза)

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Возможные

приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами.

- вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысле-ния

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами

- читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков «v», «+»,

«-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть обучающихся к первоначальным предположениям,

установление

причинно-следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах

- Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют;

- ставят новые цели для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

самооценка и самоопределение

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления

Приемы:

1. Инсерт (Этап осмысления)

2. Взаимоопрос (Этап осмысления)

3. Зигзаг (Этап осмысления)

4. Кубик (Этап осмысления)

5. Кластер (Этап размышления)

6. Выходная карта (Этап размышления)

7. «Двойной дневник» (Этап осмысления)

8. Концептуальная таблица (Осмысление, размышление)

9. Синквейн (Размышление)        

10. Чтение с остановками (Осмысление)

Формы работы:

Индивидуальная, групповая и работа в парах.

Имитационная игра

Три группы.

Результаты предметные:

  1. дать понятие драмы и ее жанров;
  2. выявить художественные особенности драматического произведения;
  3. заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

Метапредметные:

  1. формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
  2. формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

Личностные:

  1. развивать устную и письменную речь учащихся;
  2. развивать умение работать с текстом.

I. (Этап осмысления)

1. Прием «Квадрат» (Этап вызова)

Рисуется квадрат со сторонами:

1. Опиши этот термин, его значение.

2. Сравни его с другими терминами.

3. Подбери ассоциации.

4. Оставляем пустой (заполняется после заполнения «Двойного дневника»).

Ученики делятся на группы.

II. Прием «Двойной дневник» (Этап осмысления)

Во время чтения текста учащиеся должны делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие:

 V – данная информация соответствует тому, что вы знали раньше, или думали, что знаете;

(+) – то, что вы читаете, является для вас новой информацией;

(-) – то, что Вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;

(?) – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотите получить более подробные Двойной дневник выполняется следующим образом: страница делится пополам вертикальной чертой. В первой колонке студенты записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события, основные тезисы, центральные понятия и т. д.), во второй – собственные размышления по их поводу (понимание, интерпретацию, субъективное отношение, ассоциации и т. д.), делают пометки.

 

Текст (литературоведческий словарь, литературная энциклопедия)

Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Моделирование

III. Прием «Кластер» (Этап размышления) 

В центре листа пишется ключевое слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (соединять их черточками). Потенциал: задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого учащегося (до, во время и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого учащегося.

Рефлексия

Прием  «Дискуссия»:

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? (учащиеся просматривают материал, дополняют квадрат)

- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки.

- С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- С чем вы не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- Что вам было известно о драме?

- Что явилось для вас новым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления...

Мастер-класс "Развитие читательской грамотности на уроках русского языка с использованием приемов критического мышления 10 класс на примере изучения темы "Имя существительное"

Мастер-класс содержит  сопоставительный анализ текстов из периодической печати. Главная цель--развитие читательских компетенций...