план анализа стихотворения
методическая разработка по литературе (7, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План анализа стихотворения
- Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).
- Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы (строфа – группа стихотворных строк, связанных общей системой рифмовки. Рифмовка – расположение рифмующихся слов в строфе. Перекрестная- АБАБ, парная – ААББ, кольцевая – АББА.), наличие анафоры(одинаковое начало поэтических строк), рефрена(повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли стихотворении(построфный анализ от начала к финалу), особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.
- Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора) Рифма – звуковое совпадение, созвучие последних слогов. Бывает мужская(последний ударный), женская(предпоследний ударный), точная –лукавы-славы, неточная – книг-дни, богатая-лучи- мечи. Звукопись, средства художественной выразительности, цветовое решение стихотворения.
- Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя; личность автора; место стихотворения в творчестве автора(время и история создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается с другими стихотворениями того же автора на одну же тему.
Теоретико-литературные понятия
Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.Ритм стихотворения сильный. Энергичный.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм более мягкий, завораживающий.
Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге, тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный.
Анапест – перевернутый дактиль. Трехсложный размер с ударением на последнем слоге. Взволнованность, откровенность, сбивчивость.
Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге. Придает гибкость. Пластичность, разнообразность интонации, близость к разговорной речи
Спондей – двусложый неметрический размер с лишним ударением (Швед,русский-колет, рубит, режет.)
Ассонанс – образный строй стихотворения при помощи гласных звуков
Аллитерация – образный строй при помощи согласных звуков
Инверсия – нарушение привычного порядка слов.
Тестирование по литературе, 7 класс
- Дайте определения следующих литературных терминов: аллегория, баллада, басня, былина, гипербола, сюжет, идея, композиция, портрет, псевдоним, сюжет, тема, повесть, историческая повесть, эпиграф. Приведите примеры на каждый термин из литературы, изученной в 7 классе.
- Соотнесите термин и определение:
| Легенда |
| Кульминация |
3..Предельное преувеличение, основанное на фантастике. | Жанр |
4.Произведение, предназначенное для постановки на сцене | Гротеск |
| Герой |
| Драма |
| Завязка |
| Ирония |
| Аннотация |
- Определи, о каком термине идет речь.
Изображение одного предмет с помощью сопоставления с другим …..
Достоверная выдержка……
Самостоятельная единица действия……
- Соедини род(вид) литературы и жанр
Жанр | Род (вид) |
Трагедия | Эпос |
Комедия | Лирика |
Элегия | драма |
Романс | |
повесть | |
басня |
- Продолжи строки стихотворений, назови автора и произведение:
« Как ныне сбирается вещий Олег»
«О вы, которых ожидает…»
« Ты кончил жизни путь, герой»
- Соедини автора и произведение:
М.Ю. Лермонтов | Песнь о вещем Олеге |
Е.И.Носов | Молитва |
Л.Н. Толстой | Бирюк |
И.С.Тургенев | Детство |
А.С.Пушкин | Хамелеон |
А.П.Чехов | Кукла |
- О каком писателе идет речь?
- Родился в 1799 году в Москве. Отец происходил из дворянского рода, имена предков встречаются на страницах русской истории. В 1811 году поступает в Царскосельский лицей…
- Единственный в литературе 19 века создал образ Ивана Грозного по народным песням. Был наделен разнообразными талантами: рисовал, играл на скрипке, фортепьяно…
- Обучался в Казанской гимназии, служил в Преображенском полку, принимал экзамен у русского поэта А.С.Пушкина
Тестирование по литературе, 8 класс
- Соедини литературный термин с определением
Иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты | Интерпретация |
Действующее лицо, персонаж литературного произведения | Гротеск |
Предельное преувеличение, основанное на фантастике | Эпитет |
Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому | Эпиграф |
Вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, интерьер и др.) | Сюжет |
Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия | Описание |
Ряд событий, описанных в художественном произведении и положенных в его основу | Развязка |
Короткий текст, помещенный автором перед текстом сочинения, выражающий тему и идею произведения | Метафора |
Образное определение предмета | Аллегория |
Истолкование литературного произведения | Герой |
- Дайте определения следующих литературных терминов: гипербола, диалог, драма, завязка, развязка, кульминация, идея, композиция, монолог, пейзаж, поэма, псевдоним, рассказ, тема, сравнение, эпизод. Приведите примеры из произведений.
- Соедини автора и произведение
Д.И.Фонвизин | Обоз |
И.А.Крылов | Капитанская дочка |
К.Ф.Рылеев | Недоросль |
А.С.Пушкин | Мцыри |
М.Ю. Лермонтов | Смерть Ермака |
- Дайте характеристику литературным направлениям: романтизм, классицизм
- Назовите автора, произведение, героя
«Ах, батюшка-братец! Уж четыре года как учится. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок. Арихметике учит отставной сержант…..»
« Ревела буря, дождь шумел.
Во мраке молнии летали,
Беспрерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали»
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Меж тем минуло мне 16 лет….»
«Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа стихотворения
Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов...

План анализа стихотворения.
Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках...
План анализа стихотворения
План анализа стихотворения...

План анализа стихотворения
Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2. Эмоциональное восприятие текста.3. Словесное рисование (пейзажная лирика).4. ...

план анализа стихотворения
план анализа включает в себя основные требования по анализу стихотворения...