Итоговое сочинение 2017 год
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Итоговое сочинение (изложение)
2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Список произведений для аргументации на итоговом сочинении по литературе в 2016-2017 учебном году
Разум и чувство
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Натали", «Солнечный удар», «Легкое дыхание»
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
И.А. Гончаров «Обломов»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Честь и бесчестие
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
О.О. Павлов «Конец века»
Победа и поражение
Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Жизнь взаймы»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «На дне»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Опыт и ошибки
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Ги де Мопассан «Ожерелье»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Дружба и вражда
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»
А.А. Фадеев «Разгром»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список произведений для аргументации на итоговом сочинении 2016-2017
Список произведений отечественной и зарубежной литературы, которые могут быть использованы для аргументации тем по направлениям итогового сочинения в 2016-2017 учебном году...
Готовимся к итоговому сочинению - 2017
Презентация для подготовкиучащихся 11 класса к написанию итогового сочинения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
Литература. Итоговое сочинение. 2016-2017 учебный год
Тематика итогового сочинения. Использованы материалы сайта http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie...
Итоговое сочинение 2017-2018 гг
Презентация предназначена для учителя и учащихся 11 кл.Обзор направлений итогового сочинения 2017-2018гг. Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы МКОУ "Мужичанская СОШ"...
Методические рекомендации "Итоговое сочинение 2017-2018"
В работе рассмотрены направления тем итогового сочинения, в частности формулировки тезисов, примерные темы, литературные примеры, цитаты и др...
ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2016/2017 ГГ.
ГОТОВЫЕ ИТОГОВыЕ СОЧИНЕНИЯ 2016/2017 ГГ....