А. С. Пушкин "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки литературы в 8 классе по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_o_veke.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Роман о веке «минувшем» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка)

8 класс

Урок 1.

Открывая «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина

  1. Первые читательские впечатления. Стилистика и жанр страниц Пушкина. – Мы открываем новую книгу А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Что же такое эта книга с первых страниц? Да, воспоминания Петруши Гринева. Его непринужденный, бесхитростный рассказ, словно обращенный к нам. Уже первые два абзаца – подробности быта, начиная с отставки отца, причем с уточнением «премьер-майор» и год, когда он оставил службу. Далее рождение Петруши. Детство под опекой Савельича. Зачем все эти мелочи? Но Петруше каждая мелочь детства дорога. Где мы с этим встречались ранее? Конечно, Л.Н. Толстой «Детство». Почему мы все время говорим Петруша? Нет ли тут фамильярности? Это вина обычаев семьи Гриневых. Особые теплые отношения в этой семье. Мы запросто входим в дом Петруши, его семьи. Он становится нам приятелем, другом. Так создавать сопричастность умел только Пушкин. Справедливо ли, что мы говорим только о Гриневе? Не торопитесь. Можно ли судить о Гриневе, если он себя еще не проявил? Можно. По стилистике его воспоминаний, согретых сердечной теплотой к родителям, к отчему дому. И все? И только Гринев? Нет, и Пушкин. Мы открываем рассказчика. Им стал с первой же фразы Гринев. А что же Пушкин? Он автор, но необычный: сумел так перевоплотиться в героя-рассказчика, что мы готовы принять Гринева за автора или автора отождествлять за Гринева. Зачем такая сложность Пушкину? Невольно напрашивается сопоставление с другим произведением Пушкина «Дубровским». Сопоставительный анализ произведений. В «Дубровском» рассказчиками не стали герои, а Гринев стал. Почему? Он особенно близок автору. Потому доверие.
  2. Автор и герой в романе Пушкина. Разве не удивляет нас емкость первых страниц романа? Ведь перед нами нрав и быт 18 века. Подробность о зачислении Петруши в гвардию еще до рождения. И отец Гринева, с которым мы уже не встретимся. Но останется ли он в памяти? Искусство Пушкина в том, что все герои запоминаются. Фраза старика Гринева «пусть послужит в армии и потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат». И это несмотря на влиятельного князя Б., под началом которого вполне мог бы служить Петруша. почему эта фраза старика Гринева столь впечатляюща? это Мастерство Пушкина в прямой речи: усадебный житель, Андрей Петрович, изъясняется не по светски: народная фразеология (потянет лямку, понюхает пороху) с повторяющимся энергичным союзом «да». Каков язык Пушкина? Может это усадьба Троекурова? Здесь нет язвительности и сарказма, жестокости. Почему такое различие? В «Дубровском» и стихотворении «Деревня» звучит вызов «барству дикому», автор и сострадание «рабству тощему». В «Капитанской дочке» - воспоминания Гринева. Петруше все было мило в родных пенатах в детстве. Почему роман не похож на прежние произведения Пушкина? Петруша на страницах романа таков, каким он создан природой – обыкновенный мальчишка, не лучше и не хуже других. Чем нас захватил Гринев? Хочется быстрее прочитать дальше роман. Почему? Ничего ведь особенного на первых страницах романа не происходит? Нет, происходит. В самой стилистике романа одно событие стремительно сменяется другим. Мы даже не заметили, что Петруше уже 16. «Тут судьба моя переменилась» - в чем тайна этой фразы? Именно в том, что фраза обычная. Простота, динамичность, краткость. Глагол «изменилась» - так мог написать только Пушкин. В этом завязка судьбы героя и всего сюжета. Попробуйте прервать чтение. Не получится. Хочется читать дальше. А как быть с жанром? Кто-то настаивает, что это повесть, а кто-то, что роман. Но достаточно ли повести, чтобы вместить «судьбу» героя – с младенчества и до зрелых лет (а иначе с чего бы Гринев начал воспоминания с самого детства, с родословной)? Это все-таки роман.
  3. Домашнее задание: прочитать роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и высказать мнение о нем; воссоздать одну из его страниц.

Первая особенность урока – объемность разбора всего одной страницы романа. Это лаконичность и есть художественность автора.

Урок 2

Ваше мнение о прочитанном произведении? Какие страницы остались в памяти? Хочется ли по ним создать свое произведение? Сравните ваше прочтение «Дубровского» и «Капитанской дочки».

  1. Мастерство композиции. Уловили ли вы «тайну занимательности» романа? Какие страницы, эпизоды, картины показались неожиданными и особенно волнующими? Принес ли «вожатый» перемены в стилистику романа? Какие? Часто ли создает автор пейзажные картины? Пожалуй один раз – когда Гринев попадает в буран. Так ли необходим он автору? Какой эпизод близок картине бурана? Это сон Гринева. Как вы встретили эту необычную страницу? Ее роль в пушкинском романе? Соотнесите неожиданные эпизоды первых страниц и их язык с последующими страницами. В чем тайны композиции? Почему столь необычно построил Пушкин роман? На опережении и перекличках – буран – вожатый- сон Гринева – заячий тулупчик – пугачевщина и судьба Гринева?
  2. Центральное лицо романа. Кто главный? Но вначале: какого героя мы вправе назвать главным героем произведения? Как вы читали «Капитанскую дочку»? испытали ли наслаждение, ожидая любимого героя? Конечно, Пугачев и Савельич. И все-таки. Гринев интересен сам по себе? Или? Достоин ли Гринев быть главным героем? Не обманулся ли Пушкин?
  3. Гринев и Савельич. Зачем Пушкину Савельич? Автор то и дело испытывает своего героя: встречей с Зуриным – Гринев этот поединок проигрывает, и, неудивительно. Показано отношение к крепостному. Гринев грубит Савельичу. Согласны? Внимательны ли вы к пушкинскому слову? Как произнес слова Петруша: «Молчи, хрыч», - запинаясь. Идет перелом в Гриневе, еще незаметный. Вот Гринев проснулся после вчерашнего и смутно припоминает вчерашние происшествия. Пушкин говорит об этом вскользь. Это небрежность автора? Нет. Это гениальный ход Пушкина. А зачем? Весь абзац отдан Савельичу. Не много ли себе позволяет Савельич, отчитывая Петрушу? Как завершается 1 глава? Пушкинской прозе свойственен подтекст. Что-то приходится угадывать в интервале между фразами. За этой несдержанностью Гринева, незавершенностью повествования, прерывистостью – состояние Гринева, его борьба с самим собой. Но во «внутреннем» поединке он пасует перед Савельичем. Чувствует свою вину. Что же происходит на этой странице? Гриневу стыдно за свои поступки, он чувствует состояние Савельича, ему не по себе от обиды, причиненной Савельичу. Что же вынудило его обидеть Савельича? «я хотел вырваться на волю и доказать, что уже не ребенок». Не забыли эпиграф к роману? Удачен ли он?
  4. Сближение и столкновение характеров (нравственно-психологические параллели и антитезы в романе Пушкина: Гринев и обитатели Белогорской крепости). Вспомним вехи пушкинского романа – поместье Гриневых – уроки Зурина – по пути в Белогорскую крепость – буран и вожатый – сон Гринева – «старинные люди» - Швабрин. Меняется ли интонация романа? Какие рисунки вы бы создали «вослед» повествованию? Предчувствовали ли Белогорскую крепость? А на самом деле: разве не предвещает ее папенька Петруши и не близки ли ему офицеры Белогорской крепости с их простодушием и достоинством людей присяги и долга. Достаточно вспомнить требовательные вопросы, которыми встретил Гринева кривой поручик Иван Игнатьич. Зачем Гринев из гвардии перешел в гарнизон? Можно ли представить теперешнего Гринева, офицера крепости? Конечно же, он по-другому повествует об офицерах, своих сослуживцах, меняется стилистика «воспоминаний». Есть ли у вас предположение, как отнесется Гринев к обитателям крепости? Мы можем предполагать, что разочаруется в своем начальнике, которым командует Василиса Петровна. Представьте: не было бы рядом с Гриневым Швабрина. Найдите точные определения Гринева, оттеняемые контрастом со Швабриным. Как осложняет появление Швабрина образ Гринева? Швабрин многим не нравится. А вот Гринев становится с ним приятелями. Что же происходит с Гриневым и Швабриным на страницах романа? Почему следующая глава называется «Поединок»? Гринев меняется и достаточно быстро. А отношение Гринева к Маше? Что происходит?  Что открыли в Гриневе эти страницы романа? Непосредственность и пылкость Гринева, прямота и эмоциональность. Откровенность признаний в любви. Ненависть к Швабрину. Нужен ли дневник Гринева в романе? Убедителен ли он? Можно ли в развязке забыть поединок Швабрина и Гринева? Что вас особенно в нем взволновало? Ведь это неравная дуэль: Швабрину привычная, а для Гринева – первая. Со стороны Гринева это праведная дуэль. Что в ней, в этой дуэли, удивило? Откуда решительность Гринева в дуэли? Разве он опасный противник? У Гринева были только уроки Бопре. А вот Маша имеет прямое отношение к дуэли. Наконец, исход дуэли. Гринев ранен. Исчерпали ли мы события, связанные со ссорой Гринева и Швабрина, и их дуэлью? Вот он, неожиданный Пушкин! Самое поразительное еще впереди. Ожидали ли вы такую перемену Гринева к Швабрину и убедительна ли она? Чем отличается Гринев от Швабрина? Финал дуэли – примирение? Нет. Предательство Швабрина. Почему меняется Швабрин? И почему столь круто расходятся судьбы Швабрина и Гринева? Теперь их поединок еще более драматичный, чем недавняя дуэль? Неужели юноше легко повторить подвиг стариков? Ветеранов? И неужели столь великодушен Пугачев, что прощает Гринева? Нет. Гринева спас Савельич. В чем своеобразие этой сцены? Проследите последовательность появления участников сцены: Пугачев – офицеры Белогорской крепости – Гринев – Швабрин – Гринев – Савельич. И что же? В чем тайна этой «жуткой» страницы романа? Как всегда – столкновение характеров в нескольких фразах, их контрасты. Гринев и Швабрин, затем Гринев и Савельич – рядом. И если между первыми разлад, предательство Швабрина, то Гринев и Савельич – барин и слуга – заодно. Они настолько в тревоге друг за друга, настолько в смятении в происходящем, что повинуются не разуму, а чувству. Что же осталось за кадром? Гринев и Пугачев, их отношения потаенные, трудно их объяснить. Разве не приведет в недоумение неожиданное милосердие Пугачева в ответ на откровенно дерзкое неповиновение Гринева? Но зачем эти сложности и таинственности Пушкину, автору? Распутайте этот клубок. Да, все началось с вожатого; и что же? Как продолжились у Пушкина буран и вожатый? Как удалось автору захватить нас Пугачевым и Гриневым? Когда Гринев узнал, что Пугачев есть бунтовщик, то, что случилось далее? Зачем нужна в романе картина военного совета? На совет Пугачев пригласил Гринева? Почему? Ваши впечатления от этой сцены? Какие подробности особенно выразительны и таят в себе художественный смысл этой захватывающей страницы? Почему выделена особенно «заунывная бурлацкая песня»? Что таится в пиитическом ужасе Гринева? Что было неожиданным в признании Гринева? Каков «внутренний» голос героя? Как вы встретили страницы, где Гринев рассказывает Пугачеву о Маше? Где же развязка странных отношений Пугачева и Гринева? Почему вас тронуло признание Гринева? Почему он изъясняет, а не объясняет? Обычный ли вопрос? Длинная фраза сменяется короткой. В чем своеобразие сменяющейся фразы, ее лексики, порядка слов?  Оправдана ли велеречивость? Поддерживается ли эта высокая тональность далее? Да, в завершающей фразе «пламенно». Гринев пишет воспоминания, а не рассказывает. И Пушкин намеренно привносит в его речь книжную лексику, патетику, многозначительность. Можно ли судить по роману Пушкина, а читал ли Гринев? И что он читал? Меняется ли стилистика «воспоминаний» Гринева? Сравните первые главы и заключительные. Да, простодушие, трогательная наивность, будничность лексики и интонации сменяются голосом, полным достоинства и даже многозначительности, речью, не чуждой книжности, а то и изысканности. Не странно ли это? Как бы завершил Гринев свою «пламенную» речь? Можно представить. Если бы ему не помешали? Кто помешал и почему? Что особенно изумляет в признании Гринева? Намерение спасти Пугачева. Государственного преступника. Сам Пугачев понимает, что помилования не будет. А вот Гринев и не берет эти слова в толк. Как понять это, как объяснить? И зачем Пушкину доводить до столь невероятных последствий отношения Гринева и Пугачева? Казалось бы, достаточно Гриневу испытаний. Так ли это? Увы, самое суровое ждало его впереди, начиная с неожиданной встречи с Зуриным! Он-то здесь при чем? Как завершились дружеские отношения с Пугачевым, если использовать иронические слова Зурина? Вернемся к истоку романа, к первым страницам. К эпиграфу. Оправдан ли он? Так уж необходим? Разве мы иначе отнеслись бы к Гриневу, если бы не было эпиграфа? Зачем Пушкин предварил роман эпиграфом «Береги честь смолоду!»?  зачем? Ваше итоговое слово о Гриневе.
  5. Овладение психологической лексикой со значением рефлексии. Внутреннего противоборства человеческого «я» и ее использование в оценочном читательском высказывании: я захвачен тайной души Гринева. Хочется разгадать его сомнения и колебания.
  6. Домашнее задание: подготовиться к творческой работе по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка», перечитав его и обдумав заново.

Урок 3

Опыт письменного размышления о страницах «Капитанской дочки»

Примерные темы:

  1. Впервые прочитав «Капитанскую дочку»
  2. Неожиданная встреча на страницах «Капитанской дочки»
  3. Этот странный Гринев
  4. Детство Петруши Гринева
  5. Мои рисунки к роману
  6. Самое мучительное испытание Петруши Гринева в романе
  7. Перечитывая «Капитанскую дочку»
  8. Твоя тема

Обосновать выбор темы письменной работы; оправдан ли один из эпиграфов в «Капитанской дочке»: «Старинные люди, мой батюшка»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

А.С. Пушкин .Творческая история повести "Капитанская дочка"

Вводный урок  перед изучением повести "Капитанская дочка"....

Литература. Презентация "Капитанская дочка". А.С. Пушкин. 8 класс

Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это "Воспитан...

Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый  случай"....

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...